Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Наташенкова Светлана Юрьевна

Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс ,раздел "В музыкальном театре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_vostok.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Конспект урока  по теме «Русский Восток»,

раздел  «В музыкальном театре» 4 класс

Автор: Наташенкова С.Ю., учитель музыки,

МОУ СОШ №4

                                                2015г.

Тема урока: Русский Восток.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: сформировать представление об особенностях «восточных» интонаций в музыке русских композиторов.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с произведениями Н.А.Римского – Корсакова, М.П. Мусоргского;

-  на основе чувственных ощущений  научить отличать восточный колорит музыки;

- пробудить интерес к выполнению творческих заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи, презентация.

Методы:   метод интонационно – стилевого постижения музыки,

                   метод  ассоциациативно- образного мышления                            

                  метод имитационного моделирования,

                  вокально-хоровой метод

Планируемые результаты:

Личностные:  проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

   развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-                    нравственной отзывчивости, понимания и                  сопереживания чувствам других людей.

 Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

планировать действия

выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам

осуществлять оценку и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, общаться в группах;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

формулировать собственное мнение и позицию

Предметные: соотносить особенности музыкального языка русских композиторов;

 определять особенности «восточных »интонаций;

 сравнивать музыку разных композиторов и находить общие черты.

Этапы урока:

1. Психологический настрой.

Звучит песня «Арабская ночь».  Музыкальное приветствие.                             Слайд1

Постановка цели и определение задач урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Нас ожидает сегодня необыкновенное путешествие. Прозвучавшая песня указывает нам путь в это место. Вы догадались, куда мы отправимся?

                                                                                                     Слайд2

Ответы детей.

Учитель: Правильно, все события этой сказки происходят на Востоке. Скажите пожалуйста, а как вы представляете себе Восток?

Какой он?                                                                      Слайд3

Ответы детей.

Учитель: Да, Восток всегда ассоциируется у нас с волшебством, загадкой, фантастическими и невероятными историями. Ребята, а вы хотели бы попасть туда?

Мы сможем совершить это путешествие. И помогут нам в этом ваше воображение, волшебные сказки «Тысяча и одной ночи» и музыка настоящего  чародея  Н. А. Римского – Корсакова. Закройте глаза и слушайте.                                                  

2. Освоение новых знаний и способов деятельности 

Звучит фрагмент  симфонической поэмы «Шахразада» «Море и корабль Синбада».                                                         Слайд4

Учитель: Что вы представили себе, слушая эту музыку? Каким

настроением  зарядила нас музыка? Похожа ли мелодия на русскую? В чем её особенность, отличительные черты?

Ответы детей.                                                                  

Учитель: Итак, мы пересекли море на корабле прославленного моряка Синбада и оказались в волшебной стране сказок «Тысяча и одной ночи». Как вы думаете, почему они так называются?

Ответы учеников.

(Слайд 5)                                                                                                          

Учитель: Я вам расскажу, почему они так называются. Мы с вами попали в  роскошный дворец шаха Шахрияра, которому прекрасная Шахразада рассказывала свои волшебные сказки. (Слайд6)

Сказки « Тысяча и одна ночь»- памятник средневековой арабской литературы, созданный многими авторами. Самая старинная рукопись «Тысяча и одной ночи», датируется XIV веком, но сказки, собранные в книге, к IX веку. Все рассказы объединены вместе историей о шахе Шахрияре и его удивительной жене Шахразаде.(Слайд7) Шахрияр каждую ночь берёт себе новую жену и каждое утро по  приказу шаха её казнят . Такой порядок длится до тех пор, пока шах не женится на дочери своего визиря, мудрой и красивой Шахразаде. Каждую ночь Шахразада рассказывает властителю истории, каждое утро прерывая «на самом интересном месте».

Тысячу ночей рассказывала свои истории Шахразада. И вот, когда наступила тысяча первая ночь, и была окончена последняя сказка, шах Шахрияр сказал:

- О Шахразада, Я привык к тебе и не казню тебя, даже если бы ты не знала ни одной сказки. Не надо мне новых жён, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, как  появились чудесные сказки «Тысяча и одна ночь».Именно из этого произведения Н.А.Римский – Корсаков черпал вдохновение для создания музыкальной поэмы  «Шахразада». (Слайды 8,9,10,11)                    

В прекрасном дворце Шахрияра вас ожидает  приятная встреча.(Слайд12) Поможет нам ещё один волшебник – М.П.Мусоргский.(Слайд 13) Закройте глаза, и пускай свершится чудо! Включите своё воображение и погрузитесь в музыку.

 Прослушивание М. П. Мусоргский «Пляска персидок».

Какое настроение в этой музыке? Что вы представили, слушая эту музыку?(Слайд 14,15)

Ответы детей.

3.Первичное закрепление знаний

Учитель. Подумайте, дополняет ли эта музыка образ роскошного дворца? Почему? Как звучит мелодия? Можно ли эту музыку назвать восточной? Какие характерные черты восточной музыки вы услышали?

Ответы детей.

Учитель. Я хочу прочитать вам стихотворение индийского поэта Рабиндраната Тагора. Индия – это одна из самых загадочных стран Востока. Послушайте это четверостишье.(Слайд 16)

 Рабиндранат Тагор

 (перевод Д.Самойлова)

* * *

С улыбкою рассветная звезда

        вписала, радостью согрета,

в последнюю страницу тьмы

        приветственную песнь рассвета.

Какое настроение несёт это стихотворение? Какую бы мелодию вы подобрали бы к этому четверостишью?

4. Применение знаний в практической деятельности.

Творческое задание.

Мелодизация стихотворения.

 (Слайд17)

  • В чём особенность восточных интонаций?
  • Чем отличаются восточные интонации от русских?
  • Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы?
  • Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
  • Какие музыкальные произведения на  восточные темы  ты знаешь?

Ответы учащихся.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Музыка каких композиторов сопровождала нас? По каким характерным признакам мы можем отличить восточные мелодии?

5.Рефлексия.

А теперь я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке.

У каждого из вас есть «карта самооценки». Проверьте, хорошо ли вы сегодня работали и что вам нужно изменить. Что бы работать лучше.

Я предлагаю вам закончить наш урок песней, которую исполнял герой восточной сказки Маленький Мук.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Я прощаюсь с вами и очень надеюсь, что вы тоже будите всегда добрыми , трудолюбивыми и  мудрыми, как герои сказок, рассказанных прекрасной Шахразадой. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с музыкой  Востока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Технологическая карта урока "Музыкальная тема в опере как характеристика действующих лиц " по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, 4 класс

Технологическая карта урока "Музыкальная тема в оперк как характеристика действующих лиц" по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина 4 класс...

Презентация к уроку "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс

презентация к уроку "Русский Восток"по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс...

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр."Орфей и Эвридика"" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс

Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр"Орфей и Эвридика" "по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс, раздел "В музыкальном театре"...

Тематическое планирование по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина

Тематическое планирование по предмету "Музыка"  4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Т.С. Шмагина...

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Рабочие программы «Музыка. 2 класс».

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Рабочие программы «Музыка. 2 класс»....