Курсовая работа - Оркестровая музыка как способ развития слушательской культуры школьников
методическая разработка по музыке на тему

Галимова Алина Александровна

Курсовая работа - Оркестровая музыка как способ развития слушательской культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_original.doc178.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Якупова Алина Александровна

ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА  КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищен(а)

с оценкой________________

«  »_____________2015 года

Специальность 050130

Музыкальный руководитель

Курс 3, группа 30

Руководитель: Арсентьева И.Н

 Челябинск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ 

  1. .          Общая психологическая характеристика процесса восприятия: понятие, особенности                                                                                                                            6
  2. .    Музыкальное восприятие оркестровой музыки                                                             8

1.3.    Слушательская культура школьников: определение и содержание                             11

1.4.          Влияние оркестровой музыки на развитие cлушательской культуры школьников  15

Выводы по 1 главе                                                                                                                      

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

  1. Предпосылки создания русского оркестра                                                                    18
  2. Инструментальный состав русского народного оркестра                                            19
  3. Оркестр «Малахит»                                                                                                          23

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                            

Введение

Актуальность исследования. Музыкальное воспитание на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Это обусловлено тем, что в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное мировосприятие. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронзят его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Кроме этого музыка в исполнении оркестра народных инструментов позволяет постигать народную мудрость, проникаться любовью к народной музыке, к ее традициям и обычаям, более бережно относиться к произведениям искусства.

Мир вокруг нас наполнен огромными количеством различных звуков. Зачастую мы не можем контролировать громкость и качество их звучания. Результат такого шумового эффекта и звучания некачественного музыкального материала – повышенная утомляемость детей, нервозность, расторможенность, неспособность вычленить из всего многообразия звуков качественную музыку. В современном мире проблема восприятия музыки детьми, культуры слушания и слышания стоит достаточно остро.

        Кроме того, отсутствие должного уровня музыкального и общекультурного развития значительно сужает область выбора музыкальных произведений для прослушивания, не дает возможности воспринимать качественные произведения музыкального искусства. Особенно подвержены влиянию этих фактов дети школьного возраста.

        В современных программах музыкального воспитания восприятие музыки детьми указывается как основная цель. Без восприятия невозможны: ни развитие певческих навыков, ни движение под музыку, ни игры на детских музыкальных инструментах. Следовательно, умение слушать и слышать музыку является первоочередной задачей процесса музыкального воспитания. Музыка постигается только благодаря этим двум взаимосвязанным умениям. Эти умения составляют основу слушательской культуры.

Существует достаточно научных исследований связанных с развитием отдельных компонентов слушательской культуры: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А.Ветлугина, Г.Н.Кечхуашвили).

Целостной картиной формирования и развития слушательской культуры занимались ученые, музыканты, такие как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л. Бернстайн, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, А.А. Пиличяускас, Б.Л. Яворский и другие.

Изучением звучания музыки в исполнение оркестра народных инструментов занимались: В.В. Андреев, С.Ф. Буров, Г.П. Любимов, Н.И. Привалов, Н.П. Фомин.

С раннего возраста дети часто экспериментируют со звуком, пытаются услышать «голос» предмета, очень любят музыкальные, звучащие игрушки, повторяются голосом различные звуки. Современные педагоги, психологи и медицинские специалисты подчеркивают важность и необходимость восприятия музыки в исполнении различных инструментов.

        Кроме этого, исследования показали, что звучание разных тембров инструментов разносторонне влияет на психику, эмоциональное состояние и умственное развитие детей. Развитием восприятия музыки нужно заниматься через освоение звучания различных музыкальных инструментах.

Знакомство со звучанием оркестра для детей должно вестись на основе глубокого интегративного подхода в музыкальном развитии и со всеми направлениями деятельности.

На основе выявленной проблемы мы определили тему нашего исследования «Оркестровая музыка как способ развития слушательской культуры школьников».

        Цель нашего исследования: на основе теории и методики музыкального образования выявить и раскрыть роль оркестровой музыки (для народных инструментов) для развития слушательской культуры школьников.

        В процессе работы мы определили для себя ряд задач:

1.Изучить психолого-педагогическую, музыкально-методическую, музыковедческую литературу по теме исследования;

2. Выявить и раскрыть особенности музыкального восприятия, слушательской культуры школьников.

3. Обобщить теоретические и методические исследования по развитию слушательской культуры школьников.

4. Наметить перспективы дальнейшего исследования.

В процессе исследования мы опирались на следующие методы:

  1. анализ;
  2. сравнение;
  3. систематизация изученного материала;
  4. классификация;
  5.  обобщение;
  6. Апробация

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ

  1. Общая психологическая характеристика процесса восприятия: понятие, особенности

Понятие «восприятие» определяется в психологии как отражение чувств предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величина, цвета и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств.

Любое восприятие (того или иного предмета, явления, факта) является сложным процессом, в котором участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные условно-рефлекторные связи.

Для нас существенно, что восприятие – это не просто механические, зеркальные отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

В энциклопедической литературе восприятие – психологический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент. [7]

Сначала рассмотрим основные свойства восприятия как познавательного психического процесса. По мнению психологов, к основным свойствам восприятия относятся следующие: предметность, целостность, категориальность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Рассмотрим некоторые свойства восприятия, наиболее значимые для нашего исследования: предметность, целостность, структурность.

Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов [7]. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Следующее свойство восприятия – структурность. Оно связано с целостностью восприятия и заключается в том, что восприятие в большинство случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный человек. Поэтому в восприятии всегда сказывается особенности личности человека. Зависимость восприятии от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Таким образом, восприятие зависит от уровня общего развития человека и от целенаправленного воспитания.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память)

В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств, предмет выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.

Существует 3 анализатора – зрительный, вкусовой, слуховой- чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. В рамках нашего исследования обратимся к краткой характеристике одного из них – слухового.

Слуховой анализатор – слуховой орган с технической точки зрения несовершенен: он искажает частотную характеристику, подтвержден утомлению и от этого работает нестабильно. Но вместе с тем он обладает такими свойствами, как большая приспособляемость к различный условиям, тонкая смысловая избирательность. Так в диапазоне своей небольшой чувствительности, ухо человека реагирует на такое звуковое давление.

Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, при чем частота этих колебаний определяет высоту тона (чем выше частота, тем выше тон), а амплитуда этих колебаний – интенсивность звука (его субъективную грамотность). Известно, что система ритмико – мелодических (музыкальных) кодов, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов.

Одним из них является звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в консонирующие аккорды и формировать последовательные ряды этих звуковых соотношений, входящие в состав мелодий.

  1. Музыкальное восприятие

Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом еще не решена.

Большинство исследований считают, что восприятие музыки – это единство эмоционального отклика и дифференцированного слышания музыки. «Мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем его», - писал Б.В. Асафьев. [9]

Однако нет единого определения самого понятия «восприятие музыки». Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б. Кабалевский еще в 70-е годы. По его мнения «активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней». [3]

Однако взгляд на развитие музыкального восприятия не однозначен. Многие зарубежные психологи и педагоги считают, что главная задача учителя – создать ребенку условия для развития музыкального восприятия и предоставить ему полную свободу. Противоположных идей придерживается отечественная наука и практическая педагогика. Они исходят из положения, что ребенка надо направлять, а предоставить процесс развития музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснованная планомерная работа.

Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевается слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиции, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития учащихся – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Слушание музыки совершенствует музыкальное восприятие, музыкальную память, концентрирует внимание, аналитические функции. На обязательном обучении уметь слушать музыку настаивал выдающийся ученый музыковед Б.Л. Яворский. Исследуя этот процесс, он пришел к выводу, что во время слушания музыки происходит:

  1.  «освобождение интуиции».
  2.  «звуковысотное осознание»
  3.  «осознание схем музыкального быта».

В зависимости от репертуара, возможно первостепенное влияние как на образно-ассоциативное мышление, так и на логическое. [3]

Результаты экспериментов В.К. Белобородовой и Г.С. Ригиной свидетельствуют, что для музыкального восприятия этого младшего школьного возраста характерны ярко выраженные заинтересованность, эмоциональность, целостность, образность, но нерасчлененность, диффузность, неосознанность, недостаточная константность и избирательность. То есть музыкальное восприятие еще мало развито. Однако есть любознательность и желание слушать музыку. И это возрастное качество необходимо максимально полноценно использовать. Как отмечалось раннее, в младшем школьном возрасте формируется стадия образования эстетических моделей, с которой, собственно, начинается становление музыкального восприятия как сложной интеллектуальной функции. При целенаправленных занятиях к третьему классу наблюдается значительный качественный скачок в развитии музыкального восприятия. [10]

Степень развития музыкального восприятия, по мнению М.Е. Тараканова, характеризуется тремя основными типами слушательской реакции на музыку:

- полное непонимание музыки, для которого характерно восприятие музыки как звукового хаоса, лишенного организующего начала. Это низкий уровень развития восприятия, который встречается у маленький детей, а также у взрослых, которые никогда прежде не встречались с данным музыкальным стилем, который для них является совершенно непонятным и незнакомым;

- обобщение, мало дифференцированное восприятие, без глубокого проникновения во внутреннюю структуру музыки. Характерная черта – непосредственная эмоциональная реакция, которые восприятие соответствует среднему уровню развития;

- полное понимание музыки: предполагает умение осознавать ее в единстве закономерных связей содержания и формы, всех составляющих ее элементов; музыкальный образ воспринимается как явление внутренне осмысленное, гармоничное.            Такое восприятие принято называть дифференцированным. Его возможно и необходимо развивать, так как восприятие лежит в основе всех видов и форм музыкальной деятельности, а также составляет фундамент формирования музыкальной культуры человека. В связи с этим, развитие дифференцированного музыкального восприятия является центральной задачей в музыкальной педагогике. [11]

Таким образом, если слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся, то восприятие музыки – это сложный психологический процесс постижения содержания музыкального произведения. Очень емкую трактовку понятия «восприятия» дал известный венгерский композитор Франц Лист: «Восприятие музыки – это познание самого себя». [5]

  1. Слушательская культура школьников: определение и содержание

Известно, что знания безболезненно приобретаются в любом возрасте, а нравственное начало, если его заложить с опозданием, очень трудно воспитать. Но музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия и переживания музыки является слушательская культура.

Слушательская культура рассматривается нами как основное свойство, обеспечивающее музыкальное развитие человека; пути ее формирования в процессе учебной музыкальной деятельности; уровень развития музыкальных способностей, их индивидуальные особенности, что практически не учитывается преподавателями на занятиях музыки, и предлагаются некоторые изменения содержания этих занятий.

Наиболее широко представлено понятие слушательской (аудиальной) культуры у С.В. Казаковой. Слушательская культура (с лат. «audio» - слушать) трактуется нами как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию. Звуковая информацию формируется в звуковой среде, в которой живет и развивается современный человек. Следовательно, слушательская культура включает в себя способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать (гармонизировать) звуковую среду. [12]

Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе слушательской культуры личности, - звук, речь, музыка, - наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды.

Формирование слушательской культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.

Важную роль в формировании аудиальной культуры личности играет звуковая среда – целостное аудиальное поле, окружающего индивида и определенным образом воспринимаемое и интерпретируемое им. Главными компонентами звуковой среды являются:

1) физико-акустический пласт – звуки живой природы и не живой природы, звуки, связанные с деятельностью человека;

2) музыкальный пласт, сформировавшийся под воздействием художественного творчества;

3) речевой компонент, удельный вес которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и увеличивающихся контактов между людьми.        Следовательно, аудиальная культура – есть интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать звуковую среду.

По мнению Ломакиной Н.С., в условиях школы слушательская культура является интегративным многоуровневым качеством личности, которая проявляется в способности к духовному обогащению по средствам воспринимаемой музыки в учебной и досуговой деятельности. Кроме этого слушательская культура содержит ряд взаимосвязанных компонентов таких как: мотивационной, эмоциональной, познавательной, оценочной и деятельностной.

Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что эффективность развития слушательской культуры достигается при реализации следующих условий:

  1. Включение в содержание музыкального обучения, таких компонентов как: знаний об оркестре народных народных инструментов;
  2. Освоение идейного репертуара в исполнении оркестра народных инструментов, как классического так и современного.
  3. Осуществление комплекса обогащающих друг друга методов (алфавито-значений, метод формирования глобальной мысли произведения)
  4. Музыкально просветительской деятельности (осещение концертов и т.п.)  

Помимо урочных видов деятельности, направленных на формирование отдельных компонентов аудиальной культуры, огромное значение в аудиальном развитии учащихся имеют внеурочные виды деятельности, представленные работой разнообразных кружков – хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, театр, детский музыкальный театр и т.п. Данные формы внеклассной деятельности позволяют развить культуру звукового восприятия, речевую культуру звукового восприятия, речевую культуру и музыкальную культуру.

Структуру слушательской культуры образуют общие и музыкальные способности: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; творческое воображение; чувство целого; эмоциональность.

Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащихся, необходимо помнить, что каждый ребёнок слушает и слышит музыку по-своему.

К проблеме слушательской культуры обращались многие ученые и композиторы, такие как Д.Б. Кабалевский, А. Бернстайн их взгляды отражены в таблице №1.

Таблица

Основные подходы к процессу слушания музыки

Автор

Определение

Структура

Задачи

Д.Б. Кабалевский

Понимание музыки как отражение действительности в образной форме

Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия

Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусства

А. Бернстайн

Смысл жизни должен быть найден в самой музыке, в способностях ее собственного развития

Э.Б. Абдуллин

Е.В. Николаева

Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе учащихся были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии

Три стадии:

1. Накопление интонационно-слухового опыта;

2. Выявление интонационно-слуховых комплексов в произведении;

3. Постижение стиля через восприятие музыкального образа

Научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитать потребность в слушательской деятельности

По нашему мнению, наиболее полно слушательская культура представлена у Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой, которые раскрывают ее с точки зрения условий успешности, трех стадий и задач.

  1. Влияние оркестровой музыки на развитие слушательской культуры школьников

По мнению отечественных ученых, звучание оркестровой музыки, в частности оркестра народных инструментов, влияет не только на получение большого объема культурно-исторических знаний, но и на расширение кругозора и слушательской культуры, развитие мыслительной деятельности, на формирование аналитических навыков и развитие эмоциональной сферы, устойчивости внимания.

Главное влияние в процессе развития школьников в системе образовательных направлений являются:

- развитие математических представлений: освоение музыкальной формы, четкой фразировки, развитие чувства метра и ритма;

- ознакомление с окружающим миром: расширение представлений о предметах и явлениях, звучащих вокруг нас;

- изобразительная деятельность: знакомство с изображениями музыкантов и музыкальных образов в произведениях мировой художественной культуре. Отображение в рисунке собственных впечатлений о музыке;

- физическое воспитание: развитие в движении под музыку чувства ритма и музыкальной фразы;

- психологическое развитие: влияние звучания различных музыкальных инструментов на эмоциональное состояние, развитие слухового восприятия и мыслительной деятельности. Использование музыки как средства воздействия на эмоции (релаксация).

Знакомство со звучанием оркестра для детей младшего школьного возраста должно вестись на основе глубокого интегративного подхода в музыкальном развитии и со всеми направлениями деятельности. В развитии слушательской культуры очень важно использовать различные виды музыкальной деятельности, такие как: восприятие музыки, развитие певческих навыков, музыкально - ритмические движения, освоение нотной грамоты, развитие психолого-эмоциональной сферы.

Восприятие музыки: расширение музыкального кругозора, слушательской культуры. Развитие чуткого восприятия музыкального образа и интонаций музыкальной фразировки.

Развитие певческих навыков, то есть чистоты интонирования, слуховой сосредоточенности, чувства музыкальной фразировки.

Музыкально – ритмические движения: применение навыка слушания и анализа музыкального образа для совершенствования исполнения танцевальных движений, развитие чувства музыкальной фразировки.

Освоение нотной грамоты: овладение элементарной теоретической терминалогией, активное применение знаний «музыкального языка» в процессе анализа звучания инструментальной музыки.

Развитие психо-эмоциональной сферы: овладение навыком «активного слушания», умением сопереживать характерам и образам в процессе слушания, развитие способности анализировать и сравнивать различные эмоциональные состояния после прослушивания.

Выводы по 1 главе

       В первом параграфе мы рассмотрели общую психологическую характеристику процесса восприятия: понятие, особенности. Рассмотрев множество определений, из различных источников, мы остановились на понятии В. Дружинина: Восприятие - психологический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент.

      Мы рассмотрели некоторые свойства восприятия, наиболее значимые для нашего исследования: предметность, целостность, структурность. Особое внимание обратили на целостное свойство восприятия.

     Во втором параграфе мы изучили музыкальное восприятие оркестровой музыки. Музыкальное восприятие - это сложный процесс включающий в себя многие виды деятельности, в том числе умение слушать и слышать, то есть слушательскую культуру.

     В третьем параграфе мы рассмотрели слушательскую культуру школьников. Раскрыли понятие слушательской культуры. Выявили основные подходы к процессу слушания музыки развития слушательской культуры. Одним из факторов является восприятие оркестровой музыки.

    В четвертом параграфе проследили влияние восприятия оркестровой музыки на развитие слушательской культуры школьников.

Глава 2. КУЛЬТУРА ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1.1 Предпосылки создания русского оркестра

    Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания. Они нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах не только безвестных мастеров-самоучек создавали и совершенствовали музыкальные инструменты, в которых запечатлелись эстетические и этические представления народа, его мироощущение.        

       До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь – и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получали широкое распространение по всей стране, некоторые только в определенной местности.

Основой народного инструментального искусства является коллективность. Как справедли``во подчеркивает В. Келдыш: «произведения народного творчества не связываются с личностью какого-нибудь одного автора и считаются достоянием если не всего народа, то определенной социальной группы… или территориальной общности» [9].

      Большую роль играла инструментальная музыка на Руси в организации ратного строя, во время сражений. Использовались разнообразные духовые – наряду с трубами это сурны (деревянные трубки с отверстиями для пальцев), посвистели (поперечные малые флейты с резкими высокими звуками – согласно гипотезе современных ученых). Среди этих инструментов – различные ударные: бубны и накры (небольшие литавры в виде глиняных горшков с кожаной мембраной, по которым били двумя палочками), набаты (литавры очень больших размеров, иногда по ним одновременно ударяло до восьми набатчиков) и другие.

       Однако, несмотря на широкое распространение коллективного инструментального музицирования в древнерусском войске, основным носителями этого искусства испокон веков были скоморохи.

          Особенно пострадало домровое исполнительство: к концу 17 столетия домра полностью выходит из употребления; исчезают даже какие-либо упоминания об исполнителях на ней. И приблизительно в это время появляются первые свидетельства о бытовании в России балалайки.

      Таким образом, очевидно, что идеи В.В. Андреева возникли не на пустом месте. Они были обусловлены всей историей развития народного инструментального искусства России прошлых веков, и в частности ансамблевого. Непосредственно же – усилением интереса музыкальной общественности к народному музыкальному искусству. В осуществлении своей цели – «вернуть народу его песню во всей ее чистоте, без всяких ужасных изменений, которым она подверглась» (из письма Л.Н. Толстому от 3 марта 1896 года [1]), он шел в ногу с большинством передовых русских музыкантов конца 19 – начала 20 века.

        Не менее актуальной оказалась проблема Андреева, наиболее емко сформулированная им в работе «Великорусский оркестр и его значение для народа»: Заполнить народный досуг в самых широких размерах занятием музыкой, ввести в самую жизнь народа, в его обиход, один из благороднейших видов искусства» [1].

       Именно поэтому деятельность В.В. Андреева приобрела чрезвычайно большое общественное значение, стала важным фактором процесса демократизации всей русской музыкальной культуры.

1.2.  Инструментальный состав русского народного оркестра

   Оркестр русских народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие народные инструменты.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Состав оркестра русских народных инструментов:

1.  Трехструнные домры (пикколо, малые, альтовые, басовые).

2. Духовые: свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (русского происхождения)

3. Европейские – флейты, гобои.

4. Оркестровые гармоники – баяны. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.

5. Ударные инструменты:

   - русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.

   - европейские – литавры, колокольчики и другие.

   - гусли клавишные и звончатые.

   - балалайки (примы, секунды, альтовые, басовые, контрабасовые).

       Домра - струнный инструмент, получивший распространение в 16-17 веках преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с гнутым резонаторным отверстием в середине. Звук извлекается с помощью медиатра.

      Домры - преимущественно ансамблевые и оркестровые инструменты. Домрам часто поручается соло, а для домр малых пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малые, альтовые, басовые.

      Балалайка – сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году.

      Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

      В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующую функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, бас, контрабас.

      Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник.

      Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале 20-ого столетия П.Е.Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами. Известный гармонист-исполнитель Я.Ф.Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна.

     Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространенным, подлинно массовым музыкальным инструментом. В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. В оркестре русских народных инструментов используются помимо баянов несколько разновидностей гармоник: гармоника сопрано, альт, баритон и бас.

     Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф.

     Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.

     Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение.

      Во второй половине XIX – начале XX века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.      Рожки вводятся также в состав наиболее крупных оркестров русских народных инструментов.

      Жалейка – небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 – 150 мм.

      Существуют и парные жалейки. Они имеют две самостоятельные трубки с пищиками, но общий раструб.

     Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.

     Жалейка преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы.

     Свирель звучит нежно, негромко. Во время игры «клювы» берут в рот, а ствол держат несколько наклонно вниз. На свирели играют преимущественно соло и исполняют народные песни. Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII веку. Какова древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. В первые годы XX столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции изредка встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

    Волынка была распространена фактически по всему миру. Первые сведения о волынке в России относятся к XVI-XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках. Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов. Позже – у бродячих нищих музыкантов.

    У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

    Свистульки. Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины и фарфора. На Руси инструменты такого типа народ прозвал свистульками. Они имеют самую разнообразную форму и окраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.

     Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

    Ложки – самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Старинный предмет быта и он же – музыкальный инструмент.

    Трещотки представляют собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.

    Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

1.3.  Оркестр «Малахит»

       Современное народно – оркестровое исполнительство характеризуется большим разнообразием форм и направлений. Одним из важнейших направлений являются профессиональные оркестры русских народных инструментов, которых в России более девяноста. Одним из ярких представителей является государственный русский народный оркестр «Малахит».

     В Челябинске идея создания такого коллектива давно овладевала умами работников культуры области, музыкантов – народников. Хотели создать оркестр при филармонии. Но в это время, оркестр на кафедре народных инструментов Челябинского государственного института культуры взял талантливый музыкант с лучезарной улыбкой, с хорошим чувством юмора, с добрым сердцем и с огромной волей, фанатично преданный народному искусству – Виктор Григорьевич Лебедев. В оркестре вместе со студентами играли и преподаватели института.

      Днем рождения оркестра принято считать 18 ноября 1988 года. В этот день оркестр «Малахит» под руководством В.Г. Лебедева впервые выступил в новом, по сути, профессиональном качестве, представив слушателям свою первую программу в концерте, посвященном памяти В.В. Андреева.

     Оркестр быстро завоевал любовь своих земляков. Институт культуры предоставил помещение и инструменты для репетиционных занятий, музыкальное общество, при котором официально существовал оркестр, помогло приобрести концертные костюмы.

    Готовили программы с лауреатом всесоюзного и международного конкурсов Александром Гергаловым, народными артистами России Андреем Алексиком, Галиной Зайцевой. Состоялись авторские концерты челябинских композиторов: М. Смирнова, Е. Гудкова, В. Веккера.

     Концерт – презентация русского народного оркестра «Малахит» на столичном, а значит и на государственном уровне, состоялся 23 июня 1991 года в Москве на сцене Колонного зала Дома Союзов. В это же время оркестром были сделаны фондовые записи на Всесоюзном радио и выпущена пластинка на фирме «Саунд». С этого выступления деятельность «Малахита» получает широкое общественное признание. С ним устанавливают прочные творческие контакты выдающиеся исполнители: народные артисты СССР Мария Биешу, Александр Ведерников, Леонид Сметанников, народные артисты России Виктор Гридин, Людмила Рюмина; заслуженные артисты России Шаукат Амиров, Надежда Крыгина, Анна Литвиненко и многие другие.

      В качестве примеров можно привести два авторских концерта из произведений Евгения Дербенко и авторский концерт Виктора Гридина, в котором в качестве солиста – инструменталиста выступал сам В. Гридин, впервые прозвучали все произведения для баяна с оркестром этого талантливого композитора и исполнителя. В этом концерте так же принимали участие заслуженная артистка России Надежда Крыгина и ведущие музыканты – народники Челябинска.

     Огромная пропагандистская деятельность в области народно – исполнительского искусства Государственного русского оркестра «Малахит» в 1997 году была отмечена на самом высоком уровне: концертмейстеры оркестровых групп Петр Раковский (баян) и Татьяна Стадниченко (домра), были удостоены высокого звания «Заслуженный артист России», а художественному руководителю и главному дирижеру оркестра Виктору Лебедеву – присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

   Сам Виктор Лебедев считает, что 15 лет это солидный возраст для большого музыкального коллектива; главное назначение оркестра – приблизить российского слушателя к вершинам музыкальных творений [7]. В статье «Виктор Лебедев и акварели “Малахита”» главный дирижер поделился своей мечтой: «…о талантливых учениках, новых произведениях для “Малахита”, фестивалях и гастролях, о собственном “оркестровом доме”, хотя и очень благодарен нынешнему ректору академии культуры и искусств Владимиру Рушанину за создание самых комфортных условий “малахитовцам”» [7].

     Одним из самых значительных событий настоящего периода в истории коллектива несомненно является присвоение почетного звания «Народный артист России» художественному руководителю и главному дирижеру Государственного русского народного оркестра «Малахит» В.Г. Лебедеву (2005 г.).

    За семнадцать лет своей деятельности коллектив постоянно совершенствуется в профессиональном отношении, сохраняя и развивая традиции народно – оркестрового искусства, заложенного В.В Андреевым, поднимая на качественно новый уровень народно – инструментальную культуру, формируя музыкальные вкусы широкой слушательской аудитории.

Выводы по 2 главе

     В первом параграфе мы рассмотрели предпосылки образования русского оркестра. Рассмотрев множество определений, из различных источников, мы остановились на общепринятом: Оркестр русских народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

    Мы выяснили, что оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В нашем исследовании мы рассмотрели возникновение каждого русского музыкального инструмента, включающегося в состав оркестра русских народных инструментов.

    В втором параграфе мы изучили народные инструменты входящие в состав оркестра. Струнные инструменты являются основой русского народного оркестра. Имеются русские народные оркестры, состоящие только из одних струнных инструментов. Струнные инструменты входят во все составы русского народного оркестра, без них русского народного оркестра не существует.

    В третьем параграфе мы проследили историю развития оркестра «Малахит» г. Челябинска. Сегодня Государственный русский народный оркестр «Малахит» находится на подъеме, в великолепной творческой форме. Без преувеличения можно сказать, что «Малахит» - это гордость Челябинска, его визитная карточка в области культуры.

Заключение

    Выбранная нами тема исследования является достаточно актуальной.

    В проведенном нами исследовании были рассмотрены некоторые свойства восприятия, наиболее значимые для нашего исследования, такие как: предметность, целостность, структурность. Далее проанализировали о том, что слушательская культура является одним из видов музыкального восприятия.

      Особое внимание обратили на определение слушательской культуру. Выяснили эффективность развития слушательской культуры.

    В проведенном нами исследовании были приведены существующие понятия инструментов оркестра русских народных инструментов. Мы проследили историю возникновения оркестра русских народных инструментов, начиная с испокон веков и до нашего времени. Мы рассмотрели известный оркестр г. Челябинска, особое внимание мы уделили достижениям и творчеству Государственного Оркестра, созданным Виктором Григорьевичем Лебедевым.

    Успех оркестра определяется высоким исполнительским мастерством и артистичностью музыкантов.

    В дипломной работе мы планируем разработать и провести цикл бесед, связанных с оркестром народных инструментов.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна. – М.: Музыка, 2006. - 336 с

2. Андреев, В.В. Материалы и документы. / В.В. Андреев. – М.: Музыка, 1986 – 150с.

3. Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г.Белобородова. - М.: Педагогика, 1975. - 506 с.

4. Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г.Белобородова. - М.: Педагогика, 1975. - 506 с.

5. Бессонова, Т.И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Т.И. Бессонова. – Липецк, 2002. – 141с.

6. Будашкин, Н.П. Народные музыкальные инструменты. / Н.П. Будашкин. – М.: Знание, 1961. – 37с.

7. Воронюк, Ю.С. Музыка как средство воспитания ребёнка / Ю.С. Воронюк // URL: http://www.rae.ru/forum2012/195/295 (дата обращения: 25.10.2015)

8. Гуляев, Е.В. Оркестр имени В.В. Андреева. / Е.В. Гуляев, А.П. Коннов, Г.Н. Преображенский / под редакцией Е.В.Гуляева. – М.: Музыка, 1987 - 159с.

9. Дружинин, В.В. Психология человека: Учебник для гуманитарных вузов / В.В. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

10. Иванченко, Г.И. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.И.Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с

11. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. / М.И. Имханицкий. – М.: Музыка, 1987. – 190с.

12. Кадцын, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя / Л.М. Кадцын. – СПб: Академия, 1996. - 415с.

13. Келдыш, Ю.В. История русской музыки. / Ю.В. Келдыш. – М.: Музыка, 1959. – 190с.

14. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

15. Орджоникидзе, Г.А. Звуковая среда современности / Г.А. Орджоникидзе. – М. Музгииз, 1983. – 304с.

16. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – Москва: ГУИПП «Курск», 1993. – 383 с.

17. Попкова, Е. В. Слушание музыки в формировании музыкальной культуры учащихся / Е.В. Попкова //Музыкальное восприятие. – 2003. №6. С.20-25

18. Соколов, Ф.В. В.В.Андреев и его оркестр. / Ф.В.Соколов. – М.: Музгиз, 1962. – 109с.

19. Степанов, Н.И. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах / Н.И. Степанов. – Москва: Просвещение, 1989. - 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"

Курсовая работа на тему; "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"...

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Курсовая работа "Музыкальная грамотность как составная часть музыкальной культуры школьников"

Цель исследования- раскрыть роль и содержание музыкальной грамотности как части музыкальной культуры....

Курсовая работа "Салонная музыка как средство развития кругозора школьников"

Цель исследования - теоретически обосновать возможность влияния русской салонной музыки на развитие кругозора школьников....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, а также проанализировать приемы и методы, способствующие активному формированию творческих способностей у младших школьников....