"Музыка весны"
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Заварина Маргарита Гюльметовна

Урок музыки в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytyy_urok_vesna.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Подюжская средняя общеобразовательная школа»

урок музыки в 1 классе

Музыка весны.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Эдварда Грига («Весна», «Ручеек»).

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ученики!

- Здравствуйте, учитель!

- Как у вас дела?

- Хорошо!

- Садитесь! (пение под баян)

- Какой, ребята, сейчас  урок? (музыка) 

Музыка нас объединяет

Готовы все к уроку?

Да!

На вас надеюсь, я друзья!

Мы большой и дружный класс

Всё получится у нас.

II. Определение темы. Мотивация.

- Ребята, мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни.

-  Послушайте и определите, что это за звуки.

(Капель) Что это?

- Какое время года вам показалось? (весна, яркое весеннее солнце растопило сосульки).

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (музыка весны) Какая тема урока?

- Какую цель вы для себя сегодня поставите? (услышать музыку весны в произведениях композитора).

- А как вы думаете, мы с вами можем изобразить музыку весны - капель?

 Кап, кап, я – капель.

У меня, капели,                            (проговаривание)

На весеннем тепле

Капельки поспели.

- Давайте попробуем сами исполнить музыку весны: Первый ряд изображает крупные капли, второй ряд исполняет маленькие капельки, а третий – самые маленькие капельки, капают легко, но очень звонко – «звенят капели». Теперь соединим все партии. (Поочерёдное включение каждого ряда.) 

- Сначала голосом. Итак, начинаем концерт «Звенящая капель». (Исполняют.)

- Сейчас мы попробуем заменить слова звучащими жестами:

Первый ряд – ладонью по столу. Ударяем негромко, но ритмично.

Второй ряд – щелчки. Выделяем первую долю.

Третий ряд – стучим пальцем по столу.

- Молодцы!

III. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица) Существует поверье, что на Масленицу весна с зимой встречается, значит, весна где-то рядом.  Раньше в далёкие времена люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.
– Кто из вас знает весенние заклички?

Весна, Весна красная!
Приди к нам с радостью, с радостью
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Солнышко – ведрышко
Выгляни в окошечко!
Солнышко нарядись!
Красное, покажись!

- Давайте встанем, покличем к нам весну!

- Садитесь. Так что такое «закличка»? Молодцы! Что такое заклички?

- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За  что вы её любите? (за яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.)

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Скажите, весна одинакова на потяжении всех трех месяцев?

 Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

IV. Работа по теме урока.

1) Совместное открытие новых знаний.

-  Весне посвятили свое творчество поэты, композиторы и художники.

 - Давайте  попробуем  сравнить весну  на примере известных картин великих художников. Посмотрите на картины - художники изобразили весну каждый по-своему.

Исаак Ильич Левитан. Март.

- Какое сегодня число?

Послушайте, какие народные приметы есть про март (в детской энциклопедии  стр.43) 14 марта – Авдотьев день

Алексей Кондратьевич Саврасов. Грачи прилетели.

Евгений Владимирович Тимошкин. Цветет черемуха.

- Одинакова весна на протяжении трех месяцев? (открою вам секрет - есть две весны – это ранняя и поздняя).

- Как вы думаете, чем они отличаются?

-  Назовите признаки ранней весны. (Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега).

- А признаки поздней весны? (солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах).

– Молодцы! Так какой бывает весна? (ранняя, поздняя)

2) Видеоролик «Весна в Подюге».

- Посмотрите на фото. Что на нем изображено? (Подюга, район водопада)

- А сейчас  посмотрите видео – весна в Подюге. Как вы думаете, какой это месяц весны? (май)

3) Слушание музыки Эдварда Грига.

- Как вы думаете, композиторы сочиняли свои музыкальные произведения о весне? Конечно. Некоторые композиторы писали целые альбомы, они так и назывались «Времена года».

- Далеко на севере, на берегу моря расположена страна Норвегия. Там жил норвежский композитор – Эдвард Григ.

- Сейчас вы послушаете произведение Э. Грига. Оно так и называется «Весной». Определите, какая музыка по характеру?

Звучит  «Весной» Э.Грига

- Какая музыка по характеру? (В пьесе Э. Грига мы слышим разные настроения, рожденные картинами весенней горной природы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только просыпается (звучит начало пьесы), то грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная (звучит фрагмент средней части), то восторженная, свежая, открытая, яркая (исполняется фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке (звучит начало третьей части). В конце мелодия поднимается все выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая все вокруг (звучит фрагмент). От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками).

- Что представили, слушая музыку?

- Сейчас вы услышите еще одну пьесу Э. Грига. Послушайте и скажите, какая музыка по настроению? Что представили себе, слушая музыку? (Звучит запись.)

«Ручеек»

Д е т и. Веселая, игривая. Но потом она становится грустной, тревожной.

- Да, в этой музыке слышатся не только милые, приветливые, журчащие звуки ручейка, то робкие, то весело искрящиеся (звучит фрагмент, начало пьесы), но и таинственность, тревога. Иногда музыка звучит громко, в низком регистре, встревоженно, грустно-взволнованно, затаенно. Ручеек ведь течет и днем, и ночью, путь его преграждают разные препятствия - камни, овраги, горные темные ущелья (звучит фрагмент). А как заканчивается пьеса? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Весело.

- Да, ручеек лучисто, весело блеснул напоследок.

- Давайте поиграем в «Ручеек». Выходите сюда, я включу музыку, и мы начнем.

Игра «Ручеек»

Подснежник релакс

- Молодцы! Садитесь.

4) Исполнение песен «Северное солнышко».

- Но ещё о весне написано очень много песен, в которых по-разному раскрывается образ весны. Давайте исполним с вами песню «Северное солнышко».

Исполнение «Северное солнышко» Е.Рыбак

- Ребята, а вы знаете кто написал эту песню? Евгения Владимировна Рыбак – педагог, композитор, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности, живет в городе Архангельск, пишет для нас прекрасные песни.  22 октября в Марфином доме состоялся юбилейный творческий вечер Евгении Владимировны Рыбак.  С ее песнями мы еще будем знакомиться.

«Солнечный зайчик» (допол)

V. Рефлексия.

- Итак, ребята, скажите, с какими композиторами мы познакомились на уроке? (Ответы детей)

- Расскажите друг другу про музыку весны – какая она?

VI. Самооценка.

- За что мы себя можем похвалить – поаплодировать себе?

VII. Итог

– Урок закончен! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Конспект урока музыки «Проводы зимы, встреча весны».

Цели урока:          Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

Музыка весны в стихах Ф.И.Тютчева.

Бинарный урок литературного чтения и музыки во 2 классе , проведённый одновременно учителем начальных классов Ступиной Т.М.и учителем музыки Кожевниковой М.А. Девиз урока : "Поэзии и музыки союз"!...

Воспитательное занятие во 2 классе "Музыка весны".

Тема занятия: Музыка весны.Цель: Воспитывать эстетическую культуру учащихся  через знания музыкальных произведений, посвященных веснеЗадачи: 1.      Развить у детей интер...

сценарий для младших школьников «Музыка весны в произведениях П.И. Чайковского»

Музыка весны в произведениях П.И. Чайковского» сценарий для младших школьников...