Урок музыки. 2 класс. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

Данный урок разработан в технологии Способа диалектического обучения, был представлен слушатеоял краевых курсов повышения квалификации по программе "Теория и технология Способа диалектического обучения (ориентировочный курс) в апреле 2015 года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Радостева Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ Курагинская СОШ № 7

Педагогический стаж – 14 лет

Высшая квалификационная категория

Урок музыки ( в технологии СДО)

Тема: Звучит нестареющий Моцарт!

Класс: 2

Тип урока: урок выведения новых понятий.

Цели:

I. Образовательно-развивающая

  1. Усвоение (применение) нового понятия симфония.
  2.  Применение опорных понятий опера, симфонический оркестр, инструменты симфонического оркестра, балет, жанр, композитор.

1.3 Развитие познавательных учебных действий: подведение под понятие, выбор критериев для сравнения, сериации, классификации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Развитие регулятивных УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

II. Воспитательная

  1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное –единичное.
  2. Развитие чувства прекрасного через произведения В.А.Моцарта.

Заявка на оценку:

«5» - 17 б и более

«4» - 14 – 16 баллов

«3» - 10 – 13 баллов

Оборудование: презентация по теме урока, видео-фрагмент «Маленький Моцарт»; карточки с заданиями, портрет композитора.

План-конспект урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Время, балл

Деятельность обучающегося

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта

Подберите подходящее слово-ассоциацию к прослушанному фрагменту

Взволнованно

Энергично

Радостно

Мечтательно

Жалобно

Грустно

Торжественно

Легко

Празднично

Сказочно

Напевно

Спокойно

Поднимите руку, кто хочет провести урок с тем настроением, которое отметил?

Спланируйте, какую оценку вы хотите получить на уроке. Поставьте на полях.

 

Заявка на оценку

«5» - 17 б и более

«4» - 14 – 16 баллов

«3» - 10 – 13 баллов

2 мин.

Обучающиеся выбирают из предложенного списка ассоциацию,  и записывают цифру в тетради.

Выбор экспертов (карта активности по рядам)

Самооценка обучающихся

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

На доске понятия

И.С.Бах, В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Л.в.Бетховен

Обобщите слова до ближайшего родового понятия

Найдите и запишите лишнее слово.

Кто указал так же – поставьте себе 1 балл

- Что общего у оставшихся композиторов?

С творчеством какого композитора мы еще не знакомы?

Попробуйте сформулировать тему урока

4 мин

1 б.

1 балл

1 б.

Все фамилии – это композиторы

А) Индивидуальный труд

Лишним является П.И.Чайковский, так как это русский композитор, а остальные композиторы зарубежные.

Б) Самопроверка по образцу и самооценка

Они все являются европейскими композиторами, говорили на немецком языке.

Мы не знакомы с творчеством В.А.Моцарта.

Мы будем говорить о творчестве В.А.Моцарта.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Что мы должны сделать на уроке, чтобы узнать об этом композиторе?

Знакомство с биографией

Прослушивание фрагментов произведения

Проверка знаний

По 1 б. за каждое пред-

поло-

жение

Мы должны познакомиться с его биографией и творчеством.

Мы должны прослушать его произведения (некоторые)

Проверить в конце урока, как усвоили материал

4. Работа по предложенному плану

Сейчас я расскажу вам об этом композиторе, а вы постарайтесь запомнить как называли Моцарта родители, игрой на каких музыкальных инструментах он владел. 

Композитору при рождении дали  очень длинное имя - Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт, но домашние называли его Амадей.

Амадей Моцарт родился в Австрии в небольшом городе Зальцбург в семье композитора и скрипача Леопольда Моцарта. С ранних лет мальчик проявлял уникальные музыкальные способности: в 3 года он уже садился за клавесин и учился подбирать мелодии, а в 5 лет написал свое первое музыкальное произведение. Моцарт прекрасно играл на скрипке.

У Амадея была старшая сестра Наннерль, которая тоже обладала музыкальным талантом. Вместе с сестрой и отцом Амадей объехал всю Европу, давая уникальные концерты.

Моцарт играл с закрытыми глазами, повторял по памяти только что услышанный музыкальный фрагмент, создавал вариации, т.е. новые варианты известных произведений.

Фронтальная работа

- Как его звали все домашние?

- На каких инструментах умел играть В.А.Моцарт?

- Как вы думаете, на какой инструмент похож клавесин?

(видео-демонстрация игры на клавесине)

После, будучи уже взрослым композитором он написал произведение, которое назвал «Симфония № 40»

Что такое симфония?

Какой оркестр будет исполнять симфонию?

Задание: рассмотри названия музыкальных инструментов, выдели в каждом ряду лишнее понятие.

  1. Скрипка, альт, труба
  2. Туба, гобой, виолончель
  3. Рояль, скрипка, труба
  4. Деревянные духовые инструменты, струнные инструменты, медные духовые инструменты
  5. Тарелки, литавры, тромбон
  6. Флейта, фагот, валторна

Что общего у этих понятий?

Прослушивание фрагмента «Симфонии № 40»

Дайте характеристику прослушанному фрагменту.

Какая это мелодия? Подберите слова-ассоциации

Что интересного вы заметили? Почему получились разные ответы?

Кто сможет дополнить понятие симфония?

Прослушаем еще раз и попробуем эти настроения уловить.

Определим вместе, какие понятия больше подходят к характеристике этого произведения?

Сколько понятий мы должны выбрать? (мы должны выбрать 2 понятия)

Какими они должны быть? (они должны быть противоположными)

Кто отметил одну из характеристик,  ставит 1 балл, кто 2 – 2 балла

За каж-дый вари-ант ответа 1 б.

2 балла

1 б.

12 баллов

2 б.

2 балла

В.А.Моцарта в детстве называли просто – Амадей.

В.А.Моцарт умел играть на клавесине и скрипке

Симфония – это музыкальное произведение для оркестра

Симфонию будет исполнять симфонический оркестр

А) Индивидуальный труд

Б) Простая кооперация: обсудить в группах (по 4 человека), каждой группе – по строке.

В) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок.

1) Лишнее понятие – труба, потому что это духовой инструмента, а скрипка и альт – струнные инструменты.

2) Лишнее понятие – виолончель, потому что это струнный инструмент, а гобой и туба – духовые инструменты.

3) Лишнее понятие – это рояль, потому что скрипка и труба являются обязательными инструментами симфонического оркестра, а рояль – необязательным.

4) Лишним понятием являются струнные инструменты, потому что оставшиеся можно объединить в группу духовых инструментов.

5) Лишним понятием является тромбон, потому что это духовой инструмент, а тарелки и литавры – ударными инструментами

6) Лишним является понятие валторна, потому что это медный духовой инструмент, а флейта и фагот – деревянными духовыми инструментами.

Все эти понятия – инструменты симфонического оркестра

А) Индивидуальный труд

Эта музыкальная композиция по характеру – легкая, торжественная, напевная.

Музыка постоянно меняется: то она легкая и спокойная, то энергичная и торжественная.

Симфония – это музыкальное произведение для оркестра, в котором чередуются противоположные настроения.

«Симфония № 40» - звучит взволнованно и легко; энергично и спокойно.

Б) Самопроверка и самооценка выполнения задания

5. Физминутка

Немного отдохнем.

В.А.Моцарт не только прекрасно играл на музыкальных инструментах, но и пел.

Попоем и мы.

Вокальная распевка

(и), (о), (ду), (тит), (ни)

Послушайте фрагмент колыбельной, которую написал В.А.Моцарт, я уверена, что она вам знакома.

Попробуйте прочувствовать эту мелодию.

Задание: пропеть мелодию

Пропевание со словами

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Обучающиеся пропевают заданные элементы.

Интонирование

Пропевание мелодии

Пропевание песни  

6. Продолжение работы по предложенному плану

Чтобы мы с вами на самом деле не уснули, прослушаем следующее произведение В.А.Моцарта.

 Прослушивание фрагмента оперы «Свадьба Фигаро»

Что вы сейчас прослушали? Назовите музыкальный жанр

Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

Понятие

Характеристика

Опера

Музыкальное произведение для оркестра

Балет

Жанр, в котором соединяется речь и музыка

Симфония

Жанр, в котором соединяется музыка и танец

Рассмотрим структуру понятия на примере понятия опера.

Опера – жанр, в котором соединяется речь и музыка.

Жанр – родовой признак – он объединяет, а соединение музыки и речи – это видовой признаков, который отличает оперу от других жанров.

Аналогично выделите родовой и видовой признаки в понятии симфония и балет.

Произведение, которое вы сейчас прослушали  называется «Свадьба Фигаро». Фигаро – это хитрый слуга.

Повторное прослушивание.

Какие слова –характеристики подходят к данному произведению – запишите.

3 балла

2 балла

Мы прослушали оперу

А) Индивидуальный труд

Понятие

Характеристика

Опера

Музыкальное произведение для оркестра

Балет

Жанр, в котором соединяется речь и музыка

Симфония

Жанр, в котором соединяется музыка и танец

Б) Фронтальная проверка

В) Самопроверка и самооценка выполнения задания

А) Индивидуальный труд

Б) Самопроверка и самооценка выполнения задания

К данному произведению подходят характеристики – энергично, радостно.

7. Рефлексия деятельности

А) Домашнее задание

Дома нарисуйте любой инструменты симфонического оркестра

6. Рефлексия учебной деятельности

Б) Итог урока

Подведем итог урока

Я буду включать музыкальную композицию, а вы вспомните её название

1.

2

3.

4. Рондо в турецком стиле

С этим жанром музыкального произведения мы познакомимся на следующем уроке

Какую характеристику музыке Моцарта вы бы дали?

Поднимите руки, у кого оценка совпала в начале урока и в конце?

У кого оценка в конце урока выше? Ниже?

Выслушиваем экспертов.

Кто был самым активным на ряду?

У кого урок прошел в том настроении, как было задумано в начале урока? Назовите это тайное слово.

По 1 б. за ответ

1 б. за ответ

2 б. эксперту

Фронтальная работа

  1. Соната № 40»
  2. Колыбельная
  3. Опера «Свадьба Фигаро»
  4. Мы её не знаем

Музыка В.А.Моцарта  очень разная:  веселая и грустная, и быстрая и медленная, именно поэтому Моцарт интересен для слушателей даже сейчас, он не стареет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами....

Самоанализ урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Самоанализ урока: тип, цель, образовательная задача, задачи УУД,структура урока.......

Урок по музыке для второго класса. Тема:"Звучит нестареющий Моцарт!"

Урок по музыке во классе во втором по учебнику Критской, Сергеевой, Шмагиной.  Тема урока "Звучит нестареющий Моцарт"...

Методическая разработка урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт!»

Цель урока - Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости....

Тема: "Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40" (2 класс)

Конспект по музыке. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40" (2 класс)...