Рабочая программа «Музыка» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Ериклинцева Ирина Борисовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.rar17.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 КЛАСС

Настоящий курс относится к образовательной области «Искусство». Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно – воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для  УО детей. Благодаря  развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных  и доступных видов искусства, сопровождающих человека  на протяжении всей его жизни.

К особым образовательным потребностям, характерным для умственно отсталых обучающихся, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Целью музыкального воспитания является:

-  овладение  детьми музыкальной культуры;

- развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.  Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные  в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя,  из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач:

Образовательные -

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальной исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

Совершенствовать певческие навыки;

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально– исполнительские навыки.

Воспитывающие -

Помочь  самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкой;

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

Активизировать творческие способности.

Коррекционно – развивающие –

Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся  мышление, воля, мотивация.

В процессе занятия у учащихся вырабатываются необходимые вокально – хоровые  навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по музыке и пению включает в себя следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», и «Элементы музыкальной грамоты».

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин).  

На курс отведено 34 часа в год  1 час в неделю

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

Критерии и нормы оценок.

Оценка по предмету «Музыка и пение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание

План

Факт

1

Без труда не проживешь. Муз. А. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко.

1

Музыкальная грамота, пение.

2

Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

1

 Музыкальное  прослушивание.

3

Золотистая пшеница. Муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой.

1

 Музыкальная грамота, пение.

4

Осень. Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева

1

Музыкальная грамота, пение.

5

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

1

 Музыкальная  грамота, пение.

6

Настоящий  друг. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная  грамота, пение.

7

Дважды два – четыре. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальное  прослушивание.

8

Чему учат в школе. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

1

 Музыкальная  грамота, пение.

9

Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца

1

 Музыкальная  грамота, пение.

II четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание

План

Факт

1

Колыбельная медведицы. Из мультфильма «Умка». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.

1

 Музыкальная  грамота, пение.

2

Три белых коня. Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.

1

 Музыкальное  прослушивание

3

Снежный человек. Муз. Ю. Моисеева, сл. В. Степанова.

1

Музыкальная  грамота, пение.

4

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина.

1

Музыкальная  грамота, пение.

5

Розовый слон. Муз. С. Пожлакова, сл. Г. Горбовского.

1

Музыкальная  грамота, пение.

6

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная  грамота, пение.

7

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная  грамота, пение.

III четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание

План

Факт

1

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

1

Музыкальная  грамота, пение.

2

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.

1

Музыкальное  прослушивание

3

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

1

Музыкальное  прослушивание

4-5

Не плачь, девчонка! Муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова.

2

1-Музыкальное  прослушивание

2-Музыкальная  грамота, пение.

6

Н. Римский- Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

1

Музыкальное  прослушивание

7-8

Пусть всегда будет солнце! Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

2

1-Музыкальное  прослушивание

2-Музыкальная  грамота, пение.

9

Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.

1

Музыкальная  грамота, пение.

10

К. Брейбург – В. Леви. Смысл. Отпускаю тебя. Волны  покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный путь».

1

Музыкальное  прослушивание

IV четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание

План

Факт

1

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

1

Музыкальная  грамота, пение.

2

Маленький ковбой. Муз. и сл. В. Малого

1

Музыкальная  грамота, пение.

3

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш.

1

Музыкальное  прослушивание

4

Песня о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового.

1

Музыкальная  грамота, пение.

5

Во кузнице. Русская народная песня.

1

Музыкальная  грамота, пение.

6

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

1

Музыкальное  прослушивание

7

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная  грамота, пение.

8-9

Родная песенка. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

2

Музыкальная  грамота, пение.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Работа над кантиленой.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения отчетливого произведения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихи).

Слушание музыки

Развитие умения различать марши, танцы.

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки.

Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.

Обучение детей игре на фортепиано.

Элементы музыкальной грамоты

Сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно – логическое мышление.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения;  значение динамических оттенков (форте громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание

Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

исполнять хорошо выученные песни без  сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание

Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

исполнять хорошо выученные песни без  сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения;

значение динамических оттенков (форте громко, пuаItо- тихо);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание

Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

исполнять хорошо выученные песни без  сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.

Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте громко, пuаItо- тихо);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание

Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без  сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...