"Удивительный мир музыки"
план-конспект урока по музыке на тему

Варбанец Анна Анатольевна

Беседа о малоизвестных и интересных фактах из жизни композиторов, музыкантов для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda-kaleydoskop_o_muzyke.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          БЕСЕДА - КАЛЕЙДОСКОП

ЗАДАЧИ:   Познакомить учащихся с малоизвестными  интересными фактами

                    из жизни композиторов, музыкантов; расширить кругозор детей

                    сведениями о музыкальном искусстве; способствовать

                   формированию интереса к музыкальному творчеству.

ХОД БЕСЕДЫ.

  1. Послушайте отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о мастере».

Файл № 40

   «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада… Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное, созданное в себе, что было задумано природой…

   Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово»  весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа – это самое верное, святое, неизменное, что осталось с человеком…»

   

  1. «Все, что неизвестно - очень интересно…» (маленькие открытия и исследования в области музыки).

  Ученые, использовав в своих опытах специальную сверхчувствительную аппаратуру и проведя ряд исследований, пришли к выводу, что Солнце, благодаря своим миллионам колебательных движений, которые имеют различную частоту и амплитуду, излучает … музыку. Эти колебания возникают из-за движения газов внутри звезды и распространяются между ее поверхностью и центром, создавая при этом систему устойчивых волн. По своим акустическим свойствам они схожи с теми волнами, которые возникают в трубах органа, вызывая звучание, свойственное этому инструменту. Звуковые волны Солнца имеют очень низкую частоту, и человеческое ухо не может их услышать.

          Файл № 7

                                                                                                                                                         1

   Неожиданное открытие французского ученого Алана Геербранта заставило взглянуть на индейцев другими глазами. Это открытие как раз запечатлено на фото молодого охотника из племени макиритаре. Всмотритесь в его лицо. Тот, кто читал книги  про индейцев, знает, что это сдержанные люди. Они редко проявляют свои чувства. Черты лица всегда остаются спокойными. Но тут, посмотрите, каким сильным чувством охвачен индейский юноша. И название у этой фотографии совершенно неожиданное: «Чары музыки». А переживания обитателя джунглей связано со звуками симфонии Моцарта.

      Файл 001.

   Удивительные вещи открылись ученому во время необычных концертов в джунглях. Подвижные и дикие танцевальные ритмы оставляли индейцев совершенно равнодушными. Зато до глубины души трогала спокойная, классическая музыка. Особенно сочинения Бетховена, а музыка Моцарта вообще вызывала сильнейшее чувство, душевный подъем, самозабвение.

    Об этом композиторе, о его феноменальной памяти  ходят легенды.

Четырнадцатилетний Моцарт услыхал в римском соборе святого Петра церковную музыку, ноты которой были величайшей тайной и находились под большим секретом. Моцарт «похитил» музыку очень необычайным способом… Он по памяти записал то, что услышал. И когда много лет спустя сверили записи Моцарта с подлинником, то они оказались абсолютно одинаковыми. Это подтверждает то, что природа  одарила Моцарта не только талантом, слухом, но и гениальной слуховой памятью. В 1862 году была составлена книга произведений Моцарта, перечисление его произведений  составило 984 стр.  Сообщение – 3.

      А это уже не сказка. Что делает индийский фокусник-факир? Он играет на флейте, а кобра зачарованная покачивается в такт музыке. До наших дней дожил этот аттракцион, которому  уж несколько тысяч лет.

    На флейте индусы усмиряют слонов.

    Монгольские кочевники убеждены, что маму-верблюдицу, которая не желает кормить своего детеныша, можно заставить сделать это, если поиграть ей на скрипке. Эти животные подчиняются больше пению, чем кнуту.

    Пастухи собирают свое стадо игрой на свирели.

   Австралийцы  поют на охоте. Они убеждены, что музыка усыпляет непокорных зверей.

    Греческие  рыболовы рассказывают о музыкальных рыбах, которые выскакивают из воды, услышав звуки любимой песни.

                                                                                                                              2

    Ну  а что касается растений, выяснилось:                                                                                                                                     Цветы, которым давали слушать музыку, распускались значительно раньше других. Они ощущают разницу между веселой и грустной мелодией, отличают звуки инструментов. Некоторые тянули свои бутоны навстречу созвучиям Моцарта. Другие источали  дивный аромат под мелодии Чайковского. Файл 087.                                                                                                           

   Воздействие музыки на все живое еще не изучено до конца, многие ученые мира работают над этим, ставя различные опыты и эксперименты, проводя интереснейшие исследования. Так, например, американские ученые пришли к выводу, что музыка Шуберта «Аве Мария»(097), «Лунная соната» Бетховена (127), «Метель» Свиридова(031) в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием может избавить человека от алкогольной и никотиновой зависимости. От неврозов и раздражительности может помочь музыка Чайковского (087), Шуберта, Листа, Шумана. Избавить от головной боли может прослушивание  знаменитого полонеза Огинского. Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта

    Вывод напрашивается сам собой: хочешь быть здоровым, бодрым, энергичным, умным – слушай как можно чаще музыку выдающихся композиторов.

   Английские ученые проверили влияние различной музыки на поведение животных. Выяснилось: на легкую музыку, песни и «попсу» животные никак не реагировали.

    При звуках  «тяжелого металла» собаки лаяли, метались и даже выли, всем своим видом показывая агрессивность и неприязнь.

    Произведения классиков: Вивальди, Моцарта, Грига и особенно Баха – успокаивали животных: они растягивались на полу, принимали умиротворенные позы, некоторые собаки даже засыпали.

Наши исследования.

Сообщения детей о композиторах.

Музыкальные анекдоты.

 

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Удивительные истории музыкальных превращений. Урок музыки во 2 классе.

Урок-путешествие, который знакомит ребят с историей создания музыкальных инструментов....

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Сценарий "Путешествие в удивительный мир музыки Няруя"

В ней голос ветра, птиц живые трели,Трещит костёр, беснуется река,Грохочут льды и шепчутся капели…И каждый звук находит отзыв свойВ народном сердце, трепетом волнуя,Как музыка, рождённая душойН...