Тема: П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик».
план-конспект урока (музыка, 4 класс) по теме

Прокопьева Лидия Анатольевна

Тема: П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик».

(«Марш», «Фея Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе, «Вальс цветов»)

Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

        Задачи:

 Образовательные:

  • познакомить учащихся с балетом «Щелкунчик»;
  • раскрыть понятие: балет

 Развивающие:

  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение, литературную речь.

 Воспитательные:

  • воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях.

Универсальные учебные действия:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

 Тип урока -урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: коллективная , индивидуальная

Методы: 

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

                «Марш», «Танец феи Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                    Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;
  • Видеофрагменты балетов;
  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • Листы для рефлексии.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

  1. Постановка цели и задачи.

3. Актуализация знаний.

  1. Вступительное слово учителя

  1. Слушание и анализ произведения.

  1. Повторное слушание.
  2. Рефлексия.

  1. Итог занятия

Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

- Слышите? Как нежно и светло звучит музыка.

Тихо – тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…

- И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И. Чайковского поведут нас в мир …

- А какой мир вы мне скажите сами.

- Вы любите сказки?

- А вы знаете сказку «Щелкунчик» Гофмана.

- А о чем она?

- Кто такой П.И. Чайковский?

- Что он писал?

- П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку и она ему очень понравилась. И решил написать музыкальный спектакль.

- Где показывают спектакль?

- Что используют для показа спектакля?

- Кто знает как называется этот жанр в музыке?

      - Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет. Так называют спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства.   

- Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Но принято считать, что он возник во Франции, поэтому все движения в танце звучат на французском языке.

- Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.

- А как танцуют?

- А вы знаете как называют танцовщиц балет?

- Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья.

- Кто знает как они называются?

- А что у них на ногах, чешки?

- Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

- Каждое движение в балете – это словно рассказ о том, что бы человек мог сказать словами, но передает это движениями танца, т.е. это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют.

- Сегодня мы посмотрим отрывки из балета к сказке «Щелкунчик».

- Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский создал в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний и двух замечательных балетов – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

- Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах, рассказал в нем о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.

- Как же это показано в бале?

- Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка. (включается «Марш» из первого действия)

- На что похоже это произведение?

- Как вы определили, что это марш?

- Правильно, в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.

- Какой характер движения музыки?

- Какой темп?

- Какой регистр?

- При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка?

Физминутка.

А потом снова звучит музыка, которая вначале. Начинаются танцы.

- Танцы взрослых и детей прерывают приход старого мастера игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика.

- Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.

- Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой. Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско в смятении разбежалось. Щелкунчик же, победив своего заклятого врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек.

- Маша и Щелкунчик по дороге попадают в царство феи Драже.

- В волшебном царстве сладостей и игрушек к возвращению принца Щелкунчика и его избранницы Маши готовится пышное празднество.

- По реке и розовой воде в золотой ладье приплывают Маша и принц. Их радостно встречают фея Драже со своей свитой и принцессы – сестры Щелкунчика. Начинаются танцы.

- Чайковский написал несколько танцев «Китайский танец – час», «Арабский танец – кофе», «Танец феи Драже»

- Если бы вы были композиторами как вы думаете, какие могут быть мелодии этих танцев? Одинаковые?

- Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны.

- У арабов какие особенности?

- У китайцев?

- У танца Феи?

- Сейчас мы послушаем музыку, а вы должны догадаться, что это за танец?

(«Арабский танец – кофе»)

- Какой это за танец?

- Почему его назвали «Арабский танец – Кофе?

- На сколько частей можно разделить эту музыку?

- Как вы догадались?

- Музыка первой части очень хорошо передает медлительные движения танцующих. Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов.

- А вторая часть?

- Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее.

- Какой темп в музыке?

- Какой характер?

- Какому народу принадлежит эта музыка?

- Где можно услышать эту музыку?

- Слушаем следующий танец.

(«Китайский танец – чай»)

- Какой это за танец?

- Как вы определили, что это «Китайский танец – чай»?

- Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание народных музыкальных инструментов. В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук. Они часто сочетаются с инструментами, звучащими в низком регистре. Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, пиццикато (то есть игра щипком, а не смычком) струнных и отрывистые терции фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости.

- Какой характер музыки?

- Какой темп? Лад? Регистр?

- А сейчас давайте послушаем «Танец феи Драже». (слушаем)

- Что вы можете сказать про эту музыку?

- Этот танец рисует нежный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка. Где можно услышать эту музыку?

- Какой характер?

- Какой? Лад?  Ритм?

- Послушайте заключительный  танец праздничного представления и подумайте как он может называться? (слушаем)

- Что это за танец?

- Правильно, это вальс.

- Какая музыка?

- Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Они как бы одевают этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты), а затем включается струнная смычковая группа.

- Где можно услышать эту музыку?

- Какой характер? Темп? Лад? Регист?

- Мягкая, чарующая тема вальса является одной из лучших в балете «Щелкунчик»  

«Вальс цветов» он выделяется своей поистине сказочной красотой. Зло побеждено, добро победило!

Творческое задание: нарисовать новогоднюю открытку на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». Постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали.

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

- Что такое балет?

- Как называют танцовщиц балета?

- А танцоров?

- Что на ногах у балерин?

- Вам понравился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»?

Вспоминают содержание

Композитор

Музыку

На сцене

Костюмы, декорации, музыку, танец…

Ответы детей

Легко, изящно, на носочках

Балерины

Они называются пачки.

На ногах у них не чешки, а специальные пуанты.

Повторяем хором все новые слова

Слушают «Марш»

Это произведение похоже на обычную маршевую музыку

Ответы детей

Ответы детей.

Восточные танцы.

Колокольчики,

Сказочно.

Слушают «Арабский танец – кофе»

Арабский танец – кофе.

На две

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают «Китайский танец – чай»

Ответы детей.

Слушают «Танец феи Драже»

Ответы детей

«Слушают «Вальс Цветов»

Вальс

- Радостная, пышная, ликующая, жизнерадостная.

Выполнение творческого задания (слушают музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...

Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»

П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома». Но прежде чем мы ...

«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».Класс: 2 «В»Цель: познакомить детей с музыкальным произ...

Музыкальный брейн ринг по балету "Щелкунчик" П.И.Чайковского

В данной игре используются интересные вопросы из истории появления балета, содержании, а также музыкальные фрагменты....

Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Конспект открытого урока музыки в 4 классе     Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»...

Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...