Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Чепурная Н.Г.

Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Народное творчество» направлена  на духовно - нравственное воспитание школьников через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации  «Об образовании»  принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа модуля «Народное творчество» ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.

Программа дополнительного образования школьного фольклорного модуля «Народное творчество» составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие ... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Народное творчество, как школа социального опыта, дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные корни не только русского народа, но и народов других национальностей, которые живут  на одной территории.  Их история полна ярких событий, которые стимулируют рост народного творчества.

В народном творчестве отражается нравственный  и эстетический завет народов, их дух и мудрость.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, он находится в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. В комплексе с другими воспитательными средствами фольклор представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Именно по этой причине оно сохранило свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с необходимостью приобщения детей к народному наследию с раннего возраста была разработан образовательный модуль «Народное творчество».

Цель: создание условий для развития социально - адаптированной личности на основе народного поэтического творчества.

Для достижения цели реализуются следующие задачи:

1. Актуализировать интерес обучающихся к культуре и традициям-личностные (формирование основ гражданской идентичности личности).

2. Воспитывать чувство патриотизма и любви  к культуре  и традициям своего народа через знакомство с народными праздниками.

3. Формировать практическое освоение основ традиционного русского языка через народное искусство.

4. Развивать музыкальный слух, чувство ритма через совместное пение, музицирование и игру на национальных шумовых инструментах (трещотки, бубны, рубель, свистульки и т.д.);

Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, определенные в образовательном модуле, ориентированы на воспитание и развитие детей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он проводится в форме собеседования, тестирования или викторины. Оптимальным вариантом итогового контроля является игра, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.

Педагогический процесс базируется на следующих принципах:

- целостность;

- направленность педагогического процесса на удовлетворение физических (двигательных) потребностей детей;

- направленность педагогического процесса на самоактуализацию детей;

- непрерывность образовательного процесса;

- систематичности и последовательности (система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся);

- доступности.

Образовательный модуль «Народное творчество» художественно-эстетической направленности разработан для детей 6-10 лет, модуль состоит из 4 –х разделов. Срок реализации каждого раздела 1 год. Занятия проходят еженедельно, продолжительность занятий в 1 – м классе - 35 мин,  во 2 - 4 м классе – 45 мин.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими особенностями и возможностями детей, что предполагает некоторую необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Используемый программный материал - это вхождение в народное творчество, первое практическое знакомство с ним. Здесь дается общее понятие народному творчеству, его истокам (колыбельные песни, частушки, сказки, потешки, пестушки).

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных -    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»

«Ладушки»

Содержание и виды работ 

Всего ч.

Теория

Практика

1

Введение 

1

1

2

Колыбельные песни 

2

1

1

3

Потешный фольклор; 

Скороговорки 

1

1

Загадки 

1

1

Прибаутки 

1

1

4

Считалки и игры: 

Считалки 

1

1

Игры хороводные 

2

1

1

Игры ролевые, подвижные 

2

1

1

5

Слушание музыки и моделирование элементов музыкального языка: 

Темп 

1

1

Ритм 

1

1

Размер 

2

1

1

Звуковысотность 

1

1

Сильная и слабая доли 

1

1

6

Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах

Аккомпанирование на шумовых музыкальных инструментах

2

1

1

Ознакомление с остальными инструментами

1

1

Озвучивание произведений

1

1

7

Пение с аккомпанементом

Распевки

2

1

1

Работа над репертуаром

2

1

1

Творческая импровизация

2

1

1

8

Контрольные занятия

2

1

1

9

Праздничные программы

4

4

Итого

33

15

18

Содержание образовательного процесса:

1.        Вводное занятие (1 час).

Знакомство с предметом. Беседа о русском народном творчестве. Знакомство с инструментами.

2.        Колыбельные песни (2 часа).

Знакомство с колыбельными песнями, кому пелись, о чем они. Характерные особенности (мягкость, напевность). Припевные слова - «лю-лю»; «бай» и т.д. Герои колыбельных песен: котик, петушок, гули, и т.д. Исполнение, разучивание слов, мелодий.

3. Потешный фольклор (3 часа):

  • Скороговорки - знакомство, для чего нужды;
  • Выучивание скороговорок;
  • Загадки по темам (о явлениях природы, о временах года, о животных, о растениях и т.д.). Отгадывание.

-    Прибаутки - знакомство, о чем они. Использование прибауток в работе над ритмом.

4.Считалки игры (5 часов) - знакомство, для чего нужны. Выучивание считалок как обязательный элемент игры.

  • Игры хороводные их отличие, описание. Разучивание игр с пением,
  • Игры ролевые, подвижные, их отличие. Разучивание и игра.

5. Прослушивание музыки и моделирование музыкального языка (6 часов).

Темп - что это, какой бывает и т.д. определение на слух;

- Ритм - что это, какой бывает повторение ритмических рисунков;

- Размер - что это, какой бывает определение на слух и слушание;

- Понятие звуковысотности определение на слух;

- Понятие сильной и слабой доли определение на слух.

6. Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах (4 часа).

  • Аккомпанирование на шумовых инструментах, исполнение
  • Ознакомление с остальными инструментами исполнение
  • Озвучивание произведений Исполнение

7. Пение с аккомпанементом (7 часов).

- Распевки - для чего они, их обязательное исполнение, разучивание распевок;

- Работа над репертуаром, содержание, выучивание текстов, исполнение;

8.Контрольные занятия. Проверка пройденного. Исполнение заданного (2 часа).  

9. Праздничные программы (4 часа).

Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»

«Купалинка»

Содержание 

Всего часов

Теория

Практика

1

Устное творчество 

4

2

2

2

Потешный фольклор 

3

1

2

3

Игры хороводные

Игры ролевые 

3

3

1

1

2

2

4

Слушание музыки

-темп

-ритм

- озвучивание произведений

- творческая импровизация

2

2 2

2

1 1 1

1

1

1

1

1

5

Пение с аккомпанементом 

5

2

3

6

Контрольные занятия 

5

2

3

7

Праздничные программы 

4

-

4

ИТОГО: 

35

13

22

Содержание образовательного процесса

1. Устное творчество: (4 ч.) сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2.        Потешный фольклор: (3ч.)

Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции. Загадки (о природе, временах года, животных). Знакомя детей с потешки, загадками, заклички, прибаутки, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.

  1. Игры хороводные (1ч. теория); разучивание игр с пением (2 ч. практика),
    Игры ролевые, подвижные (1 ч. теория); разучивание и игра (2 ч. практика).
  2. Слушание музыки:

Темп - определение на слух; (2ч.)

Ритм, повторение ритмических рисунков (2ч.)

Озвучивание произведений на музыкальных инструментах (2ч.).

Творческая импровизация (2ч.).

5.        Пение с аккомпанементом - (5 ч.)

  • Распевки (1 ч. практика)
  • Работа над репертуаром, содержание выучивание текстов (2 ч. теория).
  • Исполнение (2 ч. практика).
  1. Контрольные занятия - (5ч.)
    Проверка пройденного (2 ч. теория).
    Исполнение заданного (3ч. практика).
  2. Праздничные программы (4ч.)

Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»

«Народные заигрыши»

№ п\п

Содержание 

Всего часов

Теория

Практика

1

Ознакомление детей с народной декоративной росписью 

4

1

3

2

Русский народный костюм 

4

1

3

3

Устное творчество 

3

1

2

4

Краткий обзор календарных 

праздников

13

3|

10

5

Частушки 

3

1

2

6

Контрольные занятия 

4

2

2

7

Праздничные

программы 

4

2

2

ИТОГО: 

35

11

24

Содержание образовательного процесса

  1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. Роспись на ткани и бересте (4 часа).
  2. Русский народный костюм (4 часа).

Знакомство с видами народного костюма.

Изготовление кукол из бумаги, роспись костюма (шаблон), прорисовка орнамента рубахи и роспись кокошника.

  1. Устное творчество (3 часа).

Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции. Для чего нужны скороговорки: научиться, быстро говорить, посмеяться над умением других?

  1. Краткий обзор календарных праздников (13 часов).
    «Осенины» (1 четверть).
    Рождественские «колядки» (2 четверть).
    «Масленица», «Пасхальные гуляния» (3 четверть).
    «Троица» (4 четверть).
  2. Частушки («Матаня», «Барыня», «Семёновна», «Акулинка» и др.)
  3. Контрольные занятия (4 часа).
    Проверка пройденного.
    Исполнение заданного.
  4. Праздничные программы  (4часа).

Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»

«Соловушка»

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

1

Устное творчество

Дикционные упражнения

1

4

1

-

-

4

2

Народная игрушка

Игрушки Сибири 

2

6

2

-

-

6

3

Развитие специальных музыкальных и певческих навыков

Интонационно -фонетические упражнения 

2

3

2

-

-

3

4

Народные игры.

Знакомство с видами игр. Разучивание игр.

1

4

1

-

-

4

5

Инсценировки русских игр, песен праздников 

4

2

2

6

Контрольные занятия 

4

2

2

7

Праздничные программы 

4

-

4

ИТОГО: 

35

10

25

1. Устное творчество (5 часов).

Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции.

Дикционные упражнения, чистоговорки, артикуляционная гимнастика.

2. Народная игрушка (8 часов).

Петрушкин театр. Находчивость, юмор, выразительность языка русского народа. Осуждение, в небольших сценах, человеческих недостатков - злобности, лживости. Восхваление трудолюбия, щедрости, справедливости.

Изготовление кукол для кукольного тетра (куклы - петрушки, пальчиковые куклы) практика.

3. Развитие специальных музыкальных и певческих навыков (5 часов).

Народная манера пения (приобретение умений и навыков, артикуляционная гимнастика).

Интонационно - фонетические упражнения, усвоение навыков двухголосия, распевки, песни.

4. Народные игры ( 5 часов).

Знакомство с видами игр русского народа, посредством знакомства народных песен, колыбельных, прибауток, скороговорок.

Разучивание игр и игра.

  1. Инсценировки русских игр, песен праздников  (4 часа).
  2. Контрольные занятия (4 часа).
    Проверка пройденного.
    Исполнение заданного.
  3. Праздничные программы (4 часа).

Репертуар образовательного модуля «Народное творчество»

Потешки

  1. «Мы ногами топ-топ»
  2. «Наши уточки с утра»
  3. «Зайка»
  4. «Барашеньки»
  5. «Скок, скок, поскок»
  6. «Ой ди-ди-ли»
  7. «Зайка»
  8. «Скок, скок, поскок»
  9. «Ой ди-ди-ли»

Прибаутки

  1. «Ладушки,ладушки»
  2. «Сорока, сорока»
  3. «Петушок»
  4. «Попляши-ка, попляши»
  5. «Ладушки,ладушки»
  6. «Петушок»
  7. «Попляши-ка, попляши»

Колыбельные

  1. «Уж ты,котенька-коток»
  2. «Серый кот»
  3. «Уж ты,котенька-коток»
  4. «Серый кот»
  5. «Баю,баюшки, баю»

Колядка

  1. «Ой калёда, калёда»
  2. «Коляда, коляда»
  3. «Колядин, колядин»
  4.  «Каляда не перепёлка»
  5.  «Христос рождаится»
  6. Масленичные песни
  7. «Мы давно блинов не ели»
  8. «Всю неделю мы не пряли»

Масленичные песни

  1. «Мы давно блинов не ели»
  2. «Блины»

Приговорки

  1. «Дождик,дождик, перестань»
  2. «Солнце,солнце»

Заклички

  1. «Чувиль-виль-виль»
  2. «Покажись-ка солнышко»
  3. «Весна-красна»
  4. «Ты мороз»
  5. «Покажись-ка солнышко»
  6. «Ау, ау, аукаем»
  7. «Весна, весна, красная»

Игровые

  1. «Тень-тень-потетень»
  2. «Золотые ворота»
  3. «Федя-Медя»
  4. «У медведя во бору»
  5. «Лиса и зайцы»
  6. «Сидит ворон на суку»
  7. «Заинька, пойдём в лес»
  8. «Пошла коза по лесу»
  9. «Зайка»
  10. «Ах, вы сени, сени» (комары)
  11. «Бабушкин двор»
  12. «Ой, зимушка-зима»
  13. «У Ерёмушки»
  14. «Зайка»
  15.  «Жил на свете комарочек»
  16. «Как у наших у ворот»
  17.  «Дуня моя Дуня»
  18. «Уж как я ль мою коровушку люблю»
  19. «Как у бабушки козёл»
  20. «Дуня-тонкопряха»
  21.  «Как на горе мак»
  22. «Ой, да нарубила баба дров»

Игры

  1. «Пчёлка»
  2. «Кот и мыши»
  3. «Гуси-гуси» 
  4. «Ходит Ваня»
  5. «Колечко»
  6. «Жмурки»
  7. «Заморожу»
  8. «Барыня»
  9. «Карусель»
  10. «Воробышек»
  11. «Ручеёк»
  12. «Гуси, вы гуси»
  13. «Пчёлка»
  14.  «Семь сыновей»
  15.  «Как у дядюшки Федота»
  16. «Сидит Дрёма»
  17. Хороводные
  18. «Как по мостику мосточку»
  19. «Заинька мимо саду»

Хороводные

  1. «Заинька мимо саду»

 Авторские песни

  1. «В огороде заинька» муз. В.Карасёвой, сл.Н.Френкель
  2. «Осень» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
  3. «Заинька» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
  4. «В лес с корзинкой мы пойдём» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
  5. «Маша» сл. и муз. И. Конвенан
  6. «Урожай»
  7. «Гуси» Муз. Е. Тиличеевой, слова народные
  8. «Песенка цыплёнка» муз. В. Алексеева, сл. М. Фроловой
  9.  «Бабушка»  сл. и муз. И. Конвенан
  10. «Самовар» сл. и муз. И. Конвенан
  11. «Матрёшки» сл. и муз. И. Конвенан
  12. «Балалайка» сл. и муз. И. Конвенан
  13. «Посадили мы горох» сл. Л. Дымовой, муз. Е. Туманян
  14.  «Колыбельная» сл. Н. Найдёновой
  15. «Песенка цыплёнка» муз. В. Алексеева, сл. М. Фроловой
  16. «Дружно весело живём» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой
  17. «Осенняя» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой
  18. «Ой-да во лесочке» муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме

Список литературы:

  1. Алиев, Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. М., 1995 г. Выпуск № 4.
  2. Аникин, В.Б. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М., уч., 1997 г.
  3. Аникин, В.П. Детский фольклор. М., 1983.
  4. Астафьев, Б.В. О народной музыке. М., 1987.
  5. Бачинская, Н.В., Попова, Т.И. «Русское народное музыкальное творчество». М.,1968 – 303 с.
  6. Бирюков, Ю.Е. Казачьи песни. М.: «Современная музыка», 2004 – 311 с.
  7. Виноградов, Г.В. Русский детский фольклор. М., 1930.
  8. Духонин, В.Н. Казачьи песни. Тюмень, 1998 – 32 с.
  9. Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению. Музыкальная палитра, С-Петербург, 2005 г.
  10. Ладышенская, Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
  11. Меканина, Л. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. М., «Музыка», 1991.
  12. Мерзляков, С.И., Комалькова, Е.Ю. Фольклорные праздники для детей младшего школьного возраста». М., 2001.
  13. Мерзляков, С.И., Мерзлякова, Т.П. Музыкально-игровой материал для детей младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  14. Науменко, Г.Н. Фольклорный праздник. М., 2000.
  15. Науменко, Г.Н. Фольклорная азбука. М., 1997.
  16. Некрылов, А.Ф. Круглый год – русский земледельческий календарь. М., 1991.
  17. Шамина, Л. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1990.
  18. Шестакова, В.И. Праздники и развлечения для детей младшего школьного возраста. М., 2004.
  19. Бердникова, Н.В. Весёлая ярмарка. Ярославль, Академия развития, 2005.
  20. Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль,  2006.
  21. Гонтаренко, Н.Б.  Сольное пение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
  22. Гришкова, Ю.С. Сценарии детских праздников с песнями и нотами. Минск,  2004.
  23. Жукова, Н.С.  Уроки логопеда. Москва, 2008.
  24. Зименкова, Л.В. Большая книга загадок. М., 2008.
  25. Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению. Санкт-Петербург, 2005.
  26. Князева, О.Л., Маханева, М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург, 2006.
  27. Малахова, М.М. Рождественские праздники в школе. Волгоград, 2005.
  28. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Москва, НОУ «Луч», 1996, 2000.
  29. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Академия развития, 2008.
  30. Орлова, Т.М., Бекина, С.И. Учите детей петь М., Просвещение 1986.
  31. Пашнина, В.  А у нас - перепляс! Ярославль,  2005.
  32. Пашнина, В. Жили-были, хоровод водили. Ярославль, 2005.
  33. Попов, В. Русская народная песня в детском хоре. М., 1985.
  34. Тихонова, М.В., Смирнова, Н. С. Красна изба. Санкт-Петербург, 2004.
  35. Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

Список нотных сборников

  1. Капаев, В. Песни хутора Кубанский. Ч. 1, 2. М., 1997.
  2. Мерзлякова,  С. Гармошечка – говорушечка. М., 1982.
  3. Науменко, Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. 1977-1988.
  4. Науменко, Г. М  Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1, 2. 1999.
  5. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления. М., 2000.
  6. Помазкина, Н. Ф. Поёт фольклорный ансамбль «Перепёлушки» М., 1992.
  7. Рытов,  Д.  На родимой на сторонке. Ярославль, 2002.
  8. Савастру,  К. Заинька, попляши.  Киев, 1983.
  9. Сорокин, П. Плыла лебедь.  М.,1987.
  10. Чаморова, Н. Сорока - белобока: любимые  игровые песни с нотами. Донецк, 2006.
  11. Чаморова, Н. Жил был у бабушки серенький козлик: любимые игровые песни с нотами. Донецк, 2006.
  12. Широков,  А. Русские народные песни. М., 1988.

Приложение

Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»

«Ладушки»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Примечания

Предметные результаты

Метапредметные и личностные УУД

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Русский фольклор

Обучающиеся узнают о разнообразии форм Русского фольклора.

Личностные: Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

Познавательные: наблюдать за музыкальными явлениями. Сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в групповой музыкальной деятельности

Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе. Знакомство с различными социальными ролями в процессе осуществления творческой деятельности.

Фронтальный опрос

Раздел 2. Колыбельные песни (2 часа)

2

Знакомство с колыбельной песней

Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – колыбельные песни.

Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Фронтальный опрос

3

Характерные особенности колыбельной

Раздел 3. Потешный фольклор (3 часов)

4

Скороговорки 

Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – потешный фольклор.

Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству. Вхождение обучающихся в мир народного творчества.

Познавательные: Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные обстоятельства. Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.

Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения и импровизации. Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки.

Коммуникативные:  Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Фронтальный опрос

5

Загадки

6

Прибаутки 

Раздел 4. Считалки и игры (5 часов)

7

Считалки 

Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – считалки и игры.

Личностные:  Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель песенной мелодии. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Фронтальный

опрос

8

Истоки хороводных игр 

9

Разучивание хороводных игр

10

Особенности ролевых, подвижных игр, их отличия 

11

Обыгрывание ролевых, подвижных игр с пением

Раздел 5. Слушание музыки и моделирование элементов музыкального языка (6 часов)

12

Значение темпа в народной музыке

Обучающиеся познакомятся со средствами музыкальной выразительности в музыке: темп, ритм, размер, метр, звуковысотность, доли.

Личностные:  Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Опрос

13

Ритм в народной музыке 

14

Размер в народной музыке 

15

Понятие метра

16

Понятие звуковысотности в народных песнях 

17

Сильная и слабая доли на примере народной музыки

Раздел 6. Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах

(4 часа)

18

Ознакомление с шумовыми музыкальными инструментами

Обучающиеся познакомятся с народными музыкальными инструментами.

Личностные:  Развитие познавательных интересов, уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Опрос

19

Музицирование на шумовых музыкальных инструментах

20

Ознакомление с ударными, струнно-щипковыми, деревянно-духовыми инструментами народного оркестра

21

Звучание музыкальных инструментов в народном оркестре

Раздел 7. Пение с аккомпанементом (7 часов)

22

Характерные особенности народных распевок

Обучающиеся научатся исполнять элементы жанра народной музыки.

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи..

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности.

Коммуникативные:  Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.

Опрос

23

Разучивание народных распевок

24

Работа над пройденным репертуаром

25

Работа над пройденным репертуаром

26

Творческая импровизация в играх и хороводах

27

Творческая импровизация в песнях

Раздел 8. Контрольные занятия ( 2 часа)

28

Проверка пройденного материала

Обобщение изученного обучающимися

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи..

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Коммуникативные:  Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.

Викторина

29

Обобщение изученного

Раздел 9. Праздничные программы (4 часа)

30

«В гостях у сказки»

Представление обучающимися изученного.

Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи.

Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях.

Концерт

31

«Народные заигрыши»

32

«Лукошко с прибаутками»

33

Отчетный концерт «Творческий калейдоскоп»

Итого

33 часа

Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»

«Купалинка»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Примечания

Предметные результаты

Метапредметные и личностные УУД

Раздел 1. Устное творчество (4часа)

1

«Во горнице, во светлице…»

Обучающиеся научатся различать формы устного народного творчества

Личностные: углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат.

Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении

Викторина

2

«Ярмарка»

3

Приметы народных праздников

4

Славься Русь

Раздел 2. Потешный фольклор (3 часа)

5

Народные забавы

Обучающиеся научатся различать характер и формы потешного фольклора

Личностные: Постигать народное песенное творчество, развивать интерес к художественной деятельности. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения.

Регулятивные: Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию. Уметь действовать по плану.

Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, работать в парах, группах.

Тест

6

Играй гармонь

7

Народные вечёрки

Раздел 3. Игры хороводные (3 часа)

Игры ролевые (3 часа)

8

Хороводные игры  как элемент народных праздников

Обучающиеся научатся различать формы народных игр

Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

Викторина

9

Разучивание хороводной игры «Ремешок»

10

Разучивание хороводной игры «Заинька мимо саду»

11

«Игровой калейдоскоп»

12

Разучивание ролевой игры «Как у дядюшки Федота»

13

Разучивание ролевой игры «Ручеёк»

Тема 4. Слушание музыки (8 часов)

14

Значение темпа в народной музыке

Обучающиеся познакомятся со средствами музыкальной выразительности в музыке: темп, ритм, размер, метр, звуковысотность, доли.

 

Личностные:  Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Творческая импровизация

15

Слушание музыки «Карусель»

16

Ритм в народной музыке

17

Воспроизведение сложных ритмических моментов в произведениях «Самовар» и «Коляда»

18

Озвучивание песни «Калина»

19

Озвучивание песни «Комар»

20

Понятие «творческая импровизация»

21

Творческая импровизация на тему «Играй гармонь»

Тема 5. Пение с аккомпанементом (5 часов)

22

Разучивание песни «Как Иван да Марья»

Обучающиеся научатся исполнять элементы жанра народной музыки.

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи..

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности.

Коммуникативные:  Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.

Музыкальный калейдоскоп

23

Разучивание песни «Весна – красна»

24

Разучивание песни «Ой-да во лесочке»

25

«Веселимся мы и пляшем»

26

«Здравствуйте бояре!»

Тема 6. Контрольные занятия (5 часов)

27

«Музыкальная шкатулка»

Обобщение изученного обучающимися

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи..

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Викторина

28

Загадки от Матрешки

29

Викторина «Русские народные забавы»

30

Урок проверки и учета знаний «Традиции и обычаи народных праздников»

31

Урок проверки знаний «Русские народные музыкальные инструменты»

Тема 7. Праздничные программы (4 часа)

32

Праздник народной игрушки

Представление обучающимися изученного.

Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи.

Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях.

Концерт

33

Русские народные ремесла

34

Праздничный круговорот

35

Праздник русской сказки

ИТОГО: 

35

Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»

«Народные заигрыши»

Дата проведения

Тема

Планируемые результаты

Контроль

Примечания

Предметные

Метапредметные и личностные УУУД

Тема 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью (4 часа)

1

Ознакомление с видами декоративной росписи

Обучающиеся научатся распознавать виды народного творчества.

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Распознавать по изображению виды художественных стилей народного творчества.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Оценивать результаты творческой деятельности.

Коммуникативные:  Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой деятельности.

Викторина

2

Дымковская игрушка

3

Хохлома, Гжель

4

Городецкая роспись

Тема 2. Русский народный костюм (4 часа)

5

«Театр народного костюма»

Обучающиеся научатся распознавать виды народного творчества.

Личностные:  Развитие познавательных интересов. уважение к культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Тест

6

Мужской русский народный костюм

7

Женский русский народный костюм

8

Русские народные головные уборы, украшения, аксессуары

Тема 3. Устное творчество (3 часа)

9

Скороговорки как форма устного народного творчества

Обучающиеся научатся различать формы устного народного творчества

Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове.

Познавательные: Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра.

Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

Устный опрос

10

Разучивание скороговорок

11

Разучивание скороговорок

Тема 4. Краткий обзор календарных праздников (13 часов)

12

Значение праздников в народном творчестве

Обучающиеся получат представление о календарных народных праздниках.

Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Обыгрывать фрагменты народных праздников, посредством приема имитации. Различать настроения, выраженные в народной музыке. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Концерт

13

Традиции и обычаи народных праздников

14

Народный календарь

15

«Осенины»

16

«Осенины»

17

Рождество

18

Рождественские «Колядки»

19

Масленица

20

Пасха

21

Народные приметы

22

Тетушкины забавы

23

Троица

24

Иван Купала

Тема 5. Частушки (3 часа)

25

Частушки как форма народного творчества

Обучающиеся получат представление о жанре народного творчества – частушки.

Личностные: углубление представления о неразрывном единстве народного творчества и жизни. Развитие познавательного интереса.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат.

Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. Воплощать характер и содержание частушек в пении.

Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективной деятельности.

Опрос

26

Виды и особенности частушек

27

Слушание и разучивание частушек

Тема 6. Контрольные занятия (4 часа)

28

Викторина «Волшебный рисунок»

Обобщение изученного обучающимися

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Викторина

29

Народный костюм в рисунке

30

Урок учета и проверки знаний «Традиции и обычаи народных праздников»

31

Тест по теме «Календарные праздники на Руси»

Тема 7. Праздничные программы (4 часа)

32

Народные гуляния с элементами театрализации

Представление обучающимися изученного.

Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи.

Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях.

Концерт

33

В гостях у Петрушки

34

Дефиле «Народный костюм»

35

Отчетный концерт «Музыкальный ларец»

ИТОГО: 

35

Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»

«Соловушка»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Примечания

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Тема 1. Устное творчество (5 часов)

1

Скороговорки как форма устного народного творчества

Обучающиеся получат представление о жанрах народного творчества – скороговорки и чистоговорки.

Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Познавательные: наблюдать за музыкальными явлениями. Сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки собственной деятельности, а также действий партнера в групповой музыкальной деятельности

Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и  в коллективной творческой деятельности.

Фронтальный опрос

2

Дикционные упражнения и их значение

3

Разучивание чистоговорок

4

Артикуляционная гимнастика и ее значение

5

Разучивание скороговорок

Тема 2. Народная игрушка. Игрушки Сибири (8 часов)

6

Петрушкин театр

Знакомство учащихся с народными игрушками.

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Развитие творческого интереса.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности. Переносить внутреннее содержание художественного образа во внешние признаки игрушки. Выражать эмоциональное отношение к образу.

Коммуникативные:  Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Выставка работ

7

Выразительность русского языка в театральных постановках

8

Изготовление кукол для кукольного театра

9

Изготовление кукол для кукольного театра

10

Изготовление кукол для кукольного театра

11

Изготовление кукол для кукольного театра

12

Изготовление кукол для кукольного театра

13

Изготовление кукол для кукольного театра

Тема 3. Развитие специальных музыкальных и певческих навыков (5 часов)

14

Народная манера пения, артикуляционная гимнастика

Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. Участвовать в коллективном исполнении.

Концерт

15

Работа над дыханием

16

Интонационно -фонетические упражнения

17

Усвоение навыков двухголосия

18

Разучивание распевок и песен (двухголосие)

Тема 4. Народные игры (5 часов)

19

Знакомство с видами игр

Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – считалки и игры.

Личностные:  Осознание особенностей музыкальной культуы России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Тест

20

Разучивание подвижных русских народных игр

21

Разучивание хороводных игр

22

Разучивание обрядовых русских народных игр

23

Разучивание игровых и музыкальных элементов к игре «Дрёма»

Тема 5. Инсценировки русских игр, песен, праздников

24

Драматизация (инсценировка) русских народных песен

Знакомство учащихся с инсценировкой и театрализацией.

Личностные:  Осознание особенностей музыкальной культуы России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического прошлого своего народа.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель песенной мелодии. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Импровизировать в соответствии с заданными критериями и музыкальным образом. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях игрового характера.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. 

Музыкальный калейдоскоп

25

Использование произведений музыкально – игрового фольклора в театральной постановке

26

Инсценировка пьесы в стихах «Гуси-лебеди»

27

Театрализация сказки «Заинькина избушка»

Тема 6. Контрольные занятия

28

Парад кукольного театра

Обобщение изученного обучающимися

Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Парад кукол, Викторина

29

Викторина «Угадай мелодию»

30

Игра «Музыкальные паззлы»

31

Творческая импровизация

Тема 7. Праздничные программы

32

Подготовка к концерту

Представление обучающимися изученного.

Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения. Формирование любви к Родине, к народному искусству.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи.

Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.

Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях.

Концерт

33

Подготовка к концерту

34

Подготовка к концерту

35

Отчетное мероприятие «В гостях у сказки»

ИТОГО:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

Авторская программа 2 класс

2 нче сыйныф өчен сыйныфтан тыш эшчәнлек программасыЮнәлеше: рухи-әхлакыйТөре: проблемалы-нәтиҗәле аралашу ...

Контрольная работа по литературному чтению "Волшебные авторские сказки" 4 класс

Контрольная работа для 4 класса на тему "Волшебные авторские сказки" В контрольную работу включены вопросы по сказке  "Конёк Горбунок" П.Ершова...

Авторская программа 1 класс ОВЗ

Рабочая программа 1 класса  ОВЗ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы". Способы передачи авторского настроения. 3 класс

Конспект урока по литературному чтению. "В царстве словесного пейзажа"  П.П. Потемкин "Мухоморы".Способы передачи авторского настроения. 3 классУрок разработан в соответс...