Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
план-конспект урока (музыка) по теме

Ткаченко Оксана Ивановна

 

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности», посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс25.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

МАОУ «СОШ №17»  г. Губкина Белгородской обл.

Ткаченко О.И., учитель музыки

Цель мастер-класса: 

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма у детей младшего школьного возраста

Задачи:

  1. познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у младших школьников.
  2. раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
  3. показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, ритмо-палочки, различные ритмы, детские музыкальные и шумовые инструменты.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя музыки.

План проведения мастер- класса:

  1. проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;
  2. рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), разучивание песни с ритмическими движениями «Кузнец и Лошади» с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники получат знания о эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Пояснительная записка.

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности», посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Сценарий занятия.

На протяжении многих лет я работаю с 1-4 классами. В первую неделю уроков я провожу диагностическую проверку в каждом классе и слежу за изменением отношения ребят к музыке.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ.

Тест «Есть ли у вас фантазия?»

Такой тест я провожу ежегодно в каждом классе, изменяя вопросы, согласно возрастным особенностям ученика и слежу за их изменениями по развитию творческих способностей и фантазии, а затем перед собой ставлю определенные задачи. Одна из них - это развитие чувства ритма. Как же помочь ребенку развить чувство ритма? Для этого я использую разнообразные песенки-попевки с ритмотопами и ритмохлопами, ритмо палочки, карточки, содержащие ритмические схемы, а так же активно использую на уроках и занятиях шумовые и музыкальные инструменты, вовлекая детей в исполнительскую деятельность. Предлагаю детям самим прохлопывать ритм, придумывая к ним дополнительно инсценированные движения. Выполнение творческих заданий, самостоятельный поиск их решений. Применение методики  «ХОР РУК».

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на уроке/занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи с прекрасным – с музыкой. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир ритмики.

Практическая часть:

Эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей я использую на музыкальных занятиях.

ПЕСНЯ-ПРИВЕТСТВИЕ «В этот чудесный день» (пение с выполнением ритмических движений). 

РАСПЕВКА «Мои уточки с утра» (пение с выстукиванием ритмического рисунка).

«Уж как шла лиса по травке», «Кошкин дом» - (прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).

При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

ПЕСНЯ-ПОПЕВКА  «У оленя дом большой» выполняется песенка с ритмическими движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание.

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Зайка по лесу бежит

В дом к нему стучит

Тук-тук

-Дверь открой

Там в лесу охотник злой

-Зайка, зайка, забегай

Лапу мне давай

В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с ритмо-палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

«Рыбка»

Рыбка, рыбка, (2 раза стучим перед собой палочкой)

Вот (передаём соседу справа) червяк (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочкой)

Чуточ- (передаём соседу справа) -ку. (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Не проси (2 раза стучим перед собой палочкой)

Меня (передаём соседу справа), рыбак, (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Попадусь (2 раза стучим перед собой палочкой)

на удоч-  (передаём соседу справа)  -ку (берём другую палочку, переданную соседом слева).

● Потом все движения проделать в другую сторону

●Потом в 2 раза быстрее, т.е удар и передача на каждую четверть.

«Гром»

Что за грохот,

Что за стук?

Сел комар

В лесу на сук.

Треснул сук

Под комаром –

Вот откуда стук да гром.

Тук – тук – ТУК,

Тук – тук – ТУК

И сломался этот сук.

Тук – тук – ТУК,

Тук – тук – ТУК

И сломался этот сук.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Использование в песнях инсценированных ритмических движений дает возможность детям проявить свои творческие способности, прививают им двигательные навыки и умения, необходимые при передаче выразительности

в движениях.

ПЕСНЯ «Кузнец и Лошади» (разучивание с участниками мастер-класса)

1. Разучивание песни по ролям;

2. Инсценирование движений;

3. Ритмохлоп ролей;

4. Исполнение песни с движениями

1. Я кузнец веселый

Отдыха не знаю.

Молотком тяжёлым

Искры высекаю.

Припев:

Бум-бум бум-бум-бум

(кузнецы на палочках играют римический рисунок та-та ти-ти-та)

Есть подковы у меня (развести руки в стороны)

Бум-бум бум-бум-бум

(кузнецы на палочках играют римический рисунок та-та ти-ти-та)

Приводи скорей коня (развести руки в стороны)

2. Эй, кузнец весёлый  

Я привёл коняшку. (Лошадь подходит к кузнецу)

Плохо без подковы  (Лошадь выставляет ножку и бьёт копытцем)

Не ступить и шагу. (Лощадь поворачивается спиной к кузнецу и показывает ему ступню пр. ноги)

Припев тот же – но Кузнец выстукивает ритмический рисунок по ступне Лошади.

На слова «есть подковы у меня» Лошадь топает поднятой ножкой и даёт левую ступню, действие повторяется.

РАЗМИНКА (динамическая пауза) Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя «БАБКА  ЁЖКА», «ВЕСНА-КРАСНА», «САРА-БАРА-БУ», а так же песни с ритмическими движениями и песни-танцы

Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

 «Бутерброд»

-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)

-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза  хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)

-А это «под» (теперь  ладонью лев. руки 2 раза  хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза  хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

-И сыр ( на «И» - пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» - разжать: «пальцы веером»)

-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» - соединение б. пальца с указательным)

-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза  хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

-И выходит ( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

Сначала упражнение разучивается без музыки, затем разучивается мелодия и дети исполняют песню с ритмическими движениями.

Так через игру мы прививаем любовь к музыке, причем, не только к содержанию песенного материала, но и к самому процессу разучивания и исполнения. Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых инструментов. Можно своими руками изготовить шумовой инструмент, который дети в дальнейшем используют на уроках музыки.

ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Для чтения ритмов применяю наглядность. Например, ритмы для деревянных инструментов можно выложить/нарисовать на листе красного цвета в форме треугольника, а остальные на листе жёлтого цвета в форме круга. Для детей помладше можно выложить ритм в форме гусенички, или вагончиков и т.д. Так же ноты и длительности можно заменить на разные предметы. Например, звук ТА – долгий звук (четверть) большой божьей коровкой, бабочкой, грибком, рыбкой. А звук ТИ – короткий звук (восьмая) – соответственно, маленькой божьей коровкой, бабочкой, грибком, рыбкой и т.д. Паузу можно обозначить червячком (вертикально). Это добавляет забавности и привлекает внимание детей.

Исполнение музыкальной пьесы под сопровождение шумовых инструментов (шуршики, бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники, тарелочки, другие шумовые инструменты). По ходу исполнения педагог меняет ритмы.

В проведении урока/занятия правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, ритмотанцы, все должно подчиняется одной сюжетной линии.

В качестве домашнего задания детям можно предложить на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание).

НА ЗАДАННЫЙ РИТМ ПРИДУМАТЬ СЛОВА И МЕЛОДИЮ. 
( можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание).

Очень важно правильно закончить занятие с детьми, т.е. целесообразно подвести итог и провести рефлексию.  Варианты разнообразны, но это уже тема другого мастер класса.

Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических упражнений, которые я рекомендую применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма у обучающихся.

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык музыки не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему; но она наполнит гармониею мир их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)

Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций  в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...

Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»

Данный материал можно использовать как мастер-класс на педсоветах, конференциях (секции учителей начальных классов)...

Мастер - класс "Методы и приёмы развития орфографической зоркости"

К.Д.Ушинский писал: «Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои м...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Программа "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Программа содержит диагностические методики, а также  формы и методы развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности....

Дидактические игры для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ

Развитие чувства ритма является необходимым условием для успешного овладения навыками письма и чтения. Регулярная, систематическая работа для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ является...

Мастер класс «Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"

Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки...