Игровые технологии на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Номаль Инга Юрьевна

В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств воспитанников: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке музыки

    Игра - универсальное педагогическое средство, обладающее широким функциональным полем воздействия на разностороннее развитие личности воспитанника. В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств воспитанников: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.

В основе  музыкальной деятельности  использую на занятиях игровые дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова. Эти упражнения выполняются в начале каждого занятия, с целью формирования у воспитанников работоспособности, «включения в занятие», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно – подготовки артикуляционного аппарата к вокально- хоровой работе. Несмотря на то, что упражнениям отводится на занятии минимум времени, они не просто учат дышать правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье учащихся. В систему упражнений положен принцип «вдоха» и «выдоха». Упражнения видоизменяются по мере взросления воспитанников.

     Младшим воспитанникам предлагаются «специальные  упражнения, игры, стихотворения для занятий», например, для развития артикуляционного аппарата: «Лопаточка»,  «Стрелочка», «Трубочка», «Грибок» и т. д., динамические упражнения для языка: «Часики», «Змейка», «Качели», «Гармошка» и др., упражнения для губ: «Заборчик», «Хоботок», «Рупор».

Более старшим воспитанникам, предлагаю в комплекс дыхательных упражнений включить:

  • движения рук («обнимаем себя»);
  • ног (« шаги»);
  • наклоны туловища («насос»), т. е. добавляется и координация движений. Если воспитанники 1 года обучения делают упражнения со мной, то ребята следующих годов обучения могут выполнять самостоятельно, а я их только контролирую.

        Наиболее часто использую следующие игровые упражнения на укрепление дыхательных мышц.

  1. «Волна» (имитировать шум волны)

Вдох. Выдох – со звуком «Ш»  (тихая волна, сильная, шторм, прибой)

  1. «Стены, потолок». Вам надо раздвинуть воображаемые стены и поднять воображаемый потолок. «С» - Вдох – руки к плечам. Выдох – «поднять потолок» со звуком «С».

«К» - Вдох. Выдох – «надавить на пол».

  1.  «Проколотый шар». Сделайте быстрый вдох, а руками зажмите воображаемый шарик. Вы начинаете давить на него, а он издаёт звук «с-с-с», начинает сдуваться, при этом сопротивляясь. Выдох плавный, энергичный, не ослабляющийся к концу.

Дыхательные упражнения с голосом («Комар», «Дровосек»,) игровые упражнения на расширение диапазона голоса («Звукоподражатель», «Самолёт» и др.).

Игры на дыхание и расширение диапазона.

  1. «Звукоподражатель».

Имитация голосом различных звуков природы и жизни. Каждый ребёнок должен придумать, вспомнить и с имитировать какой-либо звук. Остальные должны его угадать.

Например: свист ветра «с-с-с», шум трактора «тр-тр-тр», вой волка «у-у-у», звук комара «з-з-з», шум леса «ш-ш-ш», гудок паровоза «ту-у-у», кошка сердится «ф-ф-ф», пчела «вззз» и т.д.

  1. «Самолёт».

     (на одном звуке) Белокрылый мощный «Ту»

                                   Набирает высоту.

                      (выше) Он летит всё выше, выше

                                   Превратились в точки крыши

             (ещё выше)  Вот уже он выше туч…

                               А теперь меж облаками

                               Вдруг ударил солнца луч!

                               Голубой простор над нами.

                               Выше, выше мчится «Ту»

                               Покоряя высоту…

Непременно нужно контролировать и проверять каждого воспитанника насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается и уже не задумывается как правильно дышать.

 Эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Специальные упражнения должны способствовать самосовершенствованию дикции. Работа над дикцией строится поэтапно:

  1. Отрабатывание звука в словах.
  2. Отрабатывание слова во фразе.

Эти упражнения так же провожу в игровой форме:

Зарядка для губ

  1. «Расчёска».

Нижние зубы задевают  за верхнюю губу, почёсывая её, а потом верхние зубы почёсывают нижнюю губу.

  1. «Тюрючок» или «Пучок»

-На счет «раз» сомкнутые губы собираются  в «пучок» или «тюрючок»; на  счет «два» растягиваются в улыбке.

-Губы собрать в пучок и двигать ими вверх и вниз, затем вправо и влево.

    3. «Художники».  Вытягиваем губы трубочкой вперёд, рисуем губами круг,    квадрат.

Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности речи.

1.«Палочки»

Для упражнения понадобятся палочки или карандаши. Один конец карандаша берут зубами, другой должен быть свободным. Карандаш должен быть расположен параллельно полу ( не опускаться ниже и не подниматься). В таком положении, взяв дыхание, произносятся слова:

   Таки – туки                     Даги - дуги

   Наки – нуки                    Маки – муки              Лаки – луки

2.«Собачьи радости»

Передать по кругу фразу, чётко и быстро произнося её содержание: «Что в тарелке?» - «Суп, суп, суп». «А кому?»- «Псу, псу, псу»…

Игры со скороговорками

  1. «Пойми меня»

Один из участников встаёт перед всеми и беззвучно произносит скороговорку. Тот, кто первым понял её, должен быстро произнести. Тот, кто правильно выполнил задание, становится на его место. Ребята могут использовать свои скороговорки или записанные на карточке.

  1. «Ручной мяч».

Педагог, подбросив мяч, называет имя ребёнка. Тот должен поймать мяч и произнести скороговорку.

  1.  «Соревнование телефонистов».

Дети делятся на две или три команды. Стоящим впереди педагог даёт карточки со скороговоркой. По команде учителя дети шёпотом пересказывают скороговорку на ухо друг другу, а последний называет её вслух. Задача: передать как  можно быстрее и при этом не исказить текст.

    1.Не живут ужи, где живут ежи.

    2.Лежит ёжик у ёлки, а у ежа иголки.

    3. В живом уголке жили ужи, да ежи

Перед тем, как педагог начнёт работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией: «Пылесос», «Сирена», «Машина гудит» и т. д.

Распевка на стихи или слова из песни: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь».«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» и т.д.

Распевка со скороговоркой: «Около кола, бьют колокола».

На занятиях по музыкальному развитию так же применяю игровые технологии, например, на занятии «Музыкальные портреты» (дети одевают волшебные очки и отправляются в сказочную кладовую за новыми знаниями); на занятии «Путешествие в музыкальную страну Домисольку» ребята путешествуют на сказочном поезде по волшебному королевству и пытаются победить проделки злого Клястера-бомбастера, и при этом на протяжении всех занятий дети, небольшими фрагментами слушают музыку, представляя сказочные музыкальные образы, загадочных персонажей, пытаются догадаться, что рисует им музыка, отгадывают музыкальные загадки. Воспитанники пробуют свои силы в исполнительской деятельности. Например, на занятии «Музыкальные инструменты» они отгадывают музыкальные ребусы и создают свой оркестр, подыгрывая в такт музыке. В разделе «Театр оперы и балета» на занятии по теме «Балет» воспитанники попадают в новогоднюю сказку «Щелкунчик», а в разделе «Опера» дети в игровой форме знакомятся с историей возникновения жанра, строением и разновидностями оперных спектаклей, основными оперными формами, сами участвуют в оперных постановках («Волк и семеро козлят»). Главная задача- научить детей слушать и понимать музыку, получать от прослушивания высокое эстетическое наслаждение.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является педагогическим средством, адекватным современным условием организации учебной деятельности слушателя на занятиях по  музыке. Это обусловлено современным взглядом на деятельность слушателя как активный творческий и познавательный процесс, важностью игрового аспекта для целостного и адекватного восприятия музыки, а также способностью посредством игровой деятельности воплощать различные инновационные подходы музыкальной педагогики (развивающее обучение, педагогика сотрудничества, интегрированный подход).

2. Благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов, улучшаются слушательские возможности воспитанников. Таким образом,  игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия детей и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках музыки

Игровые технологии на уроках музыки. Цель- показать разнообразие игровых технологий на уроках музыки, их значение для развития творческой личности учащихся....

Игровые технологии на уроках музыки в 1 классе

Дети отправляются в музыкальную страну где правит добрая фея Гармония .Обучающиеся знакомятся с такими понятиями как -песня .танец,марш,композитор.исполнитель .слушатель,музыкальны ключ,дирижёр...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.Б.Асафьев...

Из опыта учителя музыки. Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках музыки

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и твор...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

Игровые технологии на уроке музыки, 1 класс

Музыкальный материал:"Марш" Л.Бетховена – вход."Первый класс" Д. Кабалевского – исполнение."Петь приятно и удобно" (попевка) – исполнение."Го...