РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов
рабочая программа (1 класс)

Николенко Евгения Борисовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов состоит из: пояснительной записки, описания места курса в учебном плане,результатов изучения курса,содержания курса,форм и методов работы,тематического планирования,календарно-тематического планирования,списка литературы.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность 1класс23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной

программе с изменениями утвержденными

  приказом от _________  номер _________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

имени Л.И.Золотухиной


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности»

Классы: 1 а,б,в,г,д,е.

Учитель: Николенко Евгения Борисовна

Срок реализации программы -2019/2020гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего: 33ч/год;1ч/неделю

Сургут, 2019 год

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности Радуга» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4.

Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного  возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Преемственность и межпредметное  взаимодействие:                                                                                                                                                                                              Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.

Описание места курса в учебном плане.

Занятия в данном курсе проводятся один раз в неделю. 33 часа в год.

Результаты изучения курса

1.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

1.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

1.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

8)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

Ценностные ориентиры содержания предмета:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами финансово - экономической деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Программа реализует:

- идею метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

- системно - деятельностный подход в обучении основ финансовой грамотности ,что предполагает синтез процесса совершенствования финансово - экономической деятельности у учащихся

- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

Содержание курса

Инструктаж по технике безопасности.

1.Введение в экономику (1 час):

- Введение в экономику;

- Знакомство с понятием «экономика»;

- Для чего нужна экономика.
2. Потребности (9 часов):

- Потребности;

- Что такое «потребность»;

- Какие бывают потребности;
- Домашнее хозяйство;

- Распределение ролей в семье;

- Домашние обязанности в семье;

- Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов):

-Что такое «товар»;

- Какие бывают товары;

-Где можно приобрести товары и услуги;

- Зачем нужна реклама;

- Роль рекламы.
4.Деньги (11 часов):

-Зачем нужны деньги;

- Как появились деньги;

- Деньги и страны;

- Где и как хранятся деньги;

- Что такое источник дохода;
-Что такое «маркетинг»;

- Обмен;

- Рынок;

- Торговля;

- Взаимоотношения продавца и покупателя;

-Конкуренция.

Формы и методы работы.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Школьный экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:

- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности;

5. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-

экспозиционный фонд Банка России;

- предприятия и объекты инфраструктуры города;

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

4. Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Количество часов

 теория

Практика

1

Введение в экономику

1

1

-

2

Потребности

9

5

4

3

Товары и услуги

12

6

6

4

Деньги

11

5

6

Итого:

33

17

16

Календарно-тематическое планирование

        Тема урока

Дата

План

Факт

Инструктаж по технике безопасности.

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика.

Потребности.

Потребности.

Что такое «потребность».

Какие бывают потребности.

Домашнее хозяйство.

Домашние обязанности в семье.

Домашние обязанности в семье.

Что такое бюджет семьи.

Что такое бюджет семьи.

Что такое «товар».

Что такое «товар».

Какие бывают товары.

Какие бывают товары.

Где можно приобрести товары и услуги.

Где можно приобрести товары и услуги.

Где можно приобрести товары и услуги.

Зачем нужна реклама.

Зачем нужна реклама.

Роль рекламы.

Роль рекламы.

Роль рекламы.

Зачем нужны деньги.

Как появились деньги.

Деньги и страны.

Где и как хранятся деньги.

Что такое источник дохода.

Что такое «маркетинг».

Обмен.

Рынок.

Торговля.

Взаимоотношения продавца и покупателя.

Конкуренция.

                                                                                                   Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.– М., 2003
.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4  класса  составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Изучение  курса «Финансовая грамотность»  соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:осознание роли ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 2 - 4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 2 - 4 классов...