Рабочая программа по музыке. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Шелтукова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по музыке  разработана  на основе

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  

· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

· планируемых результатов начального общего образования,

· программы Министерства образования РФ

· авторской программы «Музыкальное искусство» В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2009) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Музыка».

Цель обучения: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_3.docx44.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке  разработана  на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • планируемых результатов начального общего образования,
  • программы Министерства образования РФ
  • авторской программы «Музыкальное искусство» В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2009) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Музыка».

Цель обучения: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека - творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к

ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея  самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования  — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
  3.  Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
  4.  Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
  5.  Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
  6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
  7.  Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
  8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Планируемые результаты освоения курса

В результате обучения детей музыке предполагается достижение следующих результатов:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;
  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства  музыкального произведения;
  • приобретать навыки слушательской культуры;

решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;
  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные,  героические и др.;
  • называть запомнившиеся формы музыки;
  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям и напеть,
  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, пением, танцевальным движением;
  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа).

Личностные результаты

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование основ национальных ценностей российского общества;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Сформированность  первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы решения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях

неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения

коммуникативных и познавательных задач;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на изучение программного материала в 3  классе отводится 1 час в неделю (34 часа).

Третьеклассники должны решать учебные и практические задачи:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);
  • различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся .

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  •  накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Содержание курса

Тема

Содержание

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Истоки русского классического романса

(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
(8 ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков


Календарно-тематическое планирование по музыкальному искусству

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

Характерные черты русской музыки (8 ч)

1

Характерные черты русской музыки

Комбинированный

1

Знать/понимать:

  • названия изученных произведений и их авторов;
  • названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.
  • смысл понятий: песенность, развитие.

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки.

Уметь:

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей;
  • передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

2

Яркая многоголосная ткань Юга России

Комбинированный

1

3

Холодноватая скромная музыка Севера России

Комбинированный

1

4

Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков.

Комбинированный

1

5

Многоголосица музыкальной культуры мордовского народа

Комбинированный

1

6

Интонационно – образный язык музыки М.И. Глинки

Комбинированный

1

7

Интонационно – образный язык музыки П.И. Чайковского

Комбинированный

1

8

Интонационно – образный язык музыки М.П. Мусоргского

Комбинированный

1

Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

1

Мелодизм, напевность народной песни.

Комбинированный

1

Знать/понимать:

  • названия изученных произведений и их авторов;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись,  музыка в народном стиле; певец – сказитель, меццо-сопрано народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);  
  • различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.

 Уметь:

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).  

2

Жанры народной песни.

Комбинированный

1

3

Исторические песни и былинный эпос.

Комбинированный

1

4

Героико-патриотическая тематика.

Комбинированный

1

5

Лирические песни.

Комбинированный

1

6

Походные песни.

Комбинированный

1

7

Календарные песни.

Комбинированный

1

8

Обрядовые песни.

Комбинированный

1

9

Частушки и страдания.

Комбинированный

1

10

Плясовые наигрыши.

Комбинированный

1

11

Народная песня в царских палатах.

Комбинированный

1

12

Связь народной и композиторской музыки.

Комбинированный

1

Истоки русского классического романса (6 ч)

1

Русский романс.

Комбинированный

1

Знать/понимать:  

названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.

Уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,   продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

2

Крестьянская песня.

Комбинированный

1

3

Городская лирика.

Комбинированный

1

4

Старинный романс.

Комбинированный

1

5

Городской салонный романс.

Комбинированный

1

6

Лирический романс.

Комбинированный

1

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

1

Музыка в храме.

Комбинированный

1

Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные

2

Духовная музыка русских композиторов

Комбинированный

1

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

1

Обработка народных песен.

Комбинированный

1

Знать/ понимать:

смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей;

проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Уметь:  

узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

2

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Комбинированный

1

3

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Комбинированный

1

4

Картины народной жизни в музыке композиторов.

Комбинированный

1

5

Русская сказка в произведениях композиторов.

Комбинированный

1

6

Величие России в музыке русских классиков.

Комбинированный

1

Итого

34

Учебно-тематический план по музыке

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

Контрольные работы

Характерные черты русской музыки

8

2

5

1

Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности

12

3

8

1

Истоки русского классического романса

6

2

3

1

Композиторская музыка для церкви

2

1

1

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре

6

2

3

1

Итого

34

10

20

4

Литература для учителя

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2010.
  6. Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2013.
  7. В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство» . – М.: Вентана-Граф, 2013.
  8. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Усачёва, В.О.
  9. Усачёва, В.О. Музыка. 3 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2014.
  10. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.3 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф,2014.
  11. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.3 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2014.
  12. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс: методика для учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2014.

Литература для учащихся

  1. В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство», учебник для 3 класса . – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. .О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыкальное искусство» рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"

Программа составлена на основе  авторской  программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа XXI века".

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС....

рабочая программа по музыке 1 класс школа 21 века

Рабочая программа создана на основе современных требований ФГОС...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...