Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет
методическая разработка по музыке на тему

Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниковой Чеканова В,А. составила свою адаптированную программу по шумовому оркестру, которую апробировала в стенах школы искусств 3 года на отделении раннего эстетического развития детей "Прелюдия". Основные принципы программы и методы работы на уроке и были изложены в этом докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_formy_i_metody_raboty_v_shumovom_orkestre.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение на тему:

«Основные формы и методы работы на уроке шумового оркестра с детьми 5-6 лет»

Выполнила:

Преподаватель МОУДОД

 «Школа искусств №4» г. Ангарска,

музыковед

Чеканова В.А.

 

Предмет «Шумовой оркестр» преподается в нашей школе с 2008 года на отделении раннего эстетического развития детей «Прелюдия».

Игра на детских музыкальных инструментах весьма плодотворна для музыкального развития детей. Об этом говорили многие педагоги – музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, Карл Орф и другие). Особенно важной игра в оркестре является для детей, которые в будущем желают освоить какой-либо профессиональный музыкальный инструмент.

 В процессе музицирования дети развивают не только многие стороны музыкального слуха (такие как чувство ритма, тембровый, динамический, звуковысотный слух), но и приобретают навык игры в ансамбле, развивают память, внимательность, обогащают словарь музыкально-слуховых впечатлений, реализуют в доступной форме свой творческий потенциал.

Для создания шумового оркестра в школе необходимо иметь инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределенной высотой звучания. Инструменты шумового оркестра можно условно разделить на несколько тембровых групп:

  1. Шуршашие: маракасы, тамбурины, румбы.
  2. Ударные: бубны, барабаны.
  3. Металлические звенящие: треугольники, металлофоны.
  4. Деревянные стучащие: тон-блок, кастаньеты, ксилофоны.

Для занятий выбирается ярко образный, доступный для восприятия дошкольников музыкальный репертуар только из классических произведений. Ведь наша задача – не только развить музыкальные данные ребенка, но и сформировать музыкальный вкус дошкольников. К примеру, в программу шумового оркестра входят произведения Моцарта, Штрауса, Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Грига и других композиторов.  

Программа, по которой занимаются в нашей школе, рассчитана на пяти-шестилетних детей. Занятия проводятся один раз в неделю в групповой форме.

Каждое занятие имеет свой четкий алгоритм, строгую структуру.

  1. Песня – приветствие.
  2. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  3. Повторение разученного ранее произведения, отработка сложных моментов (ритмических особенностей, приемов звукоизвлечения).
  4. Разучивание новой пьесы.
  5. Подвижная игра (игры с инструментами, игры на развитие творческой фантазии и другие)
  6. Музыкальная импровизация.
  7. Песня – прощание.

Некоторые пункты из разделов занятия являются обязательными для каждого занятия, как, например, песня – приветствие, песня – прощание, игра музыкальных произведений, подвижная игра. Некоторые виды деятельности включаются эпизодически, такие как пальчиковые игры и музыкальная импровизация, в зависимости от конкретных целей каждого занятия.

  1. Песня – приветствие, начало занятия. Дети здороваются в песенной форме с педагогом, другими детьми, музыкальными инструментами, простукивают на инструменте либо звучащими жестами ритм своего имени, заданных фраз, либо импровизируют под аккомпанемент на выбранном инструменте. Данная часть занятия направлена прежде всего на создание непринужденной атмосферы в классе, необходимой для эмоционального раскрепощения детей, а также в доступной для детей форме происходит развитие ритмического слуха, вокальных навыков и навыка творческой импровизации.
  2. Повторение разученного ранее произведения. Прежде всего на занятии необходимо поддерживать непринужденную атмосферу и заинтересованность в процессе каждого ребенка, поэтому дети самостоятельно выбирают для игры тот инструмент, который им больше нравится. Но в ходе занятия инструменты нужно менять, чтобы каждый ребенок поиграл на как можно большем количестве шумовых инструментов. Специфика шумового оркестра состоит в том, что освоение инструментов не требует от детей специальной подготовки, поэтому играть в оркестре начинают сразу все дети и на всех инструментах.
  3. Разучивание нового произведения. Разучивание новой пьесы всегда должно предваряться ее прослушиванием, а далее кратким образным анализом. Необходимо предложить детям самим придумать название новой пьесе, краткий сюжет. Также желательно показать портрет композитора, создавшего произведение, либо рассказать какую – нибудь интересную историю о нем или о произведении. Положительно зарекомендовал себя метод сказочной истории к прослушиваемому произведению (но при этом текст сказки ритмически должен соответствовать ритму мелодии). На раннем этапе занятий (в первом полугодии) педагогом подбираются более короткие, одночастные произведения. Далее форма разучиваемых пьес расширяется до двух – трехчастной.

К примеру, процесс разучивания «Итальянской польки» Сергея Рахманинова имеет следующую сказочную основу.

 «Одним весенним, теплым днем у жука был день рождения. Но жук считал себя некрасивым, неуклюжим, стеснялся своей внешности и поэтому никого не пригласил на свой праздник. И тогда насекомые, которые жили с ним в одном лесу, решили сделать ему сюрприз и все вместе пришли к нему в гости. Чтобы было веселей, они собрали самые громкие музыкальные инструменты. Первыми к двери подошли кузнечики и начали громко стучать. Жук  не хотел открывать дверь, но комарики тонкими голосами уговорили его впустить гостей. Жук открыл дверь, и к нему домой вошли и кузнечики, и комарики, и червячки, заскакали веселые блошки. Все вместе они поиграли на музыкальных инструментах  и сели  пить чай».

Тут важно предложить детям самим выбрать тембр инструмента, соответствующего персонажу и издаваемым звукам.

Первая часть

Барабан: (кузнечики стучат вдверь)

Бам, бам, бам!

Бубен: (из-за двери спрашивает жук)

Кто там?

Барабан:

Бам, бам, бам!

Бубен:

Кто там?

Треугольник: (пищат комарики)

Открывай скорей, и встречай гостей.

Детям доставляет искреннее удовольствие не только повторять текст разученных сказочных историй, но и проигрывать их на инструментах. Но в процессе закрепления следует убедить детей произносить текст про себя, шепотом, чтобы не заглушать музыку.

Таким образом, когда дети осваивают ритмическую структуру музыкального произведения, запоминают последовательность игры инструментов благодаря подтекстовке, начинается этап активного восприятия музыкального произведения, приносящего ребятам большую радость и гордость от осознания самостоятельной игры. Исполнять произведение дети могут как и под аккомпанирующее фортепиано, так и под фонограмму.

Необходимо на занятии чередовать моменты статичные (игра в оркестре) с подвижными играми, в которых дети имеют возможность не только физически размяться, но и проявить свою фантазию, воображение, выносливость и ловкость.

Немаловажное значение имеют и пальчиковые игры, так как в них не только развивается мелкая моторика пальцев, необходимая для уверенной игры на инструментах, но также память, внимание, координация движений.

Прием импровизации под незнакомую музыку вводится обычно со второго полугодия, когда дети научены внимательно относиться к звучащей музыке, умеют подбирать наиболее соответствующие тембры инструментов и приемы звукоизвлечения.

Все выбранные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра направлены на формирование у дошкольников устойчивого интереса к инструментальному музицированию, качественного музыкального вкуса, творческого отношения к процессу обучения, способствуют развитию общих и музыкальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения

Использование основных форм и методов интерактивного психологического воздействия в воспитательной работе образовательного учреждения...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня ".

Статья на тему: "Основные формы и методы работы с учащимися в группе продлённого дня"....

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

Статья на тему "Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня"...