РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
рабочая программа (3 класс)

Свищева Инна Алексеевна

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vneuroch_-_kopiya.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ:

ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»

для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

        Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

   Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

          СП 2.4.3648-20;

        СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы утвержденной приказом от ________ .

            Программы курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.),

Общая характеристика курса

Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

Новизна программы.

Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».

Задачи:

Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Место учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 3 классов, 1 час в неделю, 34часа в год

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Программа  ориентирована на овладение учащимися  технологией продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.

 

Этапы продуктивного чтения:

подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия,

фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное

чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов и др.);

работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.

Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение.

Практическая работа с текстами.

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)

Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности  на уровне начального общего образования

Личностные результаты:

  •  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  •  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  •  чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  •  понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;
  • этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.
  • Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

  •  извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах
  • (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  •  пользоваться словарями, справочниками;
  •  осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы.

 

Предметные результаты:

 

  • воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для  характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;
  •  видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  •  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Форма проведения занятия

Часы

ЭОР

теория

практика

1

Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.)

Введение. Кого можно считать настоящим читателем?

Беседа-дискуссия

1

0

 http://school-collection.edu.ru

 

http://fcior.ru

2

Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга.

Занятие-диспут

0,5

0,5

 http://viki.rdf.ru/

 

3

Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч)

Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод».

Работа с книжным текстом

0

1

http://school-collection.edu.ru

4

Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся».

Работа с книжным текстом

0

1

 http://nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

 

5

Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы»

Работа с книжным текстом

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

6

Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?»

Работа с книжным текстом

0

1

http://school-collection.edu.ru

7

 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер  «Чья корзинка тяжелей?»

Чтение по ролям

0,5

0,5

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

8

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание).

Литературная игра

0

1

http://school-collection.edu.ru

9

Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень».

Путешествие по страницам книг

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

10

Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный»

Путешествие по страницам книг

0

1

http://school-collection.edu.ru

11

Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

12

Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

Беседа-дискуссия

0

1

http://school-collection.edu.ru

13

Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения.  Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

Занятие-интервью

0

1

http://school-collection.edu.ru

14

Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник».

Инсценирование

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

15

Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

Инсценирование

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

16

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?»

Игра-драматизация

0

1

http://school-collection.edu.ru

17

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй »

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

18

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй»

Чтение по ролям

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

19

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно».

Чтение по ролям

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

20

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре»

Литературная гостиная: конкурс стихов

0

1

http://school-collection.edu.ru

21

Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз».

Беседа-дискуссия

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

22

Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…»

Игра-драматизация

0

1

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

23

Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Л. Толстой.

Виртуальная экскурсия

0

1

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

24

Составление кроссворда к прочитанной книге.

Литературная игра

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

25

Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда».

Игра-драматизация

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

26

Практическая работа с текстом «Замечательные дома».

Литературная игра

0

1

 http://viki.rdf.ru/

 

27

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Путешествие по страницам книг

0

1

 www.slovari.ru,www.gramota.ru,

 www.academic.ru 

28

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Путешествие по страницам книг

0

1

 www.slovari.ru,www.gramota.ru, 

www.academic.ru 

29

Работа с информациией.

Библиотечный урок

0

1

www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru 

30

Особенности чтения текстов математических задач.

Интегрированное занятие

0

1

proekt@videouroki.net

31

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Интегрированное занятие

0

1

proekt@videouroki.net

32

Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?»

Викторина

0

1

proekt@videouroki.net

33

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

Занятие-диспут

0

1

http://school-collection.edu.ru

34

Обобщение пройденного за год.

Групповое обсуждение

1

0

http://school-collection.edu.ru

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Примечание

план

факт

1

Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.)

Введение. Кого можно считать настоящим читателем?

1

2

Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга.

1

3

Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч)

Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод».

1

4

Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся».

1

5

Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы»

1

6

Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?»

1

7

 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер  «Чья корзинка тяжелей?»

1

8

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание).

1

9

Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень».

1

10

Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный»

1

11

Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

12

Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

1

13

Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения.  Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

1

14

Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник».

1

15

Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

1

16

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?»

1

17

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй »

1

18

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй»

1

19

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно».

1

20

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре»

1

21

Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз».

1

22

Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…»

1

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

23

Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Л. Толстой.

1

24

Составление кроссворда к прочитанной книге.

1

25

Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда».

1

26

Практическая работа с текстом «Замечательные дома».

1

27

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

1

28

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

1

29

Работа с информациией.

1

30

Особенности чтения текстов математических задач.

1

31

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

1

32

Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?»

1

33

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

1

34

Обобщение пройденного за год.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4  класса  составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов состоит из: пояснительной записки, описания места курса в учебном плане,результатов изучения курс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Пояснительная записка Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:Программа курса внеурочной деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...