Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.

Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная   школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.

       «Что за прелесть эти сказки» - урок по программе Критской в 4 классе

  «Три чуда»

Проблема: Музыкальная живопись оперы

                    В каком регистре звучит инструмент?

Раздел: «День, полный событий»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Познакомить обучающихся с  музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

образовательные: 

- познакомить учащихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);

-  вызвать эмоциональный отклик на музыку;

- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

 - формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;

развивающие:

- развивать интерес к искусству;  вокально-хоровые навыки, тембровый слух;                         

 воспитательные: 

- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

 

коммуникативные:

 - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.

 

Исходя из этих целей и задачей на фрагменте урока я отрабатывала следующие Универсальные Учебные Действия.

Мною формировались: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД :

  • узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,
  • выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
  •  формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение;
  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

 

 Коммуникативные УУД:

  • высказывать свое мнение;
  • - отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • - критично относиться к собственному мнению, слушать других. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
     

 Регулятивные УУД:

Уметь определять по характеру музыки героев.

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль  деятельности

-работая по плану,

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

 Личностные результаты:

эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам

  доброжелательно и эмоционально - нравственно относиться к чужому мнению,  сопереживать  героям сказки;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка фрагмента урока музыки

в 4 классе по программе Д.Е.Критской

«Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

        

Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная   школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.

       «Что за прелесть эти сказки» - урок по программе Критской в 4 классе

  «Три чуда»

Проблема: Музыкальная живопись оперы

                    В каком регистре звучит инструмент?

Раздел: «День, полный событий»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Познакомить обучающихся с  музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

образовательные: 

- познакомить учащихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);

-  вызвать эмоциональный отклик на музыку;

- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

 - формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;

развивающие:

- развивать интерес к искусству;  вокально-хоровые навыки, тембровый слух;                         

 воспитательные: 

- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

коммуникативные:

 - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.

Исходя из этих целей и задачей на фрагменте урока я отрабатывала следующие Универсальные Учебные Действия.

Мною формировались: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД :

  • узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,
  • выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
  •  формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение;
  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

 Коммуникативные УУД:

  • высказывать свое мнение;
  • - отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • - критично относиться к собственному мнению, слушать других. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные УУД:

Уметь определять по характеру музыки героев.

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль  деятельности

-работая по плану,

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

 Личностные результаты:

эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам

  доброжелательно и эмоционально - нравственно относиться к чужому мнению,  сопереживать  героям сказки;

                                                      Технологическая карта урока.

Этап урока, время (минуты)

Действия учителя

Действия обучающихся

                   УУД

1.Организационно-мотивационный  момент

5 мин.

Создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через  исполнение

попевки - приветствия.   Организует диалог, направленный  на повторение пройденного.

Коллективно исполняют попевку.

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

Проявляют  интерес к теме. Обсуждение  и поиск правильного ответа.

Личностные:  

Пробуждение эмоциональной отзывчивости,

Формирование  учебной мотивации

Коммуникативные: согласовывают свои действия с действиями одноклассников.

проявляют доброжелательное отношение к окружающим,

Регулятивные: согласовывают  пение с  музыкой

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений

2.Актуализация знаний

5 мин.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

 Через побуждающий  диалог организует перевод интереса  в область проблемы данного урока:

-Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- А как может начинаться музыкальная сказка, без слов?

Показ  музыкальных примеров на фортепиано.

Используют знания, полученные ранее.

Вспоминают варианты зачинов, начинающих  сказки.

Слушают муз. фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало  музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации.

Познавательные:

Общеучебные (умение осознанно строить речевое высказывание)

Универсальные (Сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные:

Вступают в диалог с учителем, учатся точно и полно выражать свои мысли.

Личностные:

Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу.

3.Этап целеполагания

3 мин.

- Организует через подводящий диалог перевод интереса  в область проблемы данного урока:

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируеммузыкальные интонации?

( Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее

 «Сказка в музыке»-  

-Организует через побуждающий диалог формулировку  цели : Познакомиться с тем, как  одна из сказок Пушкина была отражена  в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина?

- Организация  беседы о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина.

- Формулируют тему

Участвуют в  диалоге, беседе с учителем, формулируют цель.

Работа с тетрадью, актуализация знаний, отвечают на вопросы.

Познавательные:

Самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

Личностные:

Смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

4.Открытие   нового  знания.

18 мин.

-  Организует   восприятие  вступления ко 2 действию и  подводящий диалог  для  ответа  на  вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь?

Использует  нотную запись  на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию.

- Организует восприятие фрагмента «Три чуда». Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей.

-Организует  анализ каждого  прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального  фрагмента в  литературной основе.

- Организует подведение итогов групповой работы,  дети называют описанные образы. ( Белочка., 33 богатыря, царевна- лебедь)

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас.

Слушают музыку

Включаются в сравнительный анализ  музыкальных  частей,

Овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания.

 

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент.

Учатся выявлять выразительные  стороны  ритма, темпа, мелодии, тембра.

Личностные:

Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Регулятивные:

Умение самоорганизовать процесс восприятия музыки,  волевая саморегуляция, целеполагание

 ( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

Логические: анализ,  сравнение, установление причинно –  следственных связей,  подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Ообщеучебные: умение пластикой смоделировать музыкальную тему,  умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

определяют функции участников, сотрудничество, управляют поведением партнера, учатся полно и точно выражать свои мысли.

 Познавательные:

Общеучебные (извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение),  логические: сравнение

Личностные:

Нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока .

5. Обобщение знаний, связь с ранее полученными. 

5 мин.

 - Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания

через систему вопросов?

- Организует закрепление знаний  с помощью сопоставления с литературным текстом.

 Отвечают на вопросы.

Слушают  ( или сами читают ) фрагмент

« Сказки о царе Салтане»

6. Подведение  итогов  урока - рефлексия деятельности.

4 мин.

Организует подведение итогов урока через

организацию  вопросов –ответов о полученных на уроке знаниях  

-  Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна?

- Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?

- рассказываю о том, что Римского- Корсакова  прозвали « Великим музыкальным сказочником»

Учатся обобщать свои музыкальные впечатления, облачать их в словесную форму.

Размышляют о том, что они узнали на уроке.

Включаются в  активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества.

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что усвоено,

Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные :

Постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество, коррекция ответов и вопросов одноклассников.

Личностные:

Формировать эмоционально - нравственное  отношение к музыкальному образу.


Ход урока.

 

У нас  урок музыки.  Значит и приветствие наше  должно быть,  каким?

- Музыкальным.  

А поможет нам поприветствовать  друг  -  друга вот этот инструмент. Кто знает, как он называется. Правильно, замечательно, это – синтезатор. И у него много возможностей.

Если я вам пою, «Здравствуйте!»

То вы мне отвечаете:

- Дети: «Здравствуйте!»

Если я вам говорю «Здравствуйте,  ребята!» то вы отвечаете

-Дети: «Здравствуйте учитель.»

Молодцы….

А теперь мы с вами распоемся, подготовим  наш голос  к уроку. Молодцы, вы прекрасные исполнители. Руки поднимаем, достаем солнышко. На носочки не поднимаемся. Кисти отпустили .локти, руки. плечи поднимаем, назад ,отпустили. Садитесь.

Вы внимательны? Вы ритмичны? Вы музыкальны?

Хлопки….

Ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие, но в какую страну пока не буду говорить.Путь будет не близким.

А на чем мы с вами доберемся быстрее всего, на каком виде транспорта.

-На самолете.

Молодцы.Сразу определили.

А ты думаешь ещё можно на ракете?но мы ведь попадем в космос.

И мы полетим с вами на самолете. ( на экране большой самолет)

Что нужно, ребята,чтоб самолет наш заработал.

Топливо.

Заправились и что дальше?

-двигатель и мотор. Двигатель  самолета это - сердце самолета(источник силы и жизни для летательного аппарата).  Оказывается двигателей у самолета может быть аж до двенадцати штук!

Давайте, голосом покажем как работает двигатель (мальчики:  рррррр) ещё громче, распеваемся.

Девочки, а вы покажете как турбины звучат когда взлетает самолет.

- УУУУУУУУ

Молодцы.

- Чтобы полет был безопасный, нужно пристегнуть ремни. (ччччччччк)

Молодцы, у  всех получается. И так, команда готова?

- Да!

- Пристегнуть ремни.

Заработали двигатели……

Турбины…….

Самолет взлетел…..Внимание, прислушайтесь(звук ветра), мы летим…и под нами города, моря, океаны…летят пушистые легкие перистые облака… Сколько в мире красоты!

Внимание…на экран и слушайте мелодию.( http://4.bp.blogspot.com/-sB0GZ0q3RTM/UWHosFjTieI/AAAAAAAAEx0/_CYt-NmgFNQ/s1600/%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D0%B2+%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5.jpgзвучитв гостях у сказки).

Ребята и в какую страну мы с вами попали?

- В страну сказок.

- А любите ли вы сказки так, как люблю их я?…

Что такое сказка? (кластер - сказка)

- Давайте составим кластер к слову сказка, вы можете говорить все, что придет вам в голову, когда вы слышите слово сказка.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Да, ребята, о сказках. И  тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки».

 Итак, Сказка начинается! Посмотрите на экран. Ребята, скажите, кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин).

- Посмотрите, героев  каких сказок вы здесь узнали?

-А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).

- А кто вдохновлял Пушкина на написание сказок?

- как ее звали? (ответы).  

-В маленьком домике, вечерами няня Арина Родионовна,  рассказывала Пушкину сказки.

- А как начинались все сказки? Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника.

Н.А. Римский-Корсаков - композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина. Сказок у Пушкина много, но о какой же пойдет речь на нашем уроке?

( фрагмент три девицы под окном)

Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже  сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».

В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков написал такие удивительные  музыкальные образы , что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Николай Андреевич как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

 Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?

Д.: Волшебством.

 В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял князь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?

Каждый из трех чудес представлен определенными музыкальными красками инструментами, которые имеют свой тембр и регистр.

 Что бы вы хотели узнать об этой опере-сказке?

Какие задачи мы себе поставим?

-- узнать, о каких чудесах говориться в опере?

научиться узнавать звучание музыкальных инструментов, которыми композитор изобразил героев

- научиться определять регистр звучания.

- Назовите «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина?

У: Вначале каждой картины звучит фанфарный призыв,  Как вы думаете, что такое фанфара?

Учащиеся: Сигнал.

Учитель: Фанфары – сигнал торжественного характера, привлекающий внимание для оповещения какого-либо события.

– Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфары?

Учащиеся: Трубы

Учитель: Какие трубы? Деревянные или медные?

(На доске появляется изображение медных и деревянных музыкальных инструментов)

Учащиеся: Медные.

Учитель: Трубы поют, приказывают: «Слушайте! Слушайте!»

– Для чего композитор ввел фанфару?

Учащиеся: Чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.

 Призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Итак, первое чудо. ( внимание на экран)

Дети читают:

Белка песенки поет да орешки все грызет,

А орешки не простые все скорлупки золотые,

ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.

Может белка и для нас приготовит чудо в конце урока.

Внимание на экран, художник как изобразил белку?

- какая она?

Учитель: сейчас мы услышим, как музыка нарисует нам волшебную белочку. А еще вы услышите напев р.н.п., которую упоминает Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.

Сейчас, вы услышите тему белочки

У.: А как поет Белка?

Д.: Нежно, ласково, высоко.

У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.

РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. И бывает трех видов: высокий, средний и низкий.

(показать на клавиатуре)

У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?

Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.

У: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак,  каков же характер музыки?

Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.

Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему?

Дети: звучит р.н.п. и в то же время можно танцевать.

Молодцы!

Все поставленные задачи решили?

Звучит фанфарный призыв. А вот и 2-е чудо.

Учитель:  Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор.

Внимание на экран, как изобразил художник богатырей?

Какие они?

- Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины).

- А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину).

- А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).

Сейчас, вы услышите тему богатырей

1. Ваша задача послушать музыку и определить характер этой темы

2. какой музыкальный инструмент исполняет главную партию, в каком регистре.

Учитель:  Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак,  каков же характер музыки?

Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ. Конечно же,  марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал?  Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Все поставленные задачи решили?
Звучит призыв фанфар.

У.:  Ребята, а кто это перед нами?

Д.: Царевна-Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть: 
Днем свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава, 
Выплывает, будто пава; 
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.

У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Д.: Красивая, волшебная, таинственная…

У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Д.: …

У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.

Сейчас, вы услышите тему принцессы лебедь

1.Ваша задача узнать, кто исполняет главную партию. ( подсказка на слайде)

2. Определить регистр.

3. Послушайте и определите характер этой темы

Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак,  каков же характер музыки?

Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.

Какой инструмент нарисовал царевну? – скрипка. Какой характер музыки? Плавный, песенный.

Молодцы!

Все поставленные задачи решили?

Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина .Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с богатырями).

Учитель. Молодцы, ребята! По моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Рефлексия. контроль и оценка собственных учебных действий

  • сегодня я узнал... 
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • было интересно узнать, что…

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20161128_090039.jpg

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)Желтые орешки – спелые, зелёные – незрелые.
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в стране сказок, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи зеленого цвета. 

Домашнее задание:  Дома вы попробуете себя и в роли художника: изобразите красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке.  Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».

(Кричалка)

Самоанализ урока

Программа по предмету «Музыка» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства, и  каждый урок я строю в соответствие с данными требованиями программы.   Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!». Уроки музыки тесно связаны с предметами гуманитарного цикла, т. е. на уроках осуществляется метапредметный подход,  на данном уроке мы рассматриваем образы сказочных героев,  с которыми дети познакомились на уроках чтения.  

Цель урока: познакомить обучающихся с  музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Исходя из цели, выдвигаю следующие задачи: образовательную -  формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра; развивающую – развивать тембровый слух;  воспитательную – воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.  

Цель урока соответствует типу урока по ФГОС - уроку открытия новых знаний. Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. В начале урока с целью мотивации, повышения интереса к уроку использовала игру «Путешествие», что позволило  вызвать интерес учащихся к теме урока.    На этапе актуализации знаний и пробного учебного действия создала учебную ситуацию, в ходе которой дети, слушая музыку, сравнивая с уже имеющимся опытом, учились находить ответы на мои вопросы. Рефлексия проводилась на протяжении всего урока, ученики имели возможность узнать правильность своих ответов  в ходе выполнения заданий, в конце урока организовала самопроверку знаний по эталону и  самооценку собственной учебной деятельности.

Исходя из поставленных целей и задачей, я отрабатывала познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.

Формируя познавательные УУД, я учила:

  • узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

Формируя коммуникативные УУД, я учила:

  • высказывать свое мнение;
  • слушать других;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Формируя регулятивные УУД, я учила:

  • определять по характеру музыки героев;
  • включаться в процесс решения поставленных задач;
  • осуществлять контроль и самоконтроль  деятельности, работая по плану;

Введение учащихся на данном уроке в мир музыки через образы сказочных героев позволяет формировать  личностные результаты, я воспитывала умение:  доброжелательно и эмоционально-нравственно относиться к чужому мнению,  сопереживать  героям сказки.

Я считаю, урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, четко спланировано управление учебной деятельностью обучающихся. Соблюдалась дисциплина.

В течение урока учитывались здоровьесберегающие технологии (музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия, гимнастические упражнения). Объем учебного материала соответствовало требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. Характер общения с обучающимися демократичный. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно, комфортно. Похвала, одобрение с моей стороны поддерживали благоприятную психологическую атмосферу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данный материал поможет узнать основные термины по теме "Животные" , а технология "Finger Toys" выступает как инновационный подход в обучении английскому языку, что позволит учащимся с интересом отнес...

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данная методическая разработка позволит играюче приподать материал детям по теме "Животные". С помощью технологии  " Finger Toys" дети легче усваивают информацию и с интересом изучают иностранный...

Разработка фрагмента урока музыки. 1 класс.

Фрагмент урока музыки в 1 классе на тему "Как можно услышать музыку"...

Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....

Разработка урока в 4 классе по теме "День , полон событий" по программе Е.Д.Критская "Что за прелесть эти сказки "

4 класс урок музыки по программе Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.ШмагинойРаздел: День, полный событийТема: Что за прелесть эти сказки! Три чуда.Цель урока: создание дидактических условий для восприятия и ...