Урок музыки для 4 класса "Я пойду по полю белому" по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Полушкина Оксана Васильевна

Урок музыки для 4 класса "Я пойду по полю белому" по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. В основе урока кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_4_kl_kantata_aleksandr_nevskiy.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме: «Я пойду по белу полю».

Тема раздела: «Россия – Родина моя»

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Цель урока: воспитывать  учащихся, любящих свой народ и свою Родину, знающих и уважающих историю страны, через мир большого музыкального искусства; воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всёй их духовной культуры.

Тип урока: открытие новых знаний, закрепление

Задачи урока:

 Образовательные:

- обобщить полученные знания о музыке С.С. Прокофьева, жанре кантата, песенности в музыке;

- вспомнить жизнь и подвиги святого князя Александра Невского;

- познакомить детей с фрагментами из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение героико-патриотической кантаты;

- развивать умение делать выводы и строить умозаключения;

- развивать вокально-хоровые навыки;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к классической музыке;

- воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны

Используемые учебники и учебные пособия: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учеб. для учащихся 4 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, пианино.

Используемый материал: учебники для 4 класса, презентация «Я пойду по белу полю», СD «Музыка 4 класс», запись фрагмента из к/ф. «Александр Невский».

Музыкальный материал:

- кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 4 часть - «Вставайте, люди русские»;

- кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 6 часть – «Мёртвое поле»;

- кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», 7 часть – «Въезд Александра во Псков».

- Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

- Муз.В.Локтева, Сл.О.Высоцкая  «Песня о России»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет под 4 часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские».

  1. Введение в содержание урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили о песенности, слушали произведения и находили её в них. А ещё мы говорили о любви к своей Родине, дому, краю. Назовите тему раздела. (Россия – Родина моя).

(1 слайд – «Россия – Родина моя»).

Учитель: Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

III. Основная часть.

Учитель: Во все времена на нашу любимую Русь нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, потери и лишения, побеждал. Всё это нашло отражение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов, то есть людей искусства, что лишний раз подтверждает, что музыка – это отражение чувств, помыслов, жизни народа, его героизма, отваги, преданности Родине в трудную минуту.

Звучит фрагмент «Вставайте, люди русские!»

Учитель: Кто узнал, какое произведение звучало сейчас? Возможно, вы помните, кому оно посвящено? (Александру Невскому).

(2 слайд – портрет Александра Невского).

Учитель: Кто посвятил музыкальное произведение святому благоверному князю? (С.С. Прокофьев).

(3 слайд – портрет С.С. Прокофьева).

Учитель: Посмотрите на лицо Сергея Сергеевича Прокофьева. Какой взгляд у композитора?

Учитель: Что вы можете сказать о вступлении этого произведения, какое оно? (тревожное, взволнованное).

Учитель: Какие инструменты нам помогают это понять? (Колокола).

(4 слайд – фотография колоколов).

Учитель: Композитор передает слушателям состояние тревоги, взволнованности во вступлении благодаря колоколам. Какие вы знаете виды звучания колоколов? (Набат, двузвон, трезвон, перезвон, благовест). Попробуйте отгадать какой звон звучит.

Включаю фрагменты колокольного звона.

Учитель: Постарайтесь исполнить движениями рук партию колоколов из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», 4 часть - «Вставайте, люди русские».

(Дети пластически интонируют вступление).

(5 слайд – слова «Вставайте, люди русские»).

Звучит фрагмент «Вставайте, люди русские»

Учитель: Как исполняются эти слова? (Призывно, уверенно, решительно, гордо).

Учитель: Давайте исполним их так, чтобы они звучали, как призыв к народу. Сдержанно, спокойно, решительно, уверенно. Чтобы все поняли, что мы тревожимся за судьбу народа и любим свою Родину.

(Дети поют «Вставайте, люди русские» до слов «На Руси родной…»).

Учитель: Как называется музыкальный жанр, в котором написано это произведение? (Ответы детей).

(6 слайд – «КАНТАТА»).

Учитель: Что обозначает это слово? (Ответы детей).

(7 слайд – определение кантаты).

(Учащиеся читают это определение).

Учитель: А кто помнит, чем отличается музыкальный жанр КАНТ от КАНТАТЫ? (Ответы детей).

(8,9 слайды – определение канта).

(Учащиеся читают).

Учитель: Кант - поётся одна песня, а кантата - несколько разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием. А как вы думаете, песенность присутствует в каком-то из этих двух музыкальных жанров? (Ответы детей).

Учитель: Почему вы так считаете? (Ответы детей).

(10 слайд – слова «На Руси родной…»).

Учитель: Как можно спеть эти слова? (Нежно, ласково, торжественно, уверенно).

Учитель: Кто хочет попробовать спеть?

(Учащиеся пробуют пропеть, импровизируя).

Учитель: А теперь я спою. А вы смотрите на нотную запись в учебнике на странице 20.

(Учитель поёт со слов «На Руси родной…»).

Учитель: Как я спела этот фрагмент? (Лирично, нежно, протяжно, ласково, распевно, широко).

Учитель: В каком стиле звучала эта песня? (В русском народном).

Учитель: Я предлагаю вам пропеть эту мелодию про себя, «исполняя» движением руки фразировку.

(Учитель поёт вслух, а учащиеся про себя).

Учитель: А теперь споём, вслушиваясь внимательно в эту мелодию, нежно, распевно и ласково.

(Учащиеся исполняют вместе с учителем).

Просмотр записи фрагмента из к/ф. «Александр Невский» на DVD

Учитель: Какой фрагмент здесь описан? (Ледовое побоище).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой, 6 частью кантаты «Александр Невский» - «Мёртвым полем». Но вначале рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «После побоища».

(11 слайд – репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища…»)

Учитель: Что на ней изображено? (Ответы детей).

Учитель: В центре картины – юноша-княжич и русский воин-богатырь. Они величественны и красивы. Их лица не обезображены смертью. В картине слышится особая былинно-песенная напевность.

«Никнет трава от жалости, и древо с кручиною к земле приклонилося».

(12 слайд – «Мёртвое поле» со словами).

Слушание 6 части кантаты «Мёртвое поле»

Учитель: Лирическое пение солирующего женского голоса называется меццо-сопрано. Оно сопровождается почти одними струнными инструментами. Как звучит эта часть кантаты? (Ответы детей). Сравните настроение 6 части кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева с Арией Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.  (Ответы детей).

(Учитель проектор выключает).

Учитель: 6 часть звучит с особой трогательностью. Это скорбь Родины о погибших, воплощённая в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Рассмотрите картину в учебнике на странице 21.

Учитель: Что делает девушка? Какой у неё взгляд? (Ответы детей).

Учитель: Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей. Прокофьеву удалось создать в «Мёртвом поле» глубоко выразительную и строгую русскую мелодию. Тонко и своеобразно претворены им народнопесенные интонации.

(13 слайд – репродукция картины В.А. Серова «Въезд Александра во Псков»).

Учитель: Что вы видите на этой картине? (Ответы детей).

Учитель: Эту картину написал В.А. Серов и назвал её «Въезд Александра во Псков». У С.С. Прокофьева седьмая и последняя часть кантаты называется также.

Слушание 7 части кантаты «Въезд Александра во Псков»

(14 - 16 слайды – слова 7 части кантаты «Въезд Александра во Псков»).

Учитель: Какие знакомые темы вы здесь услышали? («Вставайте, люди русские»).

Учитель: Как начинается эта часть? (Светлая, радостная, протяжная мелодия). Учитель: Что прославляют здесь? (Русь-победительницу и Александра Невского).

Учитель: Эта часть приобретает торжественный характер гимна.

IV. Разучивание и музыкальное исполнение произведения.

Учитель: На этой торжественной ноте победы, славы Руси мы продолжим с вами учить 2 куплет «Песни о России» муз. О.Высоцкой сл.В.Локтева.

V. Итог урока.

Учитель: Дополните предложения.

- Мне особенно понравилось…

- Мне показалось трудным…

- На следующем уроке мне бы хотелось…

(17 слайд).

Учитель: Спасибо за урок.

Учащиеся уходят под 7 часть кантаты С.С.Прокофьева «Въезд Александра во Псков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе по теме Балет «Спящая красавица» . Учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Урок - путешествие и использованием АМО -технологий. Пятый урок в разделе "В музыкальном театре". Сценарий урока разработан с использованием АМО - технологий, соответствующий ФГОС....

Рабочая программа по музыке 3 класс. УМК "Школа России. К учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и др.

Рабочая программа по музыке 3 класс. УМК "Школа России. К учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и др....

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....