Программа вокального объединения
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Тихомирова Марина Юрьевна

Разработка проаграммы на 3 года обучения вокального объединения детей в возрасте от 7-11 лет, Вокальные упражнения, распевки. репертуар, произведения. история вокала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

Программа рассмотрена

На педагогическом совете

Протокол № _____от __________2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ № _____от __________2015 г.

Директор ГБОУ гимназии  №628

Красногвардейского района  

г. Санкт- Петербурга

«Александринская гимназия»

________________С.И.Квашнина

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа

Вокальный ансамбль

«Хрустальные аккорды»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей – 7-11 лет

Автор-составитель Тихомирова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015


Пояснительная записка

Программа относится к художественной направленности

Программа модифицированная.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Хоровое пение является основным видом деятельности в осуществлении общего музыкального воспитания и образования детей. В системе дополнительного образования хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.

Предлагаемая программа дополнительного образования направлена на создание условий для духовного развития детей, мотивации к познанию и творчеству, развитию эмоциональной сферы, укреплению здоровья. Актуальным на сегодняшний день является создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграции в систему мировой и отечественной культуры.

Занятия хоровым пением являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.

Отличительная особенность

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, тесно связана с работой школы и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Концертная деятельность является очень важной частью жизни хорового коллектива. Выступления, концертная деятельность  активизируют, стимулируют работу школьников в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств.

Понимание и выполнение требований руководителя, его дирижёрского жеста, умение правильно оценивать исполняемое произведение.

В репертуар входят произведения, предназначенные для исполнения хором, хором с солистами. Возможность сольного пения важна для развития творческой активности, индивидуальности, эмоциональности, формировании и развитие  певческой культуры.

Основной репертуар хора подбирается согласно контингенту, возрасту, возможностям и интересам детей. Среди исполняемых произведений - русские народные песни, классические произведения, современные песни, песни Великой Отечественной войны.

Цель программы

Оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, овладение основными вокально - хоровыми навыками, их закрепление, а в дальнейшем и осознанное применение в исполнительской деятельности, формирование певческой культуры, развитие творческой личности.

Задачи

обучающие задачи

  • Формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально - хорового слуха, накопление музыкально - слуховых представлений, формирование музыкальной памяти; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса.
  • формирование и закрепление навыков певческой эмоциональности и      выразительности.
  • развитие навыков вокальной артикуляции, певческого дыхания.
  • постепенное расширение диапазона голоса.
  • обеспечение роста выносливости голосового аппарата.
  • формирование на этой основе вокально-хоровых навыков: пения без сопровождения, элементов многоголосного пения, умения «строить», петь в ансамбле согласованно, слитно, уравновешенно.
  • формирование у ребят исполнительских навыков движения, музицирования;

воспитательные задачи

  • воспитывать умение работать в коллективе, взаимопомощь, поддержка друг друга, воспитание эстетического вкуса, патриотических чувств и нравственных качеств.
  • -воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • -прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий

развивающие задачи-

  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • -совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • -развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
  • -формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.

Возраст

Программа предполагает участие детей от 7 до 11 лет, не   имеющие   медицинских противопоказаний.

 В ансамбле могут заниматься все желающие, без строгого отбора при приёме.

Сроки реализации программы, форма и  режим занятий

Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т. о. программа рассчитана на 144 учебных часа в году.

Проведение занятий может проходить в форме: комплексного занятия (беседа, показ, пение учебно - тренировочного материала); индивидуальной работы; участие в праздниках, концертах. Время занятий включает дополнительные репетиции перед выступлениями.

Репертуар подбирается согласно контингенту, возможностям и интересам обучающихся, в связи с этим допускаются изменения в планировании работы над репертуаром.

Ожидаемый результат

Вокальные навыки. Петь в унисон, петь в диапазоне: до1-ми2 октавы. Соблюдение при пении певческой установки. Формируется умение петь естественно, с мягкой атакой, легко, звонко, не форсировано, сохраняя индивидуальность тембра голоса. Правильно формировать и четко, точно произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато;

Развитие чувства ритма, лада;

Научится воспринимать музыку посредством музыкального фольклора;

 Способность к импровизации;

Привить интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуре и культуре других народов;

Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь произведения с сопровождением и без него, следовать за дирижерскими указаниями. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.

Способы проверки результатов 

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  1. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий получаемые знания, умения, навыки;
  2. промежуточный, который проводится в определенное время (сдача хоровых партий) и фиксирует результаты учащихся по овладению различными знаниями, умениями, навыками;
  3. итоговый

Контроль может осуществляться в следующих формах: контрольные занятия, участие в отчетных концертах, конкурсах и фестивалях.

- открытое занятие, сольное и групповое прослушивание, исполнение самостоятельно фрагментов и целых произведений.

Подведение итогов работы по программе может быть представлено разными формами: в виде отчётного концерта, праздника, конкурса.


Учебно - тематический план

1 год обучения

Содержание и виды работы

Общее

Количество

Часов

Теория

Практика

  1. Набор группы

  1.  Вводное занятие.

2

2

  1. Хоровое  воспитание. Выявление музыкальных способностей  способностей

28

4

24

  1. Основные понятия  классического вокала.

30

6

24

  1. Развитие певческих навыков.  Солист, хоровое исполнение песен.

12

2

10

  1. Знакомство с элементами  истории вокального искусства

12

2

10

  1. Вокально -репетиционная работа.

40

-

40

  1.  Культурно-досуговая деятельность

18

2

16

  1. Итоговое занятие

2

2

Итого:

144

18

126

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие

Теория.

План работы коллектива. Общее знакомство с искусством вокала. История вокала –Правило техники вокального исполнения.. Инструктаж по ОТ.

Хоровая дисциплина.Основные свойства певческого  звука.

Теория Характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер. Движение легато,  пение в унисон, пение соло, дуэтом. Простейшие попевки, распевки   на гласные.

3. Основные понятия классического вокала.

Теория:

  • пение в унисон;
  • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
  • передача простого ритмического рисунка;
  • четкая дикция;
  • свободное владение дыханием;
  • способность передать характер произведения;
  • владение динамикой p – mf.
  • репертуар 6 — 8 песен

Практика

  • Пение в унисон, с элементами распевок, позволяющих овладению диапазоном в пределах 1, 5 октавы;
  • приобретение навыков  передачи характера произведения;
  • овладение навыком перехода от p – mf.;
  • овладение музыкальной памятью

.Развитие певческих навыков.  Солист, хоровое исполнение песен.

  • Теория.
  •  понимать музыку разного эмоционального содержания;
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
  • знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор, трио ;

Практика

  •  упражнения для дикции;
  • выработка певческого дыхания;
  • навыки пения  хором, дуэтом, трио, соло;
  • развитие звуковысотного слуха и чувства лада;

Знакомство с элементами  истории вокального искусства

Теория

Основные голосовые упражнения на гласные. Понятие вокала, вокального пения .Место в хоре. Своя партия в произведении.

Практика

Пение вокализов, опевание нот, Сочетание различных жанров музыки:

  • пение простых мелодий  в медленном и среднем темпе;
  •  выполнять элементарные упражнения для распевания;
  • - исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор.

. Вокально - репетиционная работа.

Практика 

Работа над вокальным произведением

 Культурно-досуговая деятельность

Знакомство с лучшими, яркими представителями вокальной школы России и зарубежья. Например. Посещение музея « История музыкальных инструментов» в залах Шереметьевского  дворца.

Практика

Посещение отчетных концертов других детских коллективов, детских вокальных  ансамблей из других городов ближнего и дальнего зарубежья Посещение  оперных спектаклей  или просмотр их  на видеокассете Знакомство с историей вокального русского и зарубежного искусства. Экскурсии, беседы, посещение театров. Знакомство с вокальной школой в России.

Итоговое занятие

Концерт.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Учащиеся 1-го года обучения должны

Знать:

-основные  понятия  вокального искусства;

  • Унисон;
  • Дыхание;
  • Характер произведения;
  • Дикция;
  • Ритмический рисунок;

-песни-скороговорки, их произношение;

-названия нот.

Уметь:

- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, формировать  гласные в сочетании с согласными;

- петь простые мелодии в медленном и среднем темпе;

- выполнять элементарные упражнения для распевания;

- исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор;

-понимать жесты дирижера;

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:  2-3 несложные  детские песни, упражнения  для распевания, песни-скороговорки, песни – считалки, дразнилки.

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.

Приложение:

Примерный хоровой репертуар для 1 года обучения:

1. Песни – попевки:

  • «В саду ли в огороде»,  « Андрей-воробей, « У кота-воркота». « Песня про жука» из к\ф «Золушка»,  

2.Музыкальные произведения зарубежных авторов, золотая классика :

  • «Санта - Лючия»,  «Ямайка», « Приди, весна! » В.А.Моцарта;
  • 3. Песни из мультипликационных фильмов, произведения отечественных композиторов:
  • «Моя Россия» муз.Г.Струве:
  • « Песня друзей» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина; « Мама» » из к\ф «Мама»,  
  • « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина. ,  « Чучело-мяучело» из мультипликационного фильма « Котенок по имени «Гав», «Крейсер Аврора», «
  • « Если с другом вышел в путь»  музыка В. Шаинского, сл.М.Пляцковского,
  • 4.  Патриотические произведения, песни, посвященные Великой Отечественной войне:
  • « О той весне», «День победы» музыка  Д.Тухманова, сл. В.Харитонова,

« Песня про прадедушку». «Учил Суворов»;

  • 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
  • «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши сл.Я.Лисиц (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга),  

Учебно-тематический план

2 год обучения

Содержание и виды работы

Общее

Количество

Часов

Теория

Практика

1 Вводное занятие

2

2

2 Хоровое  воспитание. Основы звукоизвлечения

28

2

26

3 Основные понятия  классического вокала. Продолжение

30

6

24

4.Развитие певческих навыков.  Солист, хоровое исполнение песен.

12

2

10

5. Вокально-хоровые приемы пения. Упражнения для голоса.

12

2

10

6. Вокально -репетиционная работа. Исполнительское мастерство.

40

-

40

7 Культурно-досуговая деятельность

18

2

16

8.Итоговое занятие. Чему мы научились.

2

2

Итого:

144

16

128

        

СОДЕРЖАНИЕ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие.

Теория. План работы коллектива. Знакомство с вновь пришедшими воспитанниками.

Традиции коллектива. Проведение инструктажа по ОТ.

Хоровая дисциплина. Основы звукоизвлечения.

Теория. Правила  вокального воспитания. Поведение на сцене, на репетиции. Основы звукоизвлечения:

  • Атака звука;
  • Средства музыкальной выразительности;
  • Пауза в музыке;
  • Тактовая черта;

Практика.

 Дети учатся четко определять вступление, окончание вступления произведения, , начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкальной  фразы .Учащиеся учатся воспринимать сильную и слабую доли такта на слух, а также определять музыкальные размеры 2.1 А, 3/4, 4/4, .Практические упражнения на развитие музыкальной выразительности  помогают при работе с разучиванием песен, музыкальных форм.

Основные понятия  классического вокала. Продолжение

  • Теория. Повторяются пройденные ранее упражнения, пение в унисон;
  • певческий диапазон в пределах 1,5  -2  октав
  • передача простого и сложного  ритмического рисунка;
  • четкая дикция, речитатив ;
  • свободное владение дыханием, цепное  дыхания ;
  • способность передать характер произведения;
  • владение динамикой p – mf -f.
  • репертуар 6 — 8 песен и более;

Развитие певческих навыков.  Солист, хоровое исполнение песен.

  • Вокально – хоровые приемы пения;
  • Закономерности развития голоса;
  • Дикция в пении. Упражнения для дикции. Скороговорки. Речевая дикционная разминка;
  • Дирижерские жесты;
  • Интонация  и голос;

.Вокально-хоровые приемы пения. Упражнения для голоса.

Упражнения для голоса.

  • упражнения для голоса на гласные «А», «О», «И»
  • пение акапелла –без сопровождения (акапелла) ;
  • . правильно дышать:
  • уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании.
  •  в подвижных произведениях уметь делать быстрый вдох;

Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство.

  • умение выступать на сцене;
  • контролировать себя при пенни;
  •  слушать свою партию и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, силе, не выделяясь в звучании;
  • пение на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; быстрый вдох в произведениях отрывистых и подвижных;
  • петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой;
  • уметь петь чисто и слаженно эпизодическое подголосочное двухголосие;
  • в упражнениях слышать трехголосные аккорды;
  • петь с хором без сопровождения;

 Культурно-досуговая деятельность

Практика 

Знакомство с вокальными достижениями Российской культуры и зарубежья.

Проводятся беседы о поведении на концертах, спектаклями, номерами детских вокальных  ансамблей Беседы по истории вокала:

  • экскурсии;
  • -посещение театров, музеев, концертов;
  • -совместный досуг детей и родителей;

Итоговое занятие. Чему мы научились.

Практика 

Праздник

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

В течение 2 –го  года обучения у учащихся  разносторонне развивается гармонический слух, обучение двухголосному пению.  Обучение умению петь с сопровождением и без него, слушать и контролировать себя при пенни. Слушать свою партию и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, силе, не выделяясь в звучании.

пение в диапазоне: первые голоса - до1 - ре2 (ми2). Вторые - до1 - си1 (до2). Соблюдение при пении правильной  певческой установки. Пение с мягкой атакой, чистым, ясным, легким звуком. индивидуальность тембра. Звуковедение непринужденное, напевное и плавное, пение на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. быстрый вдох в произведениях отрывистых и подвижных. Петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой.

Уметь петь чисто и слаженно эпизодическое подголосочное двухголосие. В упражнениях слышать трехголосные аккорды. Петь с хором без сопровождения одноголосные и несложные двухголосные произведения. Понимать жест и следовать, дирижерским показам характера произведений, изменений в динамике и в темпе.

Развитие концертной деятельности.

Примерный хоровой репертуар для 2  года обучения:

1. Песни – попевки, русские народные песни:

«Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «У ворот, ворот, ворот», « Калинка»,

« Вдоль по Питерской;

2.Музыкальные произведения зарубежных авторов,  золотая классика:

  • «О sole mio»,  » Besame mucho»; В.А.Моцарта «Приди весна и снова»
  • 3. Песни из мультипликационных фильмов:
  • « Песня трубадура», « Песня Атаманши» , « Дуэт короля и принцессы» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина.; « Мама» » из к\ф «Мама»   пение с солистом,  
  • « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина., с солистом,   «Если добрый ты, это хорошо»  из мультипликационного фильма «Кот Леопольд»,
  • « Песня Львенка и черепахи»  музыка В. Шаинского, сл.М.Пляцковского,   «Улыбка» музыка В. Шаинского, сл.Ю.Энтина  
  • 4.  Патриотические песни и  посвященные Великой Отечественной войне, патриотические:
  • «Эх, дороги» музыка А.Новикова сл.Л.Oшанина ,  «День победы» музыка  Д.Тухманова, сл. В.Харитоно о «Ладоге»ва пение с солистом, «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Весна» , «  Три танкиста»; « Мальчишки у стен Ленинграда»
  • 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
  • «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши сл. Я Лисиц  (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга) с солистом,  « Вечерняя песня» музыка В.П.Соловьева-Седого,


Учебно-тематический план

Третий год обучения.

Содержание и виды работы

Общее

Количество

Часов

Теория

Практика

1 Вводное занятие

2

2

2 Хоровое  воспитание. Основные свойства певческого звука.

28

2

26

3 Основные понятия  классического вокала. Продолжение

30

3

27

4.Развитие певческих навыков. Координация голоса и слуха.

12

2

10

5. Вокально-хоровые приемы пения. Вокально – хоровой строй.

12

2

10

6. Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство.

40

-

40

7 Культурно-досуговая деятельность

18

2

16

8.Итоговое занятие. Чему мы научились. Творчество

2

2

Итого:

144

13

131

СОДЕРЖАНИЕ

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие

План работы коллектива. Инструктаж по ОТ.

Хоровое  воспитание. Основные свойства певческого звука.

Теория

  • певческое звукообразование;
  • жанры вокальной музыки;
  • основные свойства певческого звука;
  • основные типы голосов.
  • средства музыкальной выразительности;

Практика

Вокальные упражнения на развитие музыкальности, определении мужских и женских вокальных голосов, жанров музыки, песни, танца, марша и т. д;

 Основные понятия  классического вокала. Продолжение.

Теория

Продолжение  знакомства с лучшими представителями классического вокала – мастерами пения: Э Карузо, М.Каллас,

Практика

  • пение по трезвучиям;
  • умения петь в диапазоне pel (до1) - до2:,
  • пение на цепном дыхании;
  • дышать диафрагмой;

Развитие певческих навыков. Координация голоса и слуха.

Теория

  • умение  петь в дуэте, трио;
  • импровизировать;
  • сценическое перевоплощение;
  • петь на p,  f, mf; p----f;

Практика

Правильный вдох. Формирование оптимальной вокальной  позиции, подготовка «места» для звука. Работа  резонаторов. Действие  головных и грудных резонаторов. Голосовые упражнения, упражнения с закрытым ртом. Соблюдение основных правил при выработке навыка цепного дыхания.

Вокально-хоровые приемы пения. Вокально – хоровой строй.

Теория

  • вокально – хоровые упражнения;
  • вокальная дикция;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дирижерские жесты;
  • певческое дыхание;
  • упражнения для дыхания;

Практика

Соблюдение правил певческой установки при работе над музыкальным репертуаром. Сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов. Основные положения корпуса и головы.

   Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения музыкальных  произведений.

Введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.

 Упражнения  «на дыхание».   Считалки, припевки, дразнилки - для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Вокально - репетиционная работа. Исполнительское мастерство.

Теория

  • певческое звукообразование;
  • основные свойства певческого звука;
  • сценический образ;
  • исполнительское мастерство;
  • развитие музыкальной памяти. Упражнения на высоту звука.
  • вокальная позиция;
  • работа с микрофоном.

Практика

Соблюдение правил сценического поведения, создание и воплощение сценического образа,

сочетание различных музыкальных направлений, петь выразительно и осмысленно произведение с яркой тематикой.

Практика Культурно-досуговая деятельность

Практика Продолжение  знакомства с лучшими , яркими представителями вокальной школы России и зарубежья.

Итоговое занятие. Чему мы научились. Творчество

Практика Отчетный концерт

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Все требования, предъявляемые к учащимся второго года обучения, остаются обязательными и в третий год обучения. Дополнительно предъявляются следующие требования:

  • знать  вокальные   распевки;.
  • соблюдение правил певческой установки при работе над музыкальным репертуаром;
  • сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов;
  • основных положений корпуса и головы.
  •  использование дыхательных упражнений вне пения;
  • упражнений в определенной последовательности -  Дыхательная гимнастика.;
  • формирования навыка правильных дыхательных движений.;
  • использование  метода произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией.
  • знакомство  с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. ;%
  • дирижирование  одной рукой.;
  •  освоении  дирижерских жестов разного характера.;
  • игра-  «замени педагога».  Покуплетное дирижирование.

-правильный вдох.;

-формирование оптимальной вокальной  позиции, подготовка «места» для звука.;

-работа  резонаторов. Действие  головных и грудных резонаторов.;

-голосовые упражнения, упражнениях с закрытым ртом;

  • пение на два голоса.;
  • исполнение каноном;
  •  элементы двухголосия  в упражнениях и распевании;

Методическое обеспечение программы

Во время занятий обязательным элементом вокально - хоровой работы является распевание, в основе которого речевые, голосовые и вокальные упражнения по системе Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».Вокальные упражнения. Распевкт   Э.Карузо

На занятиях комплексно используются различные методы вокальной работы, устное объяснение, репродуктивный, концентрический, эвристический, дирижёрский жест, фонетический и метод образных сравнений. В работе над репертуаром, в процессе разучивания используется как пение по слуху, так и с голоса учителя.

Специфика вокальной деятельности требует использование ТСО: фортепиано, СД, аудио - кассеты, работу с микрофоном.

Для подбора песенного репертуара используются хрестоматийные сборники

В процессе обучения используется следующие формы работы:

-практические тематические занятия;

-беседы;

-отчетные концерты;

-экскурсии;

-посещение театров, музеев, концертов;

-совместный досуг детей и родителей.

При изучении тем используется:

-наглядные пособия;

-изделия народных промыслов;

-традиционные предметы домашнего обихода;

-фото, аудио, видеоматериалы;

Очень важной и плодотворной формой работы является праздник как форма подведения итогов.  Формы проведения праздника разнообразны: от посиделок (на Покров) и спектаклей (на Рождество). Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, создают костюмы, атрибуты праздника.

Игра является основной формой проведения занятий в коллективе основной методикой обучения и воспитания. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.

С целью ознакомления родителей с образовательным процессом, в который вовлечены дети, в начале, середине и в конце учебного года проводятся открытые занятия. На этих занятиях педагог раскрывает взаимосвязи всех элементов изучаемого материала в системе, демонстрируют успешность освоения программы, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые и репетиционные работы детей, подводят итоги и беседуют с родителями.

При отборе содержания используется структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением.

Наглядные и учебные пособия:

  1. Мультимедийная энциклопедия «Sonata» (не только классика) образовательная коллекция.
  2. Мультимедийная «Энциклопедия классической музыки» - «Интерактивный мир»
  3. Диски DVD – караоке.
  4. Фонограммы (-) в формате CD.

Раздаточный материал:

  1. тексты песен
  2. музыкальная запись в формате CD (по необходимости)
  3. партитуры

Инструкции по охране труда (папка)

Папки с песенным репертуаром, используемым во время занятий.

2. Воспитательный компонент.

Портфолио:

  • Фотографии
  • Информационные материалы о коллективе
  • Памятка «Правила пения»

3. Компонент результативности.

  • Диагностические материалы
  • Дипломы, грамоты, благодарности

Материальное обеспечение программы.

Для реализации программы необходимо:

- специально оборудованный класс с наличием акустики и фортепиано;

- актовый зал, сцена (для репетиций);

- музыкальный центр;

- аудио – кассеты, видеокассеты, компакт – диски (CD);

, фотоаппарат;

- концертные атрибуты, костюмы.

Примерный хоровой репертуар для 3  года обучения:

1. Песни – попевки, русские народные песни:

«У зари, то у зореньки» пение каноном, «Во поле береза стояла» пение каноном,

« В темном лесе»;

2.Музыкальные произведения зарубежных авторов,  золотая классика:

  • Отрывок из оперы П.И.Чайковксого «Евгений Онегин» «Девушки, красавицы» «Вернись в Сорренто»;
  • 3. Песни из мультипликационных , художественных фильмов:
  • « Дуэт трубадура  принцессы». «Говорят, мы бяки-буки,  « Дуэт короля и принцессы» из к\ф « Бременские музыканты» муз Г.Гладкова сл.Ю.Энтина.;
  • « Кабы не было зимы» из мультипликационного фильма « Зима в Простоквашино» музыка Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина., с солистом, дуэтом;
  • «За печкою поет сверчок» музыка Р.Паулса, из к\ф «Долгая дорога в дюнах»;
  • 4.  Патриотические песни и  посвященные Великой Отечественной войне, патриотические:
  • « Три танкиста» музыка Дан. И Дм. Покрассов  сл Б.Ляскина,  «День победы» музыка  Д.Тухманова, сл. В.Харитонова пение с солистами, «Солдатушки, бравы ребятушки»;
  • «Медаль за оборону Ленинграда» музыка Я.Дубравина, сл.В.Суслова  пение с солистом
  • 5. Песни, посвященные Санкт-Петербургу:
  • «Санкт-Петербург» музыка О.Кваши (посвященная 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга)  пение с солистом, дуэтом
  •   « Вечерняя песня» музыка В.П.Соловьева-Седого, пение с солистом

        6.Разные произведения:

  • « Мама» музыка В.Гаврилина сл.А.Шульгиной -  пение с солистом
  • «Снеженика» музыка Я.Дубравина, сл.В.Суслова

Справочная и методическая литература и электронные образовательные ресурсы:

для педагога, используемая при подготовке к занятиям

Википедия. Свободная энциклопедия. Дидактика. Статья. – [Электронный ресурс]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактика

Кочегарова Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. –2 апреля Электронный ресурс] http://www.eidos/ru/journal/2008/0402-3.htm

Краевский В.В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: http://www.eidos.ru/journal/2009/0831-4.htmhttp://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Levichev

12-й всероссийский интернетный педсовет–[Электронный ресурс] //http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,55066/Itemid,118/

Информационные базы данных и заданий

Вопросы информатизации образования [Электронный ресурс] 2005-2011 —   Научно-практический электронный альманах. Режим доступа: http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=224, свободный. — Загл. с экрана.

Интернет для детей. Каталог детский ресурсов. Kinder.ru [Электронный ресурс] 2002-2012 —  Режим доступа:  http://www.kinder.ru , свободный. — Загл. с экрана. http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=18

Википедия. [Электронный ресурс]

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://feb-web.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Школа цифрового века. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=20, свободный. — Загл. с экрана.

Литература для учащихся

Тематические подборки, тематические папки методических материалов из опыта работы, материалов периодической печати

Методические разработки, составленные педагогом : «Методическая разработка – Развитие певческой культуры», «Общие рекомендации по профилактике голоса, зрения»;

Каталог медиатеки по музыке (СД диски)

Медиотека: «В мире музыки» (выпуск 2), опера «Снегурочка», опера «Садко», балет «Щелкунчик».

Мультимедийное учебно – методическое пособие «Энциклопедия Классической музыки» - "Интерактивный мир"

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/

CD-ROM фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» под редакцией Е..Д. Критской, Г. П. Сергеевой , Москва, издательство «Просвещение», 2009 год.  

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об  образовании в Российской Федерации" 
  2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания /Под ред. В.А.Березиной,  О.И. Волжиной,  И.А.Зимней. – М.: Вента-на Граф, 2002
  3. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге»
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  6. ПРИМЕРНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06- 1844
  7. Педагогический поиск/Сост.И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 2000
  8. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокальной группы "Капельки"

Курс обучения по данной программе  рассчитан на детей в возрасте от 7 до 11 лет  (1-4 классы). Целью дополнительной образовательной программы является развитие творческих способностей обуча...

Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"

Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие"  для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...

Программа вокального кружка "Жаворонок"

Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....

Методическая разработка по программе вокально-хорового объединения.

Тема: "Артикуляция, распевки". дыхательная гимнастика".Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов школы, художественных руководителей работающих ...

Рабочая программа вокального кружка 1 класс

Рабочая программа вокального кружка 1 класс...

программа вокального кружка "Весёлые нотки"

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...

Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"

Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...