Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Ромахова Марина Геннадьевна

В данной разработке идет речь о применении системы Карла Орфа в работе с начинающими детьми  в процессе музыкального воспитания..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rek_razvitie_rechi.docx20.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию.

Автор: Марина Ромахова

Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.

Развитие речи происходит за счет развития артикуляцинного аппарата, дикции, органов дыхания, диафрагмы и всего человеческого организма в целом.

 Идея широко использовать речь в развитии речевого/музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.

Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги... Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку. Ритм тесно связан с движением.

Движение помогает быстрее и точнее почувстовать метр и ритм, ярче  передать образ материала, с которым приходится работать.

Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом, и речи в частности. Правильный ритм регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.

Самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей- звучащие жесты. Звучащие жесты- это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:

  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Поэтому движение и речь - одно из важнейших направлений в  музыкальном воспитании. С работы со словом и движением начинаются не только ритмическое воспитание  и освоение нотной грамоты,  но и самое главное- эмоциональное и творческое развитие детей. Огромную роль  в этом направлении играют  речевые упражнения.

Речевые упражнения сопровождают все музыкальные упражнения. Больше того, они могут рассматриваться и как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова. Слово, поддержанное выразительным жестом или движением, воспринимается ребенком как первооснова музыки.

В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.

Слово является элементом речи и поэзии. Из него рождается пение.                « … Слову- его метрической структуре, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию- светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому-уделяется особое внимание»(Л.Баренбойм).

Речевые упражнения являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию (вниманию), памяти, мышлению, эмоциональности, воображению и  воли.

В процессе занятий большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья детей (здоровьесберегающая технология).

Ребенок постоянно находится в движении, у него совершенствуется общая и мелкая моторика, координация движений, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки.

Во время занятий речевыми  упражнениями активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование ( выразительность речи), развивается словарный запас. Речь ребенка становится более осмысленной.

Речевые упражнения способствуют развитию основных музыкальных способностей: слуху, ритму,музыкальной памяти, двигательной реакции на музыку.

Занятия упражнениями способствуют социальной адаптации детей: учат взаимодействию друг с другом, вырабатывают такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.

Материал, используемый в речевых  упражнениях, может  быть самым разнообразным: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Можно использовать как  простейшие  поэтические композиции, звуковые бессмыслицы (чепуховые/тарабарские рифмы),  так и  народный фолькор, лучшие образцы детской классической литературы.   В работе также могут быть использованы стихи и попевки, сочиненные детьми. Главное, материал  должен быть  доступным  детскому восприятию. Чем меньше ребёнок, тем проще  материл.

Важнейшим свойством музыкального материала , избираемого педагогом, является возможность его использования в соответствии  со структурой элементарного музицирования ( система К.Орфа):

  • удобно реализовываться в движении (язык жестов, пластика,танец);
  • иметь речевое и вокально-интонационное воплощение;
  • ритмически обрабатываться с помощью звучащих жестов:

хлопков в ладоши, по коленям, груди, рукам, щелчков;

  • реализовываться в инструментовке шумовыми и звуковысотными     инструментами (традиционными и нетрадиционными).

Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в единую композицию, включащую движение, речь и пение, оркестровку,- в «единую форму», подразумевающую элементы театрализации.

При планировании включения речевых упражнений в занятие  необходимо учитывать:

  • образное содержание стихотворного текста, его строение, фразы, характерные речевые обороты, мелодические интонации;
  • определить объем музыкально-теоретических сведений , которые должен получить и использовать в своей работе ребенок;
  • предположить варианты пластических или танцевальных движений;
  • выбрать метод представления материала- имитационный (повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение);
  • спланировать структуру работы с музыкальным материалом, предусмотреть возможности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их реализации в процессе занятия).

Для активизации познавательной формы деятельности детей следует соблюдать последовательность работы:

  • наблюдение, проба, эксперимент;
  • отработка технических элементов, тренинг;
  • создание законченной формы.

Для активизации процесса течения занятия необходимо определить:

  • формы взаимодействия детей (огранизация по группам, парами с партнером, в большой группе- кругом, фронтально, полукругом и т. д.).
  • круг проблем, которые дети могут решить самостоятельно, используя багаж своих знаний и навыков- актуальный уровень обучения;
  • круг заданий, выполняемых детьми по наводящим вопросам и показам педагога- перспективный уровень обучения.

Планирование работы с использованием  речевых упражнений на занятии в ДОУ  может быть многофункциональным и включать в себя следующие виды работы:

  • разучивание текста по фразам с использованием жестов-символов;
  • ритмический рисунок испоняется «звучащими жестами»-

со словами и на придуманные детьми ритмослоги;

оркестровка «звучащими жестами»:

  • оркестровка шумовыми инструментами;
  • создание композиции- «единой формы»;
  • игра с использованием данного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД

Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД...

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями. Методические рекомендации.

Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставит...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»

Методическая разработка содержит  материалы по использованию здоровьесберегательных  приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста....

Методические рекомендации для выполнения упражнений на выносливость и скорость

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из метод...

Рекомендации для родителей и педагогов по организации музыкального воспитания детей с ОВЗ.

Рекомендации  для родителей и педагогов по организации музыкального воспитанания детей с ОВЗ....

Методические рекомендации для воспитателя ГПД к занятиям на воздухе

Представлен сборник игр для провдения на занятиях в группе продленного дня...

Методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения

Основываясь на результатах практической работы и педагогическом наблюдении, а так же на рекомендациях методистов, мы подобрали методические рекомендации по использованию речевых упражнений для р...