«Заклички, потешки, прибаутки, пестушки»
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Спиридонова Светлана Геннадьевна

Воспитательная и образовательная ценность закличек, потешек, прибауток и пестушек. Нужны ли они современным детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_word.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Заклички, потешки, прибаутки, пестушки»

ЦЕЛЬ: изучение                                    

ЗАДАЧИ:

                                                                               

ОБОРУДОВАНИЕ:

ЭТАПЫ УРОКА

1. Организационный  момент -1мин.

2. Постановка цели урока – 2 мин.

3.  Проверка  домашнего  задания.

4. Физкульт.минутка – 3 мин.

5. Объяснение нового  материала.

6.  Контроль  знаний  учащихся.  

Ход урока.

1. Организационный  момент (1мин.)

 

2. Постановка цели урока  (2мин.)

    

Учитель: Ребята, сегодня на уроке, мы продолжим наше путешествие по                    детским  жанрам  народного  творчества. Какие?

Дети:       Прибаутки, потешки, скороговорки,  заклички  и другие.

Учитель: - Но перед тем. как отправиться  в  новый  путь, мы должны  проверить

                  наш багаж, а это прошлое домашнее задание.

   

3.  Проверка  домашнего  задания.

Учитель:  Давайте  вспомним, о чём  шла речь на прошлом уроке?

Дети:       Колыбельные песни.

Учитель:  Для чего  нужны человеку колыбельные песни?

Дети:     Для того, чтобы  укачивать  младенца. А вместе с убаюкиванием рас-                                                                                                                                               сказать  ему  о  жизни, которая окружает его, о  семье в которой он                   живёт.

Учитель:  Какая колыбельная песня должна быть по характеру?

Дети:        Нежная, ласковая, спокойная, ритм у неё монотонный, укачивающий.

Учитель: - Ребята, я просила вас из полюбившихся колыбельных  составить

                 книжечки. Давайте  посмотрим,  что  у  вас  получилось?

       

Делаем  выставку  из  книг,

 дети  сами выбирают лучшие  книжечки, оценивая работы  друг  друга.

Учитель: Молодцы, ребята, с домашним заданием все справились на «отлично».                 И  ещё  об  одной  особенности  колыбельной песни  мне  хочется  сказать. В  любую из них  можно  вставить имя того младенца, которому она поётся. Кто хочет спеть  свою колыбельную со своим именем.

Вызываю  2 –3 человека

 Учитель: Ребята, с какими фантастическими героями вы познакомились в колыбельных?

Дети:  -   Дрёма, Бука, Угомон, Бабай и др.

Учитель: - Какие они по характеру?

           

ЗАДАНИЕ: Изобразите, каким голосом и с каким настроением вы спели бы                эту колыбельную:

                                                                         

 Люлю, люлю, люлю, бай,

                                          Под окошком дед Бабай

                                          Говорит: «Вову отдай». 

 Учитель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

4. Физкультминутка (3мин.).  

Проводится игра « Коза»

5. Объяснение нового  материала.

                                                                                             

Учитель: Есть такая деревушка, а называется она «Фольклорушка». Живут в ней поживают простые крестьяне. Они трудятся, любят друг – друга играют свадьбы, рожают детей, воспитывают их. Всё как везде, но особенность этой деревни в том, что каждая семья хранит в своём доме различные сокровища народного фольклора и передаётся это богатство из поколения в поколение. Но они не жадничают и охотно  делятся своими  знаниями  со всеми, кто приходит к ним с миром.

                  Вот сейчас мы с вами и отправимся к ним в гости. Сначала мы отправимся в дом к Прибауткиным. Посмотрите, ребята, что это происходит у них во дворе?

Показываю картинку №1,такие же  карточки у детей на столах

- Какое  настроение у героев?

- Что они чувствуют?

 Дети:      Курица с петухом беспокоятся, суетятся. А девчата с парнем смеются над ними.

Учитель:  Прочитайте прибаутку. Какая должна быть музыка у этой прибаутки?

                   (весёлая, живая, озорная, подвижная).

- Послушайте, как её исполняют Прибауткины. (исполняю сама, затем дети)

- Послушайте ещё одну прибаутку: «На  болоте  стот  пень».

_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________

                                   На болоте стоит пень,

                                   Шевелиться  ему  лень,

                                   Шея не  ворочается,

                                   А  посмеяться  хочется. 

Учитель: Понравилось? Ребята, а кто малышам исполняет такие прибаутки?

Дети:   Мамы и нянюшки с помощью прибауток знакомили ребёнка с окружающими предметами, бытом. Забавлять  и веселить  малыша надо тоже со смыслом: отвечать на его многочисленные вопросы и одновременно развивая речь малыша, его память  и  внимание.

Учитель: Ребята, как вы поняли, что такое прибаутки?

Дети:    Это  небольшой смешной рассказ  или  весёлая  песенка – стишок,                 который  сопровождается игрой и игровыми  движениями.

Учитель: - А сейчас нас приглашает в гости семья Пестушкины. У них тоже                 есть, что нам показать. Как вы думаете, что они хранят в своих сундуках?  (пестушки и потешки). В старину их ещё называли – тютюшки, тутушки. Подпевая  различные  пестушки, мать пестует ребёнка, т.е. она подбрасывает  его вверх, а потом  ловит. Вспомните, наверняка с вами тоже так играли. Потешки, пестушки по всей  вероятности, получили  своё  название  от  песта,  которым  толкут  что-нибудь                   в ступе. А  вы  помните  какую-нибудь  потешку  или  пестушку? «Ладушки» - давайте споём  её  все  вместе  с  движениями  в  паре.

- Как  вы  думаете,  для чего исполнялась  такая  пестушка?

Дети:      Развивает  внимание,  массажирует  ладошки.                                                         

Учитель:  А есть ещё известная пестушка «Сорока – белобока». Помните?               (движением  напоминаю). Когда ребёнок начинает учиться вставать, его                   берут под мышки, ставят ножками себе на колени, и подскакивая               пяточками, напевают: ( карточка  №2)

                                             

                                                      Тритатушки,  три-та-та!

                                                      Вышла кошка  за  кота,

                                                      За  Кота  Котовича-

                                                      За  Иван  Петровича.

                                                      Ходит  кот по  лавочке,

                                                      Водит  кошку  за  лапочку.

                 

- Итак, для чего же  служат пестушики и потешки?

Дети:    С помощью их малыш приучается к определённым движениям, ловкости.

Учитель:  А  теперь  переходим  на двор к Закличкиным. Здесь  мы познакомимся  с  закличками  и  приговорками,  которые  в  деревнях знали все от мала до велика.

 - Вы  знаете  какие - нибудь  заклички?

 - Когда  долгое  время  нет  дождя,  то  ребятишки, бегая  по  улице напевают  и  «дразнят»  дождик: ( карточка №    )

           

                                 Дождик, дождик,  пуще!

                             Едет  Ванька  с  гущей,

                             Задел  за  пенёк –

                             Освятился  огонёк,

                             Задел  за  кочку –

                             Пролил гущи  бочку.

-   В  пасмурную  же  погоду   поют: (карточка №    )

                 

                                                            Радуга - дуга,

                                                Не  давай  дождя.

                                                Давай  солнышка  

                                                      Из-за  облышка!

   

Учитель: К  закличкам и приговоркам относятся ещё и колядки. Как называли  тех, кто  их  исполнял? (Колядовщики)

- Что  они  делали? (Обходили в деревне все избы, в праздник, и  величали хозяев.  Желали  им  добра,  хорошего  урожая, приплода скота, здоровья и просили за это  вознаграждение: сладости  или  монетки. Скоро  рождественские  праздники  и  мы  с  вами  выучим  новогоднюю  колядку:  (карточка №    )

На  счастье,  на  здоровье,

                         На  новое  лето!

Роди,  Боже,  жита, пшеницы

 И  всякой  пашаниницы.

  Сею, вею,  посеваю,

  С  Новым  годом  поздравляю,

  С  Новым  праздником!

                                             Открывайте  сундучки,

 Доставайте  пятачки.

Вам – для  потешки

Нам  на  орешки!

- Выберите понравившуюся вам колядку, и дома попробуйте сочинить  к ней  мелодию. Это и будет домашним заданием.

6.  Контроль  знаний  учащихся.  (            )

Учитель: Ну что, ребята, вот и подошло наше время к концу. Понравилось в деревне  «Фольклорушка»? А в каком доме вам больше всего понравилось? А почему?  (выставляю  оценки, выделяю  самых  активных  на  уроке.)

                         

На  этом  наш  урок  закончен.  Досвидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Материал внеклассного занятия познакомит детей с русскими народными потешками, прибаутками, песнями. В разработке помимо основного материала прсутствует раздаточный материал....

Презентация "Русские народные песни, потешки, прибаутки"

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Устное народное творчество" в любых  УМК....

Презентация к уроку литературного чтения "Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы" (1 класс)

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы" 1 класс.Цель : - познакомить  с жанрами устного народного творчества....

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Потешки, прибаутки"

Презентация знакомит учащихся с малыми фольклорными жанрами, обогащает словарный запас, прививает любовь к чтению....

Потешки и пестушки

Задание для учащихся....

Потешки и пестушки

Задание для учащихся....

Презентация "Пестушки,потешки,прибаутки"

разеологизмы: Имеют значение Нельзя вставить новые слова Делают речь яркой, выразительной, точной Выполняют в речи роль слова, называют все, что нас окружает Точные выражения, сочетания слов Их нельзя...