Проблемы изучения и сохранения военного фольклора кубанских казаков.
статья по музыке (3, 4 класс) на тему

Джамирзова Бэла Амербиевна

В данной статье обобщён опыт руководителя школьного музыкального кружка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Б.А.Джамирзова

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ВОЕННОГО ФОЛЬКЛОРА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ.

Проблемы сохранения, восстановления и развития традиционных культур различных народов, проживающих на территории России (в том числе и кубанских казаков), решаются сегодня многообразно. В их числе можно назвать выпуск специальной научной и популярной литературы о фольклоре, проведение комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, музейные экспозиции и выставки произведений народного творчества.

В городах и в Станицах значительно увеличилось количество школьных фольклорных ансамблей, стали регулярными смотры, конкурсы, фестивали народного искусства. Практически одновременно с созданием Центра народной культуры Кубани (в 1990 г.) была сформирована Детская экспериментальная школа народного искусства при Кубанском казачьем хоре, которая соединяет в учебной программе предметы общеобразовательного и специального цикла, такие как "Фольклор и этнография восточных славян", "История и культура казачеств", "Народное ансамблевое пение", "Народный танец" .

Наконец, целый ряд специальных курсов, посвященных этнографии и фольклору кубанских казаков, читается с 1992 г. в Краснодарской государственной академии культуры и искусств на факультете традиционной культуры (декан - профессор В.Г. Захарченко)

Опыт подготовки автором работы названных курсов Академии культуры и искусств показал, что одним из наиболее сложных и ответственных моментов является учет специфики традиционной культуры казачеств, в частности - кубанского казачества. Особенности, отличающие казачье традиционно-музыкальное искусство Дона, Терека, Кубани .  Понятно, что особый статус кубанскому фольклору обеспечивает время освоения славянами этой территории. Оно началось лишь с конца XVIII века, несколько последующих миграционных волн охватили и значительную часть XIX века, что определило позднее формирование традиции.

Специфическим моментом музыкальной традиции славянского населения Кубани, требующим отражения в специальных учебных курсах, является особый состав жанров, который определила казачья служба мужского населения края. Отсюда большое количество песен с историческими воинскими сюжетами, значительный вес мужских тем в лирическом песенном жанре, героические канты, строевые музыкально-поэтические композиции и др.

Наконец, принципиальным моментом, который невозможно обойти при формировании программ курсов, является характеристика культурных процессов, связывающих кубанских казаков с их этническими соседями - адыгами, карачаевцами, другими народами Северного Кавказа  .

Так, музыкальные взаимовлияния адыгов и славян являются предметом научного интереса А.Н. Соколовой А.Н.. Напр.: Соколова А.Н. Переинтонирование в адыгской традиционной музыке // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 год. Краснодар, 1997. С.49-54.

Песня в жизни человека значит очень много. Она сопровождает его с момента рождения, и в свой последний путь он тоже уходит с песней. В песенной культуре можно выделить несколько жанров: бытовые, связанные с каждодневным трудом, колыбельные, свадебные, похоронные, военные и др. Как различны события в жизни человека, так различны и песни. Они могут быть весёлыми и грустными, протяжными – лирическими и задорными. Песня родится там, где живёт человек и во многом зависит от условий его жизни, рода занятий, климата и других факторов. Когда жизнь наполнена радостью – песни веселы, когда человек несчастен – меняется и напев песен. Главные линии исторической деятельности казаков нашли своё отражение в казачьей воинской песне.

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война. Они находились в условиях постоянного военного противостояния с воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для казаков являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Так, в песне «Из-за острова на стрежень» поётся о возвращении казаков из очередного похода, в котором добычей Степана Разина стала персидская княжна.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократическими порядками. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Казак рождался воином. С появлением младенца на свет начиналась его военная школа: новорожденному все родные и товарищи  отца приносили в дар «на зубок» ружьё, патрон, порох и пулю, лук и стрелу. Дареные вещи развешивались на стене, где лежала роженица с младенцем

Через сорок дней отец надевал на младенца саблю, подстригал ему волосы в кружок и сажал на лошадь, а потом возвращал сына матери, поздравляя её с казаком . Трёхлетние дети уже довольно свободно ездили на лошадях по двору, а в пять – скакали по степи. Поэтому в казачьих  военных песнях так много внимания уделено лошади:

«Коня даю тебе ли плохого, он верный друг был у меня…

…И лучше сам ты ешь похуже, коня же в холе содержи…».

«Как при лужке, при лужке, при широком доле,

При знакомом табуне, конь гулял на воле».

(из песен «Конь боевой с походным вьюком», «При лужке, при лужке»).

Казачьих песен более четырёх тысяч. В них – казачья душа. В песнях казак вспоминал свое прошлое, воспевал героев, тосковал о милой, о родимой сторонушке, об участи казака – умереть в бою и быть похороненному на чужбине. С песнями казаки уходили в далекие походы.

Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой. Но казачьи песни имеют черты, присущие только им. Гораздо более слабо, чем военная тематика, представлена в казачьих песнях и песенном фольклоре календарно-земледельческая обрядность, что опять-таки объясняется преимущественно военным образом жизни. Из обрядов жизненного цикла четко зафиксирован только свадебный.

Главное в казачьем военном фольклоре – не сами события (походы, штурмы, сражения), а чувства, настроения самих героев песен, их взгляд на происходящее. Героев военных песен казаков можно разделить на три группы. Первую составляют образы полководцев и командиров, которые часто лишь намечены, даны односторонне. Только в своей совокупности они дают обобщённый образ положительного героя-командира, от которого зависит успех дела. Командир всегда идёт впереди, воодушевляя казаков речами. Он ненавидит врага и не боится его, уверен в силе своей армии, понимает смысл происходящего как защиту Отечества. Ему присуще чувство национального достоинства и патриотизм. В песнях такого плана нашли отражение многие эпохальные события России. Особенно много таких песен об Отечественной  войне 1812 г.:

«Славим Платова героя,

Победитель был врагам.

Славим Платова героя,

Победитель был врагам.

Победитель был врагам.

Слава казакам-Донцам».

Воспевается в песнях и оружие казаков. В песне «Донцы-удальцы» даётся яркая характеристика отношения к оружию казаков, которые принимали участие в разгроме Наполеона:

«Страшен аркан наш, сабля ужасна,

Сабля ужасна, пика метка.

Грянула чада Тихого Дона –

Мир изумился, враг задрожал.

Рушится слава Наполеона,

Наполеон – враг побежал».

Вторую группу героев песен составляют рядовые казаки, урядники, хорунжие, предстающие как собирательный образ, насыщенный лиризмом. Герои таких песен чаще всего гибнут в бою, их смертью куплена победа, о них вспоминают казаки,  возвращающиеся из похода, их хоронят на чужой стороне. Постоянное соприкосновение с опасностью и смертью заставляет казаков задумываться о своей дальнейшей судьбе. В песне «Ой, то не вечер…» скорую гибель казака предсказывает его есаул, разгадавший сон:

«Есаул догадлив был,

Он сумел сон мой разгадать.

Ой, пропадёт, он говорил,

Твоя буйна голова».

В этой и других песнях предсказания, гадания, ворожба дают определённое представление об отношении казаков к религии, характеризует  особенности их мировоззрения.

Третью группу героев песен составляет сама казачья масса, выступающая как решающая сила. Образ массы в песнях дан в лаконичной, но полной глубокого содержания форме. От казака, его удали, отваги зависит исход сражения. Казачья песня звала к победе:

«Из-под кочек, из-под пней лезет враг оравой.

Гей, казаки на коней! И вперёд за славой!».

Казачество использовалось государством для освоения новых территорий.  Этот сложный, порой трагичный период в жизни казаков также нашел свое отражение в песенной культуре. В воинском казачьем фольклоре отражается тяжкая доля казака, вынужденного осваивать новые территории.  Наиболее всесторонне эта тема  представлена в песнях эпохи Кавказской войны:

«Молодец девку исподманывал, исподманывал, подговаривал:

«Ты пойдём, девка, к нам на линию жить;

У нас да на линии, что Курджуп да река вином протекла,

А река-то Лаба мёдом протекла.

Лежат камушки драгоценные, драгоценные, неоцененные».

«Молодец, девку не исподманывай!

Я сама там была, и сама всё видала, про всё слышала:

Что Курджуп-то река кровью протекла,

А река-то Лаба горячей слезой,

По горам-то, горам лежат головы,

Все казацкия, молодецкия».

Находясь вдали от родного дома, казаки тосковали по родным и близким им людям, по оставленным родным куреням и степям:

«Не бывал ли ты, орёл, на Тихом Дону?

Не видал ли ты, орёл, отца с матерью,

Не видал ли ты, орёл, молоду жену?»

Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за Отечество. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка. В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастья в этом доме не водится. Казаки испокон веков славились своим зычным, удалым пением. Генерал Платов однажды рассказывал Кутузову, что ни разу не слышал, чтобы казаки шли в поход без песен. По этим самым песням он без труда мог отыскать казачьи подразделения в русском лагере близ Бородино.

В 1774 г. Матвей Иванович Платов, будущий легендарный атаман великого Войска Донского, тогда ещё полковник, с двумя полками донских казаков (штатный состав полка — 501 человек), сопровождал транспорт с беженцами, уходившими с Кубани, и продовольствием для снабжения русских войск на Кавказской линии. Командир второго казачьего полка – Павел Сидорович Кирсанов. В степи у р. Калалах транспорт подвергся внезапному нападению объединенных ногайской и крымско-татарской орд, численностью в 10 тыс. всадников. Каждый всадник вел еще по три «заводные» (то есть в поводу) лошади – одну сменную верховую и две вьючные. Этому событию была посвящена песня «Любо, братцы, любо». Первоначально песня начиналась словами:

«На Великой Грязи, там, где Чёрный Ерик,

Выгнали ногаи сорок тысяч лошадей,

И взмутился Ерик, и покрылся берег

Сотнями порубанных, пострелянных людей!»

Поставив традиционный для казачьей тактики обороны гуляй-город из телег с мешками муки, тысяча казаков двое суток держала активную оборону. После ружейных залпов, для того, чтобы дать оборонявшимся время на перезарядку ружей, казаки бросались в рукопашную. И дождались подмоги: «С нашим атаманом не приходится тужить!». Каждая строка этой песни полна глубокого смысла, так как в ней историческая правда.

В последующие годы менялись слова песни: существовали и белогвардейские, и «махновские» варианты текста. В годы Великой Отечественной войны появился «танкистский» вариант текста популярной казачьей песни.

Казаки принимали участие во всех русско-турецких войнах. При взятии крепости Измаил две из девяти колонн составляли казаки, которыми командовали Платов и Орлов. Именно тогда, в 1790 г., появилась песня «Ночи темны…»:

Под Измаил город идут.

Идут, идут казаченьки

Своим тихим маршем…».

После учреждения  Петром I регулярной армии с 1722 г. каждому полку предписано было  иметь свой оркестр. Военное ведомство, понимая важность морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен.

Использованные ресурсы:

www.ok.ru/group

www.a-pesni.org/kazaki/kuban/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество кубанских казаков

Разработка мероприятия "Устное народное творчество кубанских казаков"...

Презентация "Быт кубанских казаков"

Презентация "Быт кубанских казаков"...

Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.

В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....

Форменная одежда кубанских казаков

Презентация учащегося 4 класса, в которой школьник рассказал об одежде кубанских казаков...