Мастер-класс "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"
методическая разработка по музыке на тему

Широкова Елена Александровна

Мастер-класс  "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки" Ссылка: https://yadi.sk/d/AlUkXpog38NFar

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_muz-tv_deyat_na_uroke.docx311.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:  

Музыкально-творческая деятельность на уроке.

Вступление

Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.

Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить?

     Наша задача – воспитать всесторонне развитого гармоничного человека.

В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Цели:

  • Развитие творческих       способностей учащихся через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.
  •  Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
  •  Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Творческие способности

  • помогают  сформулировать собственную точку зрения;
  •   воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению;
  •  учат культуре общения;
  •  носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника;
  •  развивает важнейшие организаторские , коммуникативные , конструктивные, аналитические умения;
  •  формирует у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Требования современной школы

Не только дать определённую сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.

Условия для успешного развития способностей

  • Высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
  •    Создание соответствующего психологического климата, чувства удовольствия, радостного отношения к познанию.

Задания творческого характера

  • Пластическая импровизация
  •  Вокальная импровизация
  •  Иллюстрации к музыкальным произведениям (воплощение музыкальных образов в художественные)
  •  Ассоциативный ряд (по цепочке, не повторяя друг друга)
  •  Сочинение миниатюры (придумать свою историю, которую поведала им музыка)
  •  Графическое и цветовое моделирование
  •  Презентация (д/з)
  •  Урок-путешествие,  урок-игра
  •  Музыкальные викторины,  музыкальные кроссворды, тесты (закрепление)

Вывод:

Проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело

подобранным материалом.

Приложение

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать и раскрасить эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки.

Выполните задания

Прослушав музыку к  балету   П. И. Чайковского  «Спящая красавица».

  1. Определите средства музыкальной выразительности.
  2. Проведите анализ элементов музыкальной речи.
  3.  Дорисовать и раскрасить.
  4.  Изобразите музыку в цвете, в движении.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр.

«Концентрация внимания на высказывании партнера»

Кроме коммуникативных умений, развивается память, музыкальный слух.

Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.

«Начало творческого процесса»

Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе этого «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр.

Творческие задания

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.

Тесты.     

Тест на опознание

Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.  (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки    зрения знатока или дилетанта?

     Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).

      Нет, дилетанта

Тест на различение

1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?

А. Матушки Гусыни                             В. Венского леса

      Б. Семи гномов                                     Г. Шахереза

  2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

      А. Соловей                                             В. Воробей

     Б. Жаворонок                                        Г. Орёл

Тест на классификацию

     Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

    А. тромбон                                              Г. труба

    Б. флейта                                                 Д. кларнет

    В. скрипка                                               Е. туба

Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»:

    А. мальчик – луковка                             Г. тыковка

    Б. принц апельсин                                  Д. граф Вишенка

    В. сеньор Помидор                                 Е. садовник

Тест – подстановка

Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ).

Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет).

Соединить фамилии с именами.

Чайковский                     Эдвард

Прокофьев                      Людвиг

Бетховен                          Пётр

Григ                                  Сергей

Соединить названия произведений с  именами композиторов

Симфония №5                                              Чайковский

Сюита «Пер Гюнт»                                      Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане»                 Бетховен

«Детский альбом»                                        Григ

Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ            

«Песня Сольвейг»

«Утро»

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«В пещере

горного короля»

Пётр Ильич Чайковский

«Детский альбом»

Балет «Щелкунчик

«Марш деревянных солдатиков»

«Танец Анитры»

 Тесты

1). Свернуть  (назвать одним словом)

  • Чёткая, энергичная, бодрая,  - …

         ( марш)

  • Мелодичная, протяжная, певучая - …

         (песня)

  • Подвижная, легкая, ритмичная - …

           (танец)

2).  Свернуть

  •  Быстрый, медленный, умеренный - …

                                  ( темп)

  •  Громкая, тихая - …

                                 (Динамика)    

  •  Высокий, низкий, средний - …

                             ( регистр)

  •  Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

                              (Форма)

3). Развернуть  характерные черты русских народных песен….

                    Ответы:

  • более распевная, более выразительная;
  •  более протяжная, более душевная;
  •  без музыкального сопровождения или в сопровождении народных инструментов;
  •  ударение ставится где удобно;
  •  темп и тембр песни по настроению человека;
  •  использование старинных слов;

Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                              «Рассвет на    Москве-реке»

 М. И. Глинка                                                        опера «Садко»

 М.П. Мусоргский                                               опера   «Иван Сусанин»

                                                                                опера  «Сказка о царе Салтане»

Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

 Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:

медные духовые:

струнно – смычковые:

ударные:        

Установить связь:

 Дирижёр                        Соло                                                                                                                                     Италия                          Скрипач                                                                                                                             Оркестр                          Хор                                                                                                            

  Баркарола                 Ария

 Скрипка                        Опера    

  1. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
    Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.
    Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
    Звучит мечтательный мотив, его играет … (Скрипка)
  2. Это что за инструмент высотою в целый дом?
    В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
    Голосов имеет много этот звучный великан.
    Он то ласковый, то строгий, а зовут его… (орган)
  3. Играет, а не гитара.
    Деревянная, а не скрипка.
    Круглая, а не барабан.
    Три струны, а не балалайка.                     (домра)
  4. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
    За это назвали его...                           (фортепиано)
  5. Он на солнце заблестит,
    Нежным звуком одарит.
    В джазе самый первый он,
    Серебристый …                             (саксофон)
  6. Это мастер на все руки.

В нем живут любые звуки:

Пианино, барабан,

Скрипка, дудочка, баян…

И еще один момент,

Автоаккомпонимент,

Спецэффектов  в нем не счесть,

MIDI- выход даже есть,

Клавиши и генератор…

Что же это?                          (синтезатор)

  1. На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Cломал он улучив момент.              (гусли)

  1. Расскажу тебе, дружок,  в древние века, дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг нежный, мелодичный звук, и родился в тот момент музыкальный инструмент.  (флейта)
  2. От гармони он родился,
    С пианино подружился.
    Он и на баян похож.
    Как его ты назовёшь?        (аккордеон)
  3.  Инструмент музыкальный,
    Он духовой,
    С тростью он одинарной,
    Красивый такой.
    И изящней его,
    Видно, в музыке нет.
    Всем понятно, о чем я?  Это...  (кларнет)

http://edikst.ru/misc/i/gallery/15383/365168.jpg

Мастер-класс:  

Музыкально-творческая деятельность на уроке.

Вступление

Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.

Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить?

     Наша задача – воспитать всесторонне развитого гармоничного человека.

В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Вывод:

Проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело

подобранным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры к теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки" "

Материал используется к теме :"Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки"...

Исследовательская деятельность на уроках(музыка, 3 класс)

Данный материал рассматривает исследование музыкального произведения, как общественного  явления во всей полноте его исторических связей,  на основе русской народной песни "Во поле берёза ст...

Дидактические игры для активизации мыслительной деятельности на уроках музыки

Игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

мастер класс "Исполнительская деятельность на уроках музыки"

Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыка...

творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....