Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Кобыляцких Вера Станиславовна

Рабочая программа по музыке 4 класс на основе авторской программы Д.Б.Кабалевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka4.doc149.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа »

Тальменского района Алтайского края»

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

от 29.08. протокол №

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Новотроицкая СОШ»

С.В. Жариков___________________

Приказ от 30.08.2015 г.

Рабочая программа

по музыке

Начальное общее образование

4 класс

Срок реализации 1 год

                                                               Рабочая  программа  составлена

                                                               в соответствии с основным положением

                                                               художественно – педагогической

                                                               концепции Д.Б.Кабалевского  

                                                               и «Примерными программами

                                                                  начального общего образования»                           

Составитель

учитель начальных классов

Кобыляцких Вера Станиславовна

        2015        

Пояснительная записка

Цель:

Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи: 

-воспитание  интереса  и  любви  к  музыкальному  искусству, художественного  вкуса,  чувства  музыки,  как  основа  музыкальной  грамотности;

-развитие  активного, осознанного  восприятия  музыкальной  культуры  прошлого  и  настоящего,  накопление  багажа  музыкальных  впечатлений,  первоначальных  знаний  о  музыке,  формирование  опыта  музицирования и  хорового  исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства 

Программа разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина   России,

 -Примерной образовательной программы начального общего образования,

-Базисного плана школы

 Авторской программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Программа предназначена для реализации в  4 классе среднего общеобразовательном учреждения .

Наименование программы - общеобразовательная, уровень и направленность - начальное общее образование, срок освоения – 1 год.

Обучение ведется на русском языке.

Рабочая программа составлена для класса, где  все обучающиеся способны освоить базовый уровень. В данном классе обучается 8 детей. На базовом уровне учебный материал по данному предмету за 3 класс усвоили-100% учащихся.

Технологии -  методы обучения: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, методы музыкального обучения:

-художественного – стилевого постижения музыки;

-эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

-забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

-создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

-художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Подходы: системно -  деятельностный, творческий

Формы обучения:  хоровое, ансамблевое, сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Учебные занятия проводятся по 6-ти дневной рабочей неделе в первую смену.

 Продолжительность урока составляет 45 минут.

Срок реализации программы – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.  Способствует решению следующих образовательных задач:
1.Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
3. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

Содержание программы базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы, образы русской музыкальной культуры – от «родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов – классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно – нравственные ценности как часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла»  (Б.В.Асафьев) , с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантана, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Данный учебный предмет входит в образовательную область искусство

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует авторской программе

Рабочая программа рассчитана на реализацию в классе, где нет учащихся,  обучающихся  по индивидуальным учебным планам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.        Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- развитое музыкально – эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;  

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

 Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач;  

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Предметные:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам  (или какому-либо виду) музыкально – творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
-  элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности.
Выпускники начальной школы научатся:

-проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным знаниям;

-выражать своё отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, мимике, жесте;

-выразительно исполнять песни, владея певчискими умениями и навыками (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);

-петь акапелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях;

-знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;

-эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;

-участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;

-владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;

-понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

-эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

-понимать содержание, интонационно – образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

-высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

-иметь представления об интонационной природе музыки, приёмах её развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

-анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;

-импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные , пластические, художественные импровизации);

-использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

-знать ведущих музыкантов – исполнителей и исполнительские коллективы;

-иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

-узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и её авторов;

-выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;

-понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

-понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

-личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, в семье;

-самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально – эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Формы и способы итоговой оценки и промежуточной аттестации:  устный опрос, творческие работы, игры, тестирования, уроки-концерты.

Содержание программы

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 ч.)

        Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

         Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

        Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Р/К Жанры  Казачьих песен.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 5-6.Святые земли Русской.  Великий князь Владимир, княгиня Ольга, Илья Муромец. Князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 7-8  Кирилл и Мефодий.   Праздник праздников, торжество торжеств. Светлый праздник.  

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 9  «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

        Урок 10  Зимнее утро, зимний вечер. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов.   Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

        Урок 11-12  «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Музыкальная поэзия А.С.Пушкина Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

        Урок 13-14 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 15. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 16.  Оркестр русских народных инструментов. Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.

Урок 17. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Тема раздела: «В концертном зале» - 5ч.

Урок 18. Музыкальные  инструменты.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 19. Счастье в сирени живет…

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 21.-22 Патетическая соната. Годы странствий .М.И.Глинка

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен

                                Тема раздела: «В музыкальном театре» - 6ч.

Урок 23-24 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности. 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 25. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 26. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

ен).

Урок 27. Балет «Петрушка»   Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 28. Театр музыкальной комедии.   Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.  Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

             Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Урок 29. Прелюдия. Исповедь души.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 30. Музыкальный сказочник.  Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 31. Рассвет на Москве-реке. М.П.Мусорского Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Урок 32. Классические и современные образцы гитарной музыки.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 33. Мастерство известных  исполнителей. .

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

 Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков

Урок 34. Сходство и различие музыкального языка  «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

                                         Тематическое планирование:

№п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности

Электронное обеспечение

Россия – Родина моя 4ч

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

1

Мелодия.

«Ты запой мне ту песню…»

1

CD 4 (01) Аудиопрослушание

2

«Чего не выразишь словам?» Как сложили песню

1

CD 4 (02) Аудиопрослушание

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1

CD 4 (03)

4

«Я пойду по полю белому…»

1

«О России петь – что стремиться в храм…» 4ч

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

5

«Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга, Илья Муромец.

1

CD 4 (04) Аудиопрослушание

6

«Святые земли Русской. Князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский.

1

CD 4 (05) Аудиопрослушание

7

Кирилл и Мефодий

1

CD 4 (06) Аудиопрослушание

8

Праздник праздников, торжество торжеств. Светлый праздник.

1

CD 4 (07) Аудиопрослушание

«День, полный событий» 6 ч

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

9

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

CD 4 (08) Аудиопрослушание

10

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

А CD 4 (09) удиопрослушание

11

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

1

CD 4 (10) Аудиопрослушание

12

Музыкальность поэзии А.С.Пушкина.

1

CD 4 (11) Аудиопрослушание

13

Святогорский монастырь

1

CD 4 (12) Аудиопрослушание

14

Ярмарочное гулянье.

1

CD 4 (13) Аудиопрослушание

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3ч

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

15

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

CD 4 (14) Аудиопрослушание

16

Оркестр народных инструментов.

1

CD 4 (15) Аудиопрослушание

17

Народные праздники. Троица.

1

CD 4 (16) Аудиопрослушание

В концертном зале 5ч

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

18

Музыкальный инструмент (скрипка, виолончель, рояль)

1

CD 4 (17) Аудиопрослушание

19

« Счастье в сирени живёт…» С.Рохманинов

1

CD 4 (18) Аудиопрослушание

20

Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

1

CD 4 (19) Аудиопрослушание

21

Соната №8

1

CD 4 (20) Аудиопрослушание

22

М.И.Глинка Годы странствий.

1

CD 4 (21) Аудиопрослушание

В музыкальном театре 6ч

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

23

Опера «Иван Сусанин»

1

CD 4 (22) Аудиопрослушание

24

Сцена в лесу. М.И.Глинка

1

CD 4 (23) Аудиопрослушание

25

Песня Марфы. М.Мусоргский

CD 4 (24) Аудиопрослушание

26

Русский Восток.

1

CD 4 (25) Аудиопрослушание

27

Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского

1

CD 4 (25) Аудиопрослушание

28

Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

1

CD 4 (26) Аудиопрослушание

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 6ч

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

29

Прелюдия. Исповедь души.

1

CD 4 (28) Аудиопрослушание

30

Музыкальный сказочник Н.А. Римский – Корсаков

1

CD 4 (29) Аудиопрослушание

31

Рассвет на Москве – реке М.П.Мусорского

1

CD 4 (30) Аудиопрослушание

32

Классические и современные образцы гитарной музыки.

1

CD 4 (31) Аудиопрослушание

33

Мастерство известных исполнителей С Рихтер, С.Лемешев, И.Козловский, М. Ростропович и др.

1

CD 4 (32) Аудиопрослушание

34

Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

1

CD 4 (33) Аудиопрослушание

Итого

34

Материально- техническое обеспечение

Е. Д.Критская Г.П.Сергеева Т.    С. Шмагина  Программа: Музыка1-4 классы:   - М.: Просвещение, 2011.

Е. Д.Критская Г.П.Сергеева Т.    С. Шмагина Музыка:  3 класс:  учебник для  общеобразовательных организаций: .- М. :Просвещение , 2012.

Е. Д.Критская Г.П.Сергеева Т.    С. Шмагина  Методические рекомендации к урокам: музыки1-4 классы:   - М.: Просвещение, 2011.

Е. Д.Критская Г.П.Сергеева Т.    С. Шмагина Музыка3 классы:

Рабочая тетрадь  - М.: Просвещение, 2015.

Аудио-диски Музыка» для I –IV классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина .

Группа средств обучения/субъект образовательного процесса

Средства обучения, вошедшие в комплект

Формы работы со средством обучения*

Рекомендации по использованию

1 класс

Цифровые образовательные ресурсы (для учителя)

Электронные учебные пособия, энциклопедии, описания музыкальных инструментов и их звучание,  описание музыкальных стилей и жанров и пр.

+

Используется в 1-4 классах

Цифровые образовательные ресурсы (для ученика)

Электронные учебные пособия, упражнения по нотной грамоте, игры-тренажеры, конструкторы музыкальных произведений и пр.

-

Используется в 1-4 классах

Демонстрационно-наглядные пособия (для учителя)

Комплекты: демонстрационных таблиц по музыкальным инструментам с методическим пособием для учителя  о происхождении музыкальных инструментов,истории создания,устройстве,художественно-эстетических и музыкально-технологических возможностях каждого инструмента(семейства); портретов композиторов (30 шт.)

-

Используется в 1-4 классах

Учебно-лабораторное и практическое оборудование (для учителя)

Комплект ударно-шумовых инструментов в сумке (12 ед.), металлофон, трещотка, бубенчики на ручке, флейта,  бубен, ложки музыкальные, губная гармошка, американский духовой инструмент (казу), варган;  микрофон (цифровой) беспрводной, дирижерские палочки  

-

Используется в 1-2 классе

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...