Литературно-музыкальная гостиная «ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»
творческая работа учащихся по музыке (4 класс) на тему

Насонова Ирина Александровна

Сценарий литературно-музыкальной гостиной предназначен для учащихся 4, 5 классов, является творческой работой. 

Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

Задачи:

 - формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать коммуникативные навыки,  умение работать в команде;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия произведений искусства. В проведении гостиной могут участвовать три группы учащихся, не менее 3-х человек в каждой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_poeziya_i_muzyka_oseni.docx19.79 КБ
Файл stihi.docx19.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработчики литературной гостиной:

Насонова Ирина Александровна (преподаватель теории и методики музыкального воспитания, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;

Николюк Елена Владимировна (воспитатель Женской гимназии-интернат ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»).

Литературно-музыкальная гостиная

«ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»

(В проведении гостиной могут участвовать три группы учащихся, не менее 3-х человек в каждой группе)

Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

Задачи:

 - формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать коммуникативные навыки,  умение работать в команде;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия произведений искусства. 

Ведущая: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами присутствуем в литературно-музыкальной гостиной. Нашу встречу мы посвящаем одной из самых красивых тем в искусстве поэтическом, изобразительном и музыкальном, постарайтесь определить тему самостоятельно, выполнив задания.

1) Прочувствуйте настроение этой темы в музыке.

Звучит произведение Г. Свиридова «Осень».

2) Постарайтесь понять ее содержание в стихах.

Читают фрагмент стихотворения (А. Пушкина «Осень» («Унылая пора, очей очарованье...»).

3) Какой ответ таится в загадке, о чем она?

Стали дни короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)

Вы уже догадались о теме нашей литературной гостиной?

Попробуйте сформулировать: время года – осень, произведения поэтов и композиторов.

Верно: тема «Поэзия и музыка осени».

Чудесное время года – Осень.  Мы приглашаем вас в удивительный мир поэзии и музыки. В нашей гостиной мы услышим произведения известных поэтов и композиторов, познакомимся с живописными полотнами русских художников. Все мы станем участниками праздника, где главными действующими лицами станут произведения на осеннюю тему поэтов, композиторов, художников и мы с вами. Итак, мы начинаем.

Ног сначала немного разогреемся и поиграем.

Проведение творческих игр.

1. Игра на знакомство «Что в имени моём?»

Подберите  слова (определения) для своих характерных качеств личности по каждой букве своего имени. Полное или неполное имя – на выбор. (Дети пишут на листочках).

2. «Сочини стихотворение».

Дополните стихотворный текст словами, подходящими в рифму и по смыслу на осеннюю тему:

........осень   (эти слова на слайде)

........просим

........порадуй

........наградой

(Время – 5 – 7 минут, можно записать на листочках).

Вы, конечно, уже когда-то слышали стихи об осени, музыку осени, поэтому наша главная задача сегодня – постараться  воссоединить музыку и стихи,  определить взаимосвязи искусства, проникнуть в мир музыки с помощью поэтического слова.

Наша цель: Озвучить музыкой стихи и словом музыку навеять.

Творческая работа в группах.

3. Игра «Звукорежиссер»

Каждой группе дается задание:

1. Выбрать стихотворение  (из имеющихся), наиболее полно передающее настроение музыкального произведения.

2. Найти в стихотворении строчки, выражения, словосочетания, в которых наиболее полно выражен образ музыкального произведения.

3. Выбрать одну из картин с изображением осени, наиболее точно отражающую образ стихотворного текста.

4. Доказать, что художественный образ стихотворения и музыки взаимосвязан по настроению и характеру. Представить полученный результат.

Материал для творческой работы.

Поэтические произведения:

1. С. Есенин «Нивы сжаты...»

2. И. Бунин «Листья падают в саду»

3. Ф Тютчев «Есть в осени первоначальной»

4. А. Пушкин «Осень» (фрагмент «Унылая пора...»)

Музыкальные произведения:

1. А. Вивальди «Осень» (1 часть концерта «Времена года»)

2. Ф. Шопен «Вальс»

3. Г. Свиридов «Пастораль»

4. П. Чайковский «Осенняя песнь» (цикл «Времена года» Октябрь)

Произведения изобразительного искусства:

1. И. Левитан «Золотая осень»

2. И. Левитан «Осень»

3. И. Шишкин «Первый снег»

4. И. Остроухов «Золотая осень»

5. В. Поленов «Золотая осень»

Работа в группах предваряется анализом произведений искусства:

Опорные вопросы для анализа музыкальных произведений

  • Во время прослушивания попытайтесь почувствовать настроение музыки? 2) Какой образ передает композитор?
  • Какое время года озвучено в произведении?
  • Какую картину вы представляете во время звучания музыки?
  • Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору «нарисовать» это время года?

Опорные вопросы для анализа стихотворений.

  • Какое время года описывается в стихотворении?
  • Найдите ключевой образ (образы). Охарактеризуйте его, используя слова из текста стихотворения.
  • Есть ли в стихотворении «звучащие» слова? Примеры звукописи? Какую роль они играют?
  • Определите основное настроение стихотворения. Какому музыкальному произведению соответствует это стихотворение?

Опорные вопросы для анализа изобразительного произведения (картины).

  • Какое время года описывается на картине?
  • Найдите ключевой образ (образы). Охарактеризуйте его, используя объекты композиции картины.
  • Есть ли в картине «звучащие» объекты композиции? Какую роль они играют?
  • Определите основное настроение картины. Какому музыкальному и стихотворному произведениям соответствует эта картина более всего? Почему?

На работу каждой группе отводится примерно 20 минут.

Выступление каждой группы.

Мы выслушали мнение каждой из групп. Давайте обобщим сказанное, обратимся к основному вопросу.

Как, по-вашему, с помощью чего мир человеческой души, характер восприятия окружающего может быть выражен полнее, ярче, глубже – с помощью чарующих звуков музыки или же средствами поэтического или изобразительного искусства?



Предварительный просмотр:

Сергей Есенин

                * * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

________________________«Нивы сжаты, рощи голы...» (с. 122).— Газ. «Вечерние известия Московского совета», 1918, 26 сентября, № 58; П18; журн. «Знамя», М., 1920, № 2, май, стб. 48; Рус. (корр. отт. Тел.); П21; И22; Грж.; ОРиР; Б.сит.; И25.

Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.).

Автограф неизвестен. Датируется по наб. экз., где помечено 1917 г.

Стихотворение вызвало гнев одного из главных теоретиков Пролеткульта П.И.Лебедева-Полянского. В рецензии на П18 он писал: «В стихах С.Есенина нет даже здоровых крестьянских настроений, хотя он часто вспоминает и „кобылицу с красным хвостом“, и телят, и кобелей, и многое другое из обихода крестьянской жизни»,— и в качестве доказательства цитировал это стихотворение и «Инонию» (журн. «Пролетарская культура», М., 1919, № 6, февраль, с. 42). 

Наоборот, устойчивые крестьянские настроения увидел в стихотворении Г.Лелевич, но именно за это и осудил его (см. журн. «Октябрь», М., 1924, № 3, сентябрь-октябрь, с. 42).

В отличие от критиков этого склада, С.Д.Спасский увидел в стихотворении прежде всего произведение лирическое и счел его одним из характерных примеров того, что у поэта «настроение всегда ищет образного языка» (журн. «Понизовье», Самара, 1921, № 1/3, январь-март, с. 25).

_______________________________

 Александр Пушкин

           

  ***

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

ОСЕНЬ (стр. 246). При жизни Пушкина не печаталось. См. «Из ранних редакций». Эпиграф из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская».

Иван Бунин

Листья падают в саду...

Листья падают в саду...

В этот старый сад, бывало,

Ранним утром я уйду

И блуждаю где попало.

Листья кружатся, шуршат,

Ветер с шумом налетает -

И гудит, волнуясь, сад

И угрюмо замирает.

Но в душе — все веселей!

Я люблю, я молод, молод:

Что мне этот шум аллей

И осенний мрак и холод?

Ветер вдаль меня влечет,

Звонко песнь мою разносит,

Сердце страстно жизни ждет,

      Счастья просит!

Листья падают в саду,

Пара кружится за парой...

Одиноко я бреду

По листве в аллее старой.

В сердце — новая любовь,

И мне хочется ответить

Сердцу песнями — и вновь

Беззаботно счастье встретить.

Отчего ж душа болит?

Кто грустит, меня жалея?

Ветер стонет и пылит

По березовой аллее,

Сердце слезы мне теснят,

И, кружась в саду угрюмом,

Листья желтые летят

      С грустным шумом!

(1898)

Федор Тютчев

***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

примечание к стихам, их история

«Есть в осени первоначальной...»

(стр. 170)

Автографы (3) хранятся в ЦГАЛИ (505/22, лл. 3 и 4) и в СП. В последнем автографе перед текстом дата на французском языке (рукой Эрн. Ф. Тютчевой): «22 августа 1857 ». Воспроизведение см. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. М., 1945, стр. 31. Впервые напечатано в РБ, 1858, ч. II, кн. 10, стр. 3. Вошло в изд. 1868 г., стр. 175. Печатается по автографу СП. См. «Другие редакции и варианты», стр. 261.

Написано по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф ЦГАЛИ написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Начиная со слов «птиц не слышно боле», текст писан под диктовку поэта его дочерью М. Ф. Тютчевой. Ею же сделано примечание на французском языке: «Написано в коляске на третий день нашего путешествия».

Л. Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!» (Красота). См. ТЕ, стр. 147. В беседе с А. Б. Гольденвейзером 1 сентября 1909 г., вспомнив строки «Лишь паутины тонкий волос // блестит на праздной борозде», Толстой сказал: «Здесь это слово „праздной“ как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Расскажи нам, Ямал"

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая  Ямалу.  На внеклассном мероприятии дети читают стихи известных ямальских поэтов, знакомятся с устным народным творчеством  северных народо...

Литературно-музыкальная гостиная "В кругу семьи, в кругу друзей"

«А семья – это свет, что незримо и щедроОзаряет всю жизнь и сопутствует нам.Это – творчество, где ни последних, ни первых,Где и радость, и горе – всегда пополам».И.Яворовская Хотите, чтобы ...

Литературно – музыкальная гостиная "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи"

Литературно – музыкальная гостиная  "Изобразительные средства музыки, литературы и живописи" с презентацией и музыкальным сопровождением...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Методическая разработка мероприятия воспитательной направленности «Самый классный «Классный час» Тема: Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»

Заседание «Литературно-музыкальной гостиной» посвящено весне, состоянию  природы  весной, её  признакам, а также творчеству  поэтов, художников, композиторов, ко...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....