Занятие по теме "Музыкальные портреты"
план-конспект по музыке по теме

Номаль Инга Юрьевна

Данное занятие предназначено для детей младшего школьного возраста.  Обучающиеся   знакомятся   с жанром   изобразительного   искусства – портретом;  развивают  творческое воображение и ассоциативное мышление,   создают  собственные сказочные и фантастические образы  средствами изобразительной деятельности, пластики движений, словесного творчества;     Материал занятия, т.е.  рассказ тесно переплетается с музыкальным материалом, живописью, театром, хореографией, что позволяет устанавливать межпредметные связи.   На занятии воспитанники знакомятся  с музыкальными портретами,  с их особенностями через музыкальные произведения такие как: «Белка» Н.Римский  – Корсаков;  «Медведь танцует под  флейту» М.Старокадомский;«Кукушка» Дакен;  «Заинька и волк» Е.Тиличеева;  «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргский;  «Русская песня» П.И.Чайковский; «Спящая красавица» П.И. Чайковский.

   применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, продуктивный, мотивация и стимулирования.Используются  следующие педагогические технологии:

·        игровая (дети одевают волшебные очки и отправляются в сказочную кладовую за новыми знаниями);

·        здоровьесберегающая (физ. минутка, чередуются различные виды деятельности, стараюсь обеспечить комфортные условия для творческого развития);

·        педагогика сотрудничества (стимулирование и мотивация, даются права воспитанникам на свободный выбор, на собственную точку зрения).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

Категория участников: младший школьный возраст

Тема:  Музыкальные портреты

Цель: формирование творческой деятельности обучающихся через взаимодействие различных видов искусства.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с жанром   изобразительного искусства – портретом;
  2.  развивать творческое воображение и ассоциативное мышление, умение создавать собственные сказочные и фантастические образы средствами изобразительной деятельности, пластики движений, словесного творчества;
  3. развить способности понимать и чувствовать «язык» музыки и живописи;
  4. способствовать  освоению детьми комплекса выразительных средств, ощущая непрерывную связь с эмоциональным содержанием образа.

Тип занятия: усвоения новых знаний

Форма проведения занятия: интегрированное (музыка, хореография, театр, ИЗО)

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, мотивация и стимулирования

Педагогические технологии: игровая и здоровьесберегающая технология

Музыкальное оформление:

1.  «Белка» Н.Римский  – Корсаков.

2. «Медведь танцует под  флейту» М.Старокадомский

3.  «Кукушка» Дакен.

4.  «Заинька и волк» Е.Тиличеева.

5. «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргский

6. «Русская песня» П.И.Чайковский.

7. «Спящая красавица» П.И. Чайковский.

Подготовительная работа:

  1. Работа с литературой.
  2. Подбор музыкального оформления.
  3. Подбор иллюстраций.
  4. Оформление наглядного материала.
  5. Написание конспекта

                                                      Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог: Здравствуйте, ребята.

 II. Изучение нового материала. (название темы занятия «Портреты в музыке» висит на доске)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. У меня в руках волшебные очки.  А волшебные они потому, что мир сквозь них видится по - волшебному,  по - сказочному.  Хотите увидеть сказку?  (ответы детей)

Педагог: Сейчас вы  оденете их  и  увидите этот прекрасный и удивительный, сказочный мир таким, каким он видится только вам.

(дети надевают очки) звучит сказочная музыка

Психогимнастика  на развитие воображения и словесного творчества «Волшебные очки».

Педагог: Расскажите, что вы увидели?

 (дети рассказывают о том, что они представили степи лазоревые, горы изумрудные, реки молочные с кисельными берегами, деревца с наливными да румяными яблочками)

Педагог: А сейчас мы отправимся с вами в сказочную кладовую, где хранятся все чудеса сказок, это сказочные вещи. Скажите, какие существуют сказочные  предметы, для чего они нужны в сказках?

(дети называют предметы, показывают их на рисунках и объясняют, для чего они нужны в сказках)

Воспитанники: Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебное зеркало, волшебная палочка, живая и мёртвая вода, волшебный клубочек

Педагог: Ребята, а вы хотите побывать сегодня в удивительном сказочном  мире.

(ответы детей)

Педагог: А вы не боитесь? Ведь в сказках происходят самые невероятные чудеса и опасности будут подстерегать вас  на каждом шагу.

 Педагог: А чтоб в лесу не заблудиться,

                   Без тропинок и дорог,

                   Вот, вам, детки, серебристый

                   Весь из ниток золотистых,

                   Круглый сказочный клубок…

Педагог: А для того, чтобы наш клубок показал нам дорогу, надо сказать такие слова:    

Ты катись, катись, клубочек

По лесам и по лугам,

Укажи  ты путь-дорожку

Чтоб не заблудиться нам.

Педагог: Посмотрите, куда привёл наш клубочек.

(рисунок теремка)

Что это за теремок? Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Послушайте.

(звучит «Белка» Н.Римского - Корсакова)

(ребята делают вывод, что на пути повстречался теремок, где живут зверушки)

Педагог: А  ещё, каких  животных изобразила музыка?

(звучат музыкальные фрагменты: «Медведь танцует под  флейту» М.Старокадомского, «Кукушка» Дакен, «Заинька и волк» Е.Тиличеевой)

(звучит музыка, дети определяют её  характер, ищут подходящие слова из музыкального словарика)

Педагог: Ну, что, ребята, продолжим  наше путешествие?

 (говорят слова) Ты катись, катись, клубочек

                             По лесам и по лугам,

                             Укажи ты путь-дорожку,

                             Чтоб не заблудиться нам.

                           

(звучит музыка М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»)

 Педагог: Как  вы думаете,  ребята, чей образ  рисует вам эта музыка? Это образ реального человека или какого-то сказочного героя?

 Воспитанники:  (дети отвечают)  

Педагог:  Какая по характеру  эта музыка?

(дети выбирают слова: колючая, злая, грубая и выясняют, что это сказочный герой)

Педагог: А чья это избушка? (показывает рисунок избушки на курьих ножках)

Воспитанники:  Избушка на курьих ножках.

Педагог: Кто в ней живёт?

                 (ответы детей)

Педагог: Какой  характер у Бабы-Яги? Что подсказала вам  музыка?

(ответы детей)            

   (слушают музыку ещё раз)

Педагог: Хотите продолжить наше путешествие по сказочной стране?

Воспитанники: ответы детей

Педагог: Тогда говорим слова:  Ты катись, катись, клубочек

                                                          По лесам и по лугам,

                                                          Укажи ты путь-дорожку,

                                                          Чтоб не заблудиться нам.

( звучит «Русская песня»П.И.Чайковского)

 Показ иллюстрации – «Царского терема)

Педагог:  А кто-нибудь знает, что это за терем? Кто в нём живёт?

Воспитанники: В царских теремах живут царь с царицей.

Педагог: Например, так иногда начинаются сказки: «в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицею…»

Педагог:  А вы помните сказки, где есть царь с царицей? Давайте вспомним, в каких сказках говорится об этих чудесных и сказочных теремах.

(дети рассматривают иллюстрации и называют сказки)

III. Физ.минутка

Педагог: Ребята, а вы сами   хотите попасть в сказку и поучаствовать в ней?                              Воспитанники: ответы детей

Педагог: Ну, тогда слушайте внимательно.

(Педагог  рассказывает сказку и приглашает на свой выбор участников сказки, надевает на них сказочные предметы)

Педагог:  В одном сказочном государстве жили-были король с королевой.  Родилась у них  маленькая дочь – принцесса. В честь крошечной принцессы родители созвали на бал всех волшебниц королевства…

Педагог: Вы хотите узнать, какие это были волшебницы? (ответы детей)

Педагог: Тогда слушайте внимательно, что подскажет вам музыка.

(Звучит фрагмент «Фея Сирени» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского)

Педагог: Какие волшебницы пришли на бал?

 Воспитанники:   ответы детей

Педагог: Почему вы так думаете?

 Воспитанники:  музыка добрая, нежная, мечтательная, ласковая, лёгкая, светлая, волшебная

Педагог: Итак, на бал пришли добрые, грациозные волшебницы.  А какие у них будут наряды?

Воспитанники:  ответы детей

Педагог: Ребята, а вы сможете узнать их по портретам?  

(дети рассматривают репродукции картин, рассказывают какие у них наряды)

Педагог: А если бы вы были добрыми волшебниками, какое бы у вас было выражение глаз?

(дети пытаются передать взглядом доброту, нежность, участие)

Педагог: Попробуйте изобразить, как бы двигались в танце добрые волшебницы.

(дети двигаются под музыку плавно)

Педагог: Каждая волшебница принесла маленькой принцессе подарок.

Как вы думаете, что они подарили?

(дети фантазируют, какие могли бы быть эти подарки)

Педагог: Оказывается, они подарили волшебное зеркало. Взглянув в него, принцесса становилась ещё красивей и добрее. (показывает зеркало)

Педагог:  Но король и королева забыли пригласить на бал ещё одну гостью. Кто бы это мог быть?

(Звучит фрагмент «Фея Карабос» П.Чайковского – музыка сердитая, тёмная, колючая, злая)

Дети догадываются, что это злая колдунья.

Педагог: Где изображена злая колдунья, найдите её  портрет (дети узнают её на портретах).

Педагог: А как бы вы передали недобрый взгляд колдуньи?

(дети показывают)

 Педагог: Придумайте, что могла бы подарить колдунья малышке-принцессе.

(дети фантазируют)

Педагог: Она тоже принесла в подарок зеркало. Но когда принцесса смотрела в него, она становилась злой, жестокой и грубой.

 Как-то раз,  когда маленькая принцесса примеряла свои наряды перед зеркалами, случилась беда, зеркала разбились на мелкие кусочки, и они разлетелись по всему свету, летели, и превращались в капли, а куда эти капли падали, там появлялись большие, жирные кляксы.

(Педагог  показывает на листах бумаги кляксы)

Педагог: Посмотрите, они похожи на странные, заколдованные, недвижимые существа. Да это же злые и добрые волшебницы!

Как вы думаете, какая клякса от зеркала доброй волшебницы, а какая от злой.

Воспитанники: ответы детей

 Педагог: А давайте их оживим.  Для этого надо дорисовать им части тела, прорисовать выражение лица (доброго и злого) в соответствии с характером образа.

(дети дорисовывают к кляксам части тела, лицо)

IV. Рефлексия

Педагог: - Итак, наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам одеть свои  волшебные очки.  Закройте глаза…Сейчас я досчитаю до трёх и мы с вами  вернёмся в наш реальный мир. (считает)

Педагог:   - Понравилось вам наше путешествие?

                   - Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

                   - А как помогала вам музыка сегодня, что она делала?

                  - Портреты,  каких героев рисовала  музыка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУДОД ЦДТ «Светлячок» Г.Ртищево Конспект занятия по теме «Портрет ОСЕНИ» Объединение «Волшебные краски» Педагог ДО Чиликанова О.М.

Цели и задачи: - воспитывать любовь к природе родного края- воспитывать видение прекрасного в окружающем- научить рисовать портрет времени года (ОСЕНЬ)- закрепить навыки работы графическими материалам...

Методическая разработка занятия «Портрет мамы» (к празднику День матери)

Методическая разработка занятия «Портрет мамы» (к празднику  День матери)...

Конспект занятия «Портрет милой мамы»

Воспитание уважения, бережного, заботливого отношения к маме...

Методическая разработка занятия по теме "Портрет"

Цель занятий:Создание условий для творческой самореализации личности ребенкаЗадачи занятийОбразовательная:-Развивать чувство пропорции;-Способствовать формированию живописных и графических умений в из...

Конспект занятия: «Беседа «Портрет и его разновидности»»

Методическая разработка к занятию«Беседа «Портрет и его разновидности»»  Тема: Беседа «Портрет и его разновидностиЦели и задачи:показать портрет как жанр изобра...

Презентация к занятию "Портрет-жанр изобразительного искусства"

Презентация к занятию "ПОРТРЕТ-ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"...

План-конспект занятия на тему «Рисование портрета мамы».

Мама – это самый главный и родной человек в жизни для каждого. Мама – это первое слово малыша. Мама всегда поймет, выслушает, простит шалости. Дороже этого человека у меня нет....