Рабочая программа учебного курса «Музыка» 3 класс Ригина Г.С.
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Бизина Светлана Анатольевна

 2013-2014 учебный год  (базовый уровень) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП музыка77.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

«Гимназия №2»

Утверждаю  

Директор гимназии                                                                                            

                                                                                                                                  Бондаренко Л.К.________                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                      «_____»___________201         г.

Рабочая программа  учебного  курса «Музыка»

3-А  класс

на 2013-2014 учебный год

(базовый уровень)

Учитель:  Бизина С.А.

Составлена на основе авторской  программы: Ригина Г.С. «Музыка Программа четырехлетней начальной школы»

Учебник: Ригина Г.С. Музыка. Обучение. Творческое  развитие.  Воспитание.:

Учебник для 3 класса

Количество часов на учебный год:       34    ч.

Количество часов в неделю:  1 ч.

2013 г.

1. Пояснительная  записка

Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  Ригиной  Г.С. «Музыка».

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

учебник: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс в 2 частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2013.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

 В основе концепции музыкального воспитания в начальной школе лежит педагогическая система Л.В. Занкова: ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспитания. Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем.

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.

Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Цель курса

заключается в закладывании основ музыкальной культуры интеллигентного человека: воспитании ценителя высоких образцов музыкального искусства, способного отличать художественные образцы музыкального творчества от псевдо-художественных явлений в мире музыки.

Задачами начального курса являются:

  • расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
  • развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности;
  • пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников;
  • формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.

           В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному    искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);

тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);

воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);

систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);

певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников(Н.Д.Орлова, Т. Н. Овчинникова). 

            Актуальность, педагогическая целесообразность программы:

занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека как целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.

Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношения к действительности.

Приобщение детей к музыкальному искусству необходимо как условие воспитания полноценного зрителя, слушателя; как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта, необходимого в любой сфере деятельности; опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознание самого себя как потенциального творца, как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в музыкальную культуру.

 В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
          
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
      
В сюжет занятий включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.   

Виды  и формы деятельности на уроках музыки.

Хоровое пение - хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно в пределах до1 - ре2 (си м - ми2) октавы. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двухголосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.
      
    Пение по нотам - вид деятельности, активно развивающий музыкальные способности детей, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство.В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочетании относительной и абсолютной сольмизации с использованием ручных знаков ладовых ступеней и последовательным освоением ладовых интонаций мажорного и минорного ладов. Метод относительной сольмизации, находясь в основе такого сочетания, способствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам.

Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии, либо мелодии, близкие им по интонационному строю.

За четыре года обучения осваивается полный мажорный лад и I - V ступени параллельного минорного лада. Развитие умения петь по нотам с абсолютными названиями нот можно начать со 2-го класса.

В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы способствуют более точной и быстрой ориентации учащихся в нотной записи. Постепенно осваиваются ритмические соотношения из четвертей и восьмых, половинная и целая длительности, половинная с точкой, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности, четвертная, восьмая, целая и половинная паузы при разучивании песен в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.
    
    Одна из основных задач слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова,  А.П.Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф.Стравинского, Г.В. Свиридова, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Б.Бриттена, К.Дебюсси и др.
         Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.
    
    Движения под музыку и игра на музыкальных инструментах чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.

На уроке музыки используются ударные детские музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольники и др. Назначение ритмических аккомпанементов, так же как движений под музыку, - выразить к ней свое эмоциональное отношение, выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ. Если учитель имеет в классе звуковысотные инструменты, то в игре на металлофонах, свирелях и других детских инструментах закрепляются интонации, которые учащиеся осваивают в пении, слушании музыки и импровизации.
       Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, ритмические и мелодические "музыкальные разговоры", мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.
          Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

 групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

(виртуальные в т.ч.) экскурсия, путешествие.

Виды контроля:

вводный, текущий, итоговый

фронтальный, комбинированный,  устный.

Формы (приемы) контроля:

наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

   Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста.

2.Основное содержание программы

В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его обобщением (концентричность).

В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей:

сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;

исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);

образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);

русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);

 исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;

шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).

3 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера.

Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.

Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.

Инструментальная и вокальная музыка.Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др.

Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского. Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С.Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.

Музыкальные жанры. Песня, танец,

марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак  - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете.

Симфония. «Детская симфония» Ф. Й. Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев).

Романс, ария, хор.

Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова).

Картины природы в музыке: музыкальные «краски». Тема персонажа оперы, балета, кантаты

как музыкальная характеристика, музыкальный образ. Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов.

Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы. Повтор и контраст как основные приемы

музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.

Формы построения музыки: двух -трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально_образное содержание музыкальных

произведений, связанных с картинами природы. Инструментальная и вокальная музыка.

Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.

Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.

Композитор - исполнитель  - слушатель.

Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано,

виолончель, флейта - пикколо, челеста и др.

Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни.

Содержание тем учебного курса

3-Й КЛАСС
(34 часа)

I четверть

Тема 1. Сказка в опере и балете

Хоровое пение. "Колыбельная Гвидона" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Песня старой сказки". Муз. В. Мигули, сл. Л. Ошанина. "Вальс снежных хлопьев", хор из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. "Сказки гуляют по свету". Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. "Про сверчка". Муз. И. Морозова, сл. А. Коваленкова. "Робин-Бобин". Муз. Г. Гладкова, сл. К. Чуковского. "Песенка друзей". Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.

Повторение. "Песенка веселых козлят".

Слушание музыки. "Три чуда", "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Испанский танец", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец феи Драже", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. Тема Конька-Горбунка, тема Царь-Девицы, "Царь-горох" из балета "Конек-горбунок". Муз. Р. Щедрина.

Повторение. "Марш Черномора".

Импровизация. "Песенка Аленушки" по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и картине В. Васнецова "Аленушка" (мелодическая). На тему "Сказочки" С. Прокофьева.

Движения под музыку. Дирижирование в размере 4/4. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского.

II четверть

Тема 2. Инструментальная и вокальная музыка

Хоровое пение. "Чему учат в школе". Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. "Пробуждальная песенка". Муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского. "Галя по салочку ходила", украинская народная песня. "Колыбельная медведицы". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. "Песня менуэта". Муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой. "Оркестр чудаков". Муз. В. Тугаринова. "Колядка", украинская нар. песня. "Снежинки". Муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова. "Чудак". Муз. В. Блага, сл. М. Везели, пер. М. Кравчука.

Повторение. "Как под горкой".

           Слушание музыки. "Лебедь" (Карнавал животных). Муз. К. Сен-Санса. "Детская симфония". Муз. И. Гайдна. "Соловей". Муз. А. Алябьева. "Менуэт". Муз. В. А.Моцарта."Кикимора". Муз. А. Лядова.

          Повторение. "Ария Царевны-Лебеди" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова.
           Импровизация. "Я - композитор" (какому музыкальному инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу? "Мелодия". Муз. А. Рубинштейна). На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).

           Движения под музыку. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Дирижирование в размере 4/4.

III четверть

Тема 3. Музыка разных народов

Хоровое пение. Во поле береза стояла", русская нар. песня. "За рекою старый дом". Муз. И. С. Баха. "Колыбельная". Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии. "Заход солнца". Муз. Э. Грига, сл. А. Мунка. "Пастушка", франузская нар. песня. "Кумушка", белорусская нар. песня. "Чунга-Чанга". Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. "Золотая свадьба". Муз. Р. Паулса, сл. Н. Резника. Повторение. "Савка и Гришка".
           Слушание музыки. "Гопак", украинский танец из оперы "Сорочинская ярмарка". Муз. М. Мусоргского. "Шествие гномов". Муз. Э. Грига. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Муз. А. Хачатуряна. Финал IV симфонии П. Чайковского. "Шутка" И.С. Баха.

Повторение. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Импровизация. "Музыкальный разговор" (ритмическая).    

Движения под музыку. "Барыня", русская нар. песня. "Полька", эстонская танцевальная мелодия. "Менуэт". Муз. И.С. Баха.

Тема 4. Картины природы в музыке

Хоровое пение. Русские народные песни: "А я по лугу", "Уж ты сад". "Береза". Муз. В. Веселова, сл. С. Есенина. "Колыбельная песня". Муз. В.А. Моцарта. "Весенняя". Муз. В.А. Моцарта. "Осень". Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина. "Проводы масленицы" из оперы "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова, сл. И. Устюжанина.

Повторение: "Песенка о лете".

Слушание музыки. "Утро". Муз. С. Прокофьева. "Весна и Осень", из музыки к повести А. С. Пушкина "Метель". Муз. Г. Свиридова. "Утро". Муз. Э. Грига.

Повторение. "Дождь и радуга".

Импровизация. На текст стихотворения П. Соловьевой "Подснежник" (мелодическая). "Колыбельная". Муз. В.А. Моцарта (ритмическая). На текст стихотворения А. Фета "Осень", П. Вяземского "Зима" (мелодическая).

Движения под музыку. Дирижирование в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. "Шествие кузнечиков". Муз. С. Прокофьева.

IV четверть

Тема 5. Героические страницы родной истории в музыке

Хоровое пение. Хоры "Вставайте, люди русские". "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу", из кантаты "Александр Невский", Муз С. Прокофьева. "Вспомним, братцы, Русь и славу", русская нар. песня. "Россия, Россия", Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского. "Слава", русская нар. песня. "Песня о Москве". Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. "Московский воробей". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Ю. Коринца. "Большой хоровод". Муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта. "Солдатушки, бравы ребятушки", русская народная песня.

Слушание музыки. Кантата "Александр Невский". Муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского и С. Прокофьева. "Катюша". Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. "Журавли". Муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова. "Романс Антониды", "Ария Сусанина", хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Муз. М. Глинки.

Импровизация. На текст стихотворения И. Никитина "Русь". В характере песни, танца и марша (мелодическая). На текст стихотворения П. Воронько "Лучше нет родного края " (мелодическая).

Движения под музыку. Дирижирование в размерах 3/4 и 4/4.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Сказка в опере и балете

8 ч

2.

Инструментальная и вокальная музыка

8 ч

3.

Музыка разных народов

6 ч

4.

Картины природы в музыке

4 ч

5.

Героические страницы родной истории в музыке

8 ч

Всего:

34 ч

3. Требования к планируемым результатам изучения программы

в 3 классе

        В результате обучения учащиеся  3 класса программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Конек-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Детскую симфонию" И. Гайдна, кантату С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").

Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.

Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова, И. Морозова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Н. Пескова, Е. Крылатова, В. Тугаринова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета, например, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", "Хор снежных хлопьев" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", хоры "Проводы масленицы" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
     Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, развивать отдельные мелодии, например, из "Сказочки" С. С. Прокофьева, мелодизировать стихотворные тексты.

Продолжается освоение полного мажорного лада по ручным знакам и по нотам, начинается освоение минорного лада в пределах I-V ступени.

Система оценки достижений учащихся: проведение   устных и фронтальных  опросов, тестов, исполнение музыки,   выполнение творческих заданий в рабочей тетради за  3 класс Ригиной  Г.С. Музыка «Обучение. Творческое  развитие.  Воспитание».  Итоговая оценка за урок выставляется с учетом всех вышеперечисленных критериев.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение обучающийсяами начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

овладение способностью к реализации собственных творчесих замыслов через понимание целей, выбор спосбов решения проблем поискового характера;

применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

планирование, конроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты: 

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний человека;

общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Обучающийся научится:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Обучающийся получит возможность научиться: 

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

Обучающийся научится:

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Обучающийся получит возможность научиться:

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

Обучающийся научится:

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Так же учащиеся должны:

            Воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов.
            Уметь привести примеры пройденных музыкальных жанров.
            Петь выразительно, соблюдая основные правила пения.
            Воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, русского народного, духового) и отдельных музыкальных инструментов: арфы, виолончели, челесты; певческих голосов: сопрано, тенора, баса.
            Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша.
            Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И. Гайдна, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига.
            Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

            Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными знаниями и навыками:
            уметь распевать слог на два и более звука в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками.
            Петь темы из отдельных прослушиваемых произведений.
            Петь песни в одноголосном и двухголосном изложении.
            Сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении.

урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма

 контроля

8

 Угадай – ка «Музыкальная викторина»

Письменный тест

тест

12

Творческий проект «Сказочные герои»

Защита проекта

Проект

21

Творческий проект «Песня закличка»

Защита проекта

Проект

33

Игра «Установи соответствие»

Письменный тест

тест


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

в теме

Темы уроков

Основные элементы

содержания

Планируемые    результаты

Возможные  виды

деятельности учащихся

(исполнение и произведения)

Пение и слушание

Движение под музыку

Импрови

зация

Дата

«Сказка в опере и в балете»

I четверть

1

04.09

«Сказка о царе Салтане»

Три чуда

Н.А. Римский-Корсаков

НП,ПММ ИД,ДК,

Композитор.

Дирижирование

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» : «Три чуда», «Полет шмеля»;

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - разучивание

знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки;

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

Песня старой сказки.

Музыка В. Мигули, слова Л. Ошанина

Робин-Бобин. Музыка

Г. Гладкова, слова

К. Чуковского

Марш.

Танец пастушков

(Щелкун

чик)

Сказочка.

С. Прокофьев

2

11.09

«Сказка о царе Салтане» Ария Царевны Лебеди. Н.А. Римский-Корсаков

НП,ПММ ИД,ДК,

Ария

Н. А. Римский –Корсаков опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» -исполнение

уметь описать сказочный образ в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки;

соотносить выразительные и изобразительные интонации,

 узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

Песня старой сказки.

Робин-Бобин

Марш.

Танец пастушков

(Щелкунчик)

Сказочка.

3

18.09

Балет «Щелкунчик» (Испанский танец) (Китайский танец)

НП,ПММ ИД,ДК,

Динамика

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев», «Марш»

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - закрепление

знать о роли сказки в опере и балете, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Песня старой сказки.

Робин-Бобин

Дирижирование (Вальс

снежных

хлопьев)

Про сверчка

4

25.09

Балет «Конек – Горбунок» (Тема

Конька Горбунка)

НП,ПММ ИД,ДК,

Балет

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - разучивание

уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

Сказки гуляют по свету

Музыка Е. Птичкина,

слова М. Пляцковского

.

Вальс цветов

(Щелкунчик)

Дирижирование (Вальс

снежных

хлопьев)

Песенка

Аленушки

5

02.10

Балет «Конек – Горбунок» Царь Горох.

НП,ПММ ИД,ДК,

Крещендо

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец пастушков»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - исполнение

уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

Сказки гуляют по свету

Про сверчка

Песня друзей.

Музыка Г. Гладкова,

слова Ю. Энтина

Вальс цветов

Песенка

Аленушки

6

09.10

Балет «Лебедине озеро» (Тема

лебедей. Танец маленьких лебедей)

НП,ПММ ИД,ДК,

Динамические оттенки

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - закрепление

знать о роли сказки в опере и балете, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки;

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,;

Про сверчка

Песня друзей

Дирижирование (Царь-девица)

-

7

16.10

Фрагменты из балетов «Конек – Горбунок», «Лебединое озеро»

Угадай – ка «Музыкальная викторина»

НП,ПММ ИД,ДК,

Скрипичный ключ

. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - закрепление

уметь определить какому эпизоду  легенды соответствует музыкальный фрагмент, закрепить вокально-хоровые навыки;

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Про сверчка

Дирижирование  (Царь-девица)

-

8

23.10

Повторение по теме «Проверь себя»

Угадай – ка «Музыкальная викторина»

НП,ПММ ИД,ДК,

Нотный стан Пробуждальная песенка

Чему учат в школе

Колыбельная медведицы.

Музыка Е. Крылатова,

слова Ю. Яковлева

повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

Песня друзей

Дирижирование

«Инструментальная и вокальная музыка»

9.

1

30.10

Вокальная музыка. Лебедь.

К. Сен-Санс. Мелодия.

А. Рубинштейн

НП,ПММ ИД,ДК,

Вокал

К. Сен-Санс «Лебедь»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - разучивание

знать определение инструментальной музыки, название исполнителя по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов

Пробуждальная песенка.

Музыка Н. Пескова,

слова П. Синявского

Дирижирование (Мелодия)

Я – композитор

10.

2

13.11

Карнавал животных К. Сен-Санса

НП,ПММ ИД,ДК,

Инструменты симфоничес

кого оркестра

Й. Гайдн «Детская симфония»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - исполнение

знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Чему учат в школе.

Музыка В. Шаинского,

слова М. Пляцковского

Дирижирование (Мелодия)

Я – композитор

11.

3

20.11

Соловей. Музыка

А. Алябьева, слова

А. Дельвига

Кикимора.

А. Лядов

НП,ПММ ИД,ДК,

Тенор

Колыбельная медведицы

Песня Менуэта.

Музыка Е. Адлера,

слова Л. Дымовой

Оркестр чудаков.

Музыка В. Тугаринова

знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки;

соотносить выразительные и изобразительные интонации;

узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

Чему учат в школе.

Музыка В. Шаинского,

слова М. Пляцковского

Дирижирование

(Колыбельная

медведицы

Спой, как

песню

12.

4

27.11

Танцуем менуэт

Творческий проект «Сказочные герои»

НП,ПММ ИД,ДК,

Менуэт Песня Менуэта

В. А. Моцарт «Менуэт»

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - закрепление

уметь определить сказочность в музыке, найти различия в опере и сказке, закрепить вокально-хоровые навыки;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Менуэт

В.А. Моцарт

 «Чему учат в школе»

Спой, как

танец

13.

5

04.12

Детская симфония Й.Ф. Гайдн

НП,ПММ ИД,ДК,

Симфония

А. Лядов «Кикимора»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы» - разучивание

знать определение вокальной музыки, виды хоров, закрепить вокально-хоровые навыки;

уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

«Колыбельная медведицы»  Симфония

А. Лядов

 «Кикимора»

 «Колыбельная медведицы»

Спой, как

марш

14.

6

11.12

Музыка Гайдна

НП,ПММ ИД,ДК,

Симфония

Песня о волшебниках.

Музыка Г. Гладкова,

слова В. Лугового

уметь определить сказочность в музыке, найти различия в опере и сказке, закрепить вокально-хоровые навыки;

уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

Песня о волшебниках.

Музыка Г. Гладкова,

слова В. Лугового

Снежинки.

15.

7

18.12

На пороге Новый год.

НП,ПММ ИД,ДК,

Сопрано

Пробуждальная песенка

Чему учат в школе

Колыбельная медведицы

закрепить вокально-хоровые навыки;

импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием;

Менуэт

Песни

о Новом годе

16.

8

25.12

Обобщающий урок

Исполнение и слушание музыки по желанию

НП,ПММ ИД,ДК,

Урок- концерт

повторить теоретический материал:  виды вокальной и инструментальной музыки, терминологию;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

Чему учат в школе.

Музыка В. Шаинского,

слова М. Пляцковского

« Музыка разных народов»

III четверть

17.

1

15.01

« Русская народная песня»

НП,ПММ ИД,ДК,

Народные инструменты

понимать значение выражения «музыкальный язык», «интонация», уметь описать в музыке разных народов, закрепить вокально-хоровые навыки;

закрепить вокально-хоровые навыки;

Народные песни

18.

2

22.01

Музыка П.И. Чайковского Финал IV симфонии.

П.И. Чайковский

Шутка. И.С. Бах

НП,ПММ ИД,ДК,

Частушка

Во поле береза стояла.

Русская народная песня

За рекою старый дом.

И.С. Бах,

слова Д. Тонского

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Во поле береза стояла

П.И. Чайковский

-

19.

3

29.01

Танцы разных народов

Танец с саблями.

А. Хачатурян

Шествие гномов.

Э. Григ

НП,ПММ ИД,ДК,

Народные инструменты За рекою старый дом

Колыбельная

Золотая свадьба

Пастушка

Чунга-Чанга

знать особенности музыкального языка  славянских, кавказских народов; закрепить вокально-хоровые навыки;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

Менуэт.

И.С. Бах

Дирижирование (За рекою

старый дом)

(Ритмический

музыкальный

разговор)

Колыбельная песня.

20.

4

05.02

Норвежский сказочник

НП,ПММ ИД,ДК,

Колыбельная, плясовая, хоровод

Чунга-Чанга

Заход солнца. Музыка

Э. Грига, слова А. Мунка

знать о роли сказки в опере и балете, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

Эстонская

полька

Подснеж

ник. П. Со

ловьева

Заход солнца

21.

5

12.02

Проводы масленицы

Творческий проект «Песня закличка»

НП,ПММ ИД,ДК,

Песенки – заклички

«Колядка», «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Детская симфония

Подснежник

Весенняя.

В.А. Моцарт

22.

6

19.02

Мы танцуем гопака Гопак. М. Мусоргский

Проводы Масленицы.

Н. Римский-Корсаков

НП,ПММ ИД,ДК,

Подгорка, полька

Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: ария Царевны-Лебеди»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - исполнение

закрепить вокально-хоровые навыки;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Дирижирование (Проводы Масленицы)

Осень.

А. Фет

Колыбельная песня

Картины природы в музыке

23.

1

26.02

«Весна»

Весна и осень.

Г. Свиридов

Утро. Э. Григ

НП,ПММ ИД,ДК,

С. Прокофьев «Утро»

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - разучивание Неприятность эту мы

переживем

Береза.

уметь описать ассоциации при слушании музыки, используя терминологию интонаций;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

Дирижирование (Проводы Масленицы)

Осень

Хороводная – игровая песня

24.

2

05.03

Осень в музыке

Весна и осень.

Г. Свиридов

Утро. Э. Григ

НП,ПММ ИД,ДК,

Мажор, минор

Весенняя

Осень

Неприятность эту мы

переживем

Береза

уметь описать звуки природы и соотнести их с музыкальными, закрепить вокально-хоровые навыки;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Дирижироване (Осень)

Зима.

П. Вязем

ский

Осень

25.

3

12.03

Утренняя мелодия

НП,ПММ ИД,ДК,

Тон, полутон

Музыка В. Веселова, стихи С. Есенина

понимать значение выражение «певец русской природы»,

уметь приводить примеры образов природы из собственного опыта, закрепить вокально-хоровые навыки;

Дирижирование (Утро. Э. Григ)

Зима

26.

41

9.03

Обобщающий урок «Проверь себя»

НП,ПММ ИД,ДК,

Урок- концерт

повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию;

уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

Русская

плясовая

«Героические страницы истории России в музыке»

IV четверть

27.

1

02.04

Александр Невский «Русь под игом монгольским» Кантата. Ч. I, II, III.

С. Прокофьев

НП,ПММ ИД,ДК,

Сопрано

Вспомним, братцы, Русь

и славу! Русская народ

ная песня

Россия, Россия. Музыка

Ю. Чичкова, слова

Ю. Разумовского

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Дирижирование (Вспомним, братцы...)

Спой, как

песню

28.

2

09.04

Песнь об Александре Невском.

Крестоносцы во Пскове

НП,ПММ ИД,ДК,

Рондо

Вспомним, братцы...

Россия, Россия

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хоры «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

Дирижирование (Вспомним, братцы...)

Спой, как

марш

29.

3

16.04

Вставайте, люди русские. Ледовое побоище

Александр Невский

(Фрагменты)

НП,ПММ ИД,ДК,

Прибаутка

Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня

Россия, Россия

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Солдатушки,

бравы ребятушки

Спой, как

танец

30.

4

23.04

Непобедимый русский народ.

Катюша. Музыка

М. Блантера, слова

М. Исаков

ского

Гамзатова

НП,ПММ ИД,ДК,

Канон

Солдатушки, бравы ребятушки

Слава! Русская народная

песня

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

Солдатушки,

бравы ребятушки

Русь

И. Никитин

Журавли. Музыка

Я. Френкеля, слова

Р.

31.

5

30.04

Музыка о Родине.

Иван Сусанин. Опера.

Романс Антониды.

М.И. Глинка

НП,ПММ ИД,ДК,

Былина

Слава!

Большой хоровод. Музыка Б. Савельева,

слова Лены Жигалкиной

и А. Хайта

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

Хор

«Славься!»

Лучше нет

родного

края.

П. Воронько

32.

6

07.05

Богатырская симфония

Иван Сусанин. Ария

Сусанина. Хор

«Славься!»

НП,ПММ ИД,ДК,

Симфония

Слава!

Большой хоровод.

Московский воробей.

Музыка Д. Львова-Компанейца, слова Ю. Коринца

знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки;

общаться и взаимодействовать в процессе коллективного  воплощения различных художественных образов;

Дирижирование (Песня

о Москве)

Лучше нет

родного

края

Песня о Москве.

33.

7

14.05

Музыка Глинки о России.

Игра «Установи соответствие»

НП,ПММ ИД,ДК,

Гимн

Музыка Г. Свиридова, слова

А. Барто

уметь описать ассоциации при слушании музыки, используя терминологию интонаций;

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

34.

8

21.05

Обобщающий урок по теме «Музыка о Родине».Исполнение и слушание музыки по желанию ребят

НП,ПММ ИД,ДК,

Исполнение выученных произведений

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран;

Дирижирование (Песня

о Москве)

Итого часов

34


5. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Основная литература:        

учебник: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс в двух частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2013.

2.Технические средства обучения:

ноутбук педагога (НП)

нетбуки обучающихся (НО)

интерактивная доска (ИД)

проектор мультимедийный (ПММ)

система контроля и мониторинга качества знаний (СКМКЗ)

документ-камера (ДК)

микроскоп цифровой (МЦ)

модульная система экспериментов(МСЭ)

 принтер (П);

НП, ИД, ПММ используются на каждом уроке.

3.Информационно-коммуникативные средства:

авторские презентации Power Point;

авторские разработки для работы с интерактивной доской;

учебные фильмы и программы.

4.Интернет-ресурсы.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

Сайт занкова - режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

презентации уроков «начальная школа». - режим доступа: http://nachalka.info/about/193

я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - режим доступа: http://nsc

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________

Шлеткова О.С.

                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка. 1 класс.

Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"...

рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская 3 класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа. Музыка 3 класс

Рабочая программа по музыке в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская.3класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа "Музыка" содержит пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.МУЗЫКА. 3 КЛАСС.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....

Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова....

Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...