Урок музыки в начальной школе. Рождество Христово весь мир празднует. 1 класс. УУД.
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.                                                                                                                                                                                                                                                   Знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова.                                                                               Развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание);                                                                                                                                                                                                                                                                 Формирование уважения к православным традициям русского народа  через лучшие образцы композиторского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass._rozhdestvo_hristovo_ves_ir_prazdnuet.docx79.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           Тема урока:  «Рождество Христово весь мир празднует!»

1 класс.                                                                  Урок-презентация.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - образовательная: знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова;                                                                                                                                                                                                                                             - развивающая: развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание);                                                                                                                                                  - воспитательная: формирование уважения к православным традициям русского народа  через лучшие образцы композиторского творчества.

На уроке использованы:                                                                                                                                                                                                                                               * личностно-ориентированные технологии,                                                                                                                                                                                                                                     * игровые технологии,                                                                                                                                                                                                                                                                                     * технологии   детского музицирования,                                                                                                                                                                                                                                                * здоровьесберегающие  технологии.                                                                                                                                                                                                                                      

Музыкальный материал:                                                                                                                                                                                                                                                         «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»,                                                                                                                                                                                                                                   «Рождество Христово» - песня,                                                                                                                                                                                                                                        «Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского,                                                                                                                                                                                                           Клип на песню «Скоро Рождество»,                                                                                                                                                                                                                                 «За окошком Рождество». Слова и музыка Е. Матвиенко.                                                                                                                                                                                                Мультик на Рождество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ход урока.

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Информационные.

1 слайд.

 Вход.     «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»                                  П.И. Чайковского (фрагмент).                                                                 Несколько вопросов по фрагменту, выход на ощущение волшебства и чуда  в только что прозвучавшей музыке.                                               Настроение было, действительно, праздничное, светлое, похожее на какое-то чудо!                                                                                       А чудо это произошло очень давно, много веков назад,  2013 лет назад!  На земле родился сын Божий, Иисус Христос. И с тех пор вот уже 2013 лет отмечает праздник Рождества Христова!                                                                                                     Далеко, далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос. А на небе появилась новая звезда, её называют Вифлеемской звездой, потому что радостное событие произошло в городе Вифлееме, в пещере, не удивляйтесь, в городе Вифлееме была перепись населения, гостиницах не было свободных мест и Деве Марии пришлось  заночевать в пещере, где и произошло чудо – родился спаситель мира Иисус Христос.                                                                                              Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками,  музыкантами всего мира.

Осознание жизненного смысла музыкального образа произведения. 

Отношение к религиозным традициям                                      

Формировать способность слышать музыку, вслушиваться и  погружаться в неё, чувствовать ее настроение.
Формировать способность анализировать музыку.

.

Расширить представление учащихся о творчестве П.И. Чайковского.      Сформировать представление о жизни, как источнике музыки.

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.                     Пластическое интонирование, пластический этюд.

Презентация Зрительный  ряд.

2 слайд.       «Рождество Христово»

Рождество Христово весь мир празднует,
Взрослые   и   дети   поют радостно:
Всему свету  на спасенье
Бог родился в Вифлееме.
Принесем   дары    свои к  
вертепу,
Чистые сердца и песню эту.
Пусть Рождественское  чудо
С нами следует повсюду.

Слушание, и исполнение песни,                                                                           a capella пение без инструментального сопровождения.

3 слайд.      Вертеп.                                                                     Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр…) Первые кто узнал о рождении Христа, были волхвы (мудрецы)  именно они пришли с дарами к Богородице.

 

Формирование опыта эмоционально-образного восприятия. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Умение размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Развитие певческого голоса

Знакомство с новым жанром  песни – песни религиозного содержания.

a capella

Новые понятия вертеп и волхвы.

Умение петь в хоре. Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Текст песни.

4 слайд.   Рождественская  ночь.

Снег ложится  белый-белый  на пригорки и дома;
Искрой - инеем оделась старорусская зима.                                                         Неподвижность синей речки...
И не надо ничего -  на расписанном крылечке
                                                  притаилось Рождество.
                                                              Колыбельку покачает  и отгонит тучи прочь...
Все сомненья развенчает та Рождественская ночь.
 

Согласитесь, потрясающее стихотворение написала поэтесса Ольга Гузова.                                                                                                    

5  и 6 слайды.                                                                                                                                Как вы думаете, созвучно ли оно с музыкой, которую Вы сейчас услышите и фотографиями, которые увидите?                                                                                                                  «Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского,                           разбор произведения (интонационно-образное сопоставление, средства музыкальной выразительности).  Пластическое интонирование. Дирижирование.                                                                                                

Отношение к религиозным традициям                                      

Осознание  значения музыки в жизни человека.                         Развитие ассоциативно-образного мышления.                                           Умение выражать свои эмоции и своё отношение к прослушанным произведениям.

Расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений.

Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Расширить представление учащихся о творчестве П.И. Чайковского.      Сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать  значение музыки в жизни человека.

Формирование музыкальной памяти, творческого мышления.

Развитие тембрового слуха.                                  Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.
Формировать способность анализировать музыку.                                     

       Совершенствование умений и  навыков интонационно - образного жанрово-стилевого анализа музыкальных  сочинений на основе   понимания интонационной   природы музыки   и   использования различных   видов музыкально-практической деятельности;

               Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.                     Пластическое интонирование, дирижирование. Умение работать по группам.

Текст.

                         Презентация. Зрительный  ряд.

7,  8, 9, 10 слайды.                                                                                  Посмотрите, как замечательно ребята изобразили тему Рождества.    А для того, чтобы эти изображения стали вертепом, что нужно изменить?  Вертеп – скульптурки.                        .                                                                                                                          

                                                                                                                     11  слайд.  

      Клип на песню «Скоро Рождество»,                                                - понравилась ли вам песня, какие чувства она у вас вызвала? Разбор  - средства музыкальной выразительности – почему? Подходит ли эта песня к теме нашего урока – почему?                                                                                                              Звучалa   a capella?                      .

Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся.                                             Умение выражать свои эмоции и своё отношение к прослушанным произведениям.

Умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Знакомство с новыми понятиями                                 a capella, клип

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.                     

Клип.

12  слайд.                                                                                     Светлый праздник Рождества.
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетия
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!        Татьяна Бокова                                                 -  Как называется звезда, о которой говориться в стихотворении?                                                                                            .

Отношение к религиозным традициям                                      

Формирование опыта эмоционально-образного восприятия. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Вифлеемская звезда.

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе слушания и разборе стихотворения – умение вести диалог при разборе.

Текст.

13, 14, 14, 15, 16 слайды.         Рисунки ребят.                                                        .

«Я – художник».

17 и 18 слайды.                                                                                 «За окошком Рождество».                                                        Слова и музыка Е. Матвиенко.                                                                                                                                                                                                         “Динь-динь-дон!" - к нам в окно                                                                           Постучалось Рождество!
За окошком снег блестит,                                                                                            Ёлка в гости к нам спешит.

Припев: Динь-динь-дон!                                                                             Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!                                                                         Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!

Пригласим её к нам в дом,
Пусть метели за окном,
С доброй вестью волшебства
В день святого Рождества!

Разучивание (нотная запись) и исполнение песни.                                                                

Расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений.

Развитие певческого голоса.  Точное воспроизведение мелодии, правильное распределение дыхания, чёткая дикция. Выразительное исполнение.

Умение жестом передать то, что учащиеся увидели внутренним зрением. Расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах (треугольники). 

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе разучивания и исполнения песни.                               Умение петь слаженно в группе, в общем хоре, правильно оценивать своё участие в общем исполнении. Пластический этюд.

Текст.

19 слайд.      Мультик на Рождество.                                     Просмотр и разбор музыкального произведения звучащего в мультфильме.                                                                                         

Формирование опыта эмоционально-образного восприятия. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.                                          .

Умение не просто смотреть, но и вслушиваться в музыку, которая звучит.

Тенор – высокий мужской голос.

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе просмотра мультфильма. При разборе – умение вести диалог.

Мультфильм.

20 и 21  слайды.  Рефлексия:                                                                                      - какое у вас настроение?                                                         - понравился урок?  Смайлики.                                                                 22 слайд.                                                                                                                                                                     Вспомним, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке:                                                                                                              - назовите  город, в котором  родился Иисус Христос?                                                        - название звезды, которая появилась на небе в момент рождения Христа?                                                                          - кто такие волхвы?                                                                                    - что такое,  а капельное пение?                                                                                        23 слайд.                                                                                                                  - назовите фамилию композитора, написавшего балет «Щелкунчик» и пьесу «Святки» из цикла                                        «Времена года» ?                                                                                      24 слайд.                                                                                                                                                                                     Домашнее задание:                                                                       -  рисунок «Рождество»,                                                                                         -  найти стихотворения о Рождестве,                                                          -  узнать у родителей, что они знают о Рождестве?                                                                    

Выход.  «За окошком Рождество».

Дополнение к уроку.                                                                                     26, 27, 28, 29, 30 слайды.