Интересные факты О В.А. Моцарте
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

Тихомирова Марина Юрьевна

Выводы о обобщения о жизни и влиянии музыки В.А.Моцарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motsart.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:

«Жизнь и творчество В. А.Моцарта. Его великое наследие »

Реферат подготовила:

Тихомирова Марина Юрьевна

Должность:

Педагог дополнительного образования

Место работы:

ГБОУ «Александринская гимназия» №628

Красногвардейского района

2 ноября 2017г. Санкт-Петербург

Российская Федерация

Содержание

Введение                                                                                                                                         2

Основная часть                                                                                                                               3

Заключение                                                                                                                                   12

Литература                                                                                                                                    13

Введение

        «Чудо – ребенок». » Бог музыки» –  Гений.  Амадей… В.А.Моцарт

Жизнь и творчество "бога музыки!" по-прежнему остается в центре внимания его исследователей, музыкантов и почитателей его таланта. По-прежнему во многих театрах мира ина его родине в Зальцбурге, Вене, концертных залах, лекториях звучит музыка великого мастера, читают лекции о жизни и творчестве величайшего композитора всех времен. И это объясняется не только тем, что его музыка до сих пор является вечно живой и современной. Необычное внимание к биографии Моцарта связано также и с тем, что для исследователей глубокой тайной остаются некоторые события, относящиеся к последним месяцам его жизни...

        Тогда в 1791 году, ему шел всего тридцать шестой год. Какой удивительной музыки и как фантастически много он успел написать за столь малое время. Им создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, ….

     

Детство

         В пять лет Вольфганг сочинил свой первый менуэт, в восемь он был уже европейски знаменитым чудо ребенком, а в двенадцать лет познал первую горечь людской недоброжелательности, закрывшей путь на сцену первой его опере.

Его феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии.

        На музыкальное развитие оказал влияние его отец – Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет  Вольфганг  играл на клавесине, с 5--6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист - виртуоз, маленький Вольфганг Амадей   выступал также как скрипач, певец, органист и дирижёр, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. С 6 лет с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет  Вольфганг выступил как театральный композитор (1-я ч. сценической оратории “Долг первой заповеди”, школьная опера “Аполлон и Гиацинт”). Год спустя создал немецкий зингшпиль “Бастьен и Бастьенна” и итальянскую оперу-буффа “Притворная пастушка”.

        В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Моцарт  некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы “Митридат, царь Понтийский”. В следующем году там же была исполнена серенада М. “Асканий в Альбе”, через год опера “Луций Сулла”. Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению М. с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам М. был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы “Мнимая садовница”, постановка в Мюнхене, “Сон Сципиона” и “Царь-пастух” -- обе в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестровых сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество.

        С 1769 Моцарт  числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После скитаний в 1777-79 г.  В.Моцарт был вынужден вернуться в родной город и занять должность придворного органиста.

         Написанная им в 1780 для Мюнхена опера “Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант” свидетельствовала о художественной зрелости гениального мастера. Тем тягостнее было для него пребывание в Зальцбурге. В 1781 М. окончательно порвал с архиепископом.

Свободный художник – период после 1781года…

        Среди великих музыкантов прошлого Моцарт . был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у владетельного вельможи. Вольфганг не хотел принести в жертву господствовавшим вкусам свои идеалы, мужественно отстаивал творческую свободу и личную независимость.

     В. Моцарт обосновался в Вене. У него появилась семья (из шести детей только два сына пережили отца;  младший стал музыкантом,  Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию В. Моцарт добывал эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликовано посмертно), уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также “академиями” (концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После зингшпиля “Похищение из сераля” (1782), явившегося важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай писать для театра. В 1786 в императорском дворце Шёнбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия “Директор театра”. При содействии придворного поэта-либреттиста Лоренцо Да Понте в том же году удалось осуществить постановку в Вене оперы “Свадьба Фигаро” (1786), но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в 1789); тем более радостен был для композитора шумный успех “Свадьбы Фигаро” в Праге (1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарта  “Наказанный распутник, или Дон Жуан” (1787); в Вене же (постановка 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью раскрылись новые идейные и художественные устремления композитора.

       В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество. Должность “императорского и королевского камерного музыканта”, предоставленная Моцартом  императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала деятельность Вольфганга.

       Обязанности композитора  ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни -- “Все они таковы, или Школа влюблённых” (1790). Вольфганг намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790) положение Моцарта  не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королём, была представлена опера Моцарта “Милосердие Тита”, встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь) увидела свет “Волшебная флейта”. Поставленная на подмостках пригородного театра, эта опера Моцарта  нашла настоящее признание у демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной мере оценить силу дарования  композитора , были его старший современник И. Гайдн и младший  -  Л. Бетховен. В консервативных кругах его новаторские произведения осуждались.

         С 1787 прекратились “академии” Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них (по-видимому, g-moll) прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери.

        Весной 1791 Моцарта  зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять освободившееся место после смерти капельмейстера (последний пережил Моцарта.). Лишения, пренебрежение к его творчеству, трудности в получении заказов и сносной должности  - всё это отравляло жизнь композитора, рождало мрачные предчувствия.

           За полмесяца до смерти Моцарт, слёг (диагноз  - ревматически-воспалительная лихорадка).               Реквием, заказанный ему анонимно графом Ф. Вальзегг-Штуппах (решившим выдать купленное произведение за своё собственное), остался незавершённым (недостающие номера написал ученик М. -- Ф. К. Зюсмайр; начавшаяся в 1825 дискуссия о мере участия Зюсмайра в завершении реквиема не закончилась и поныне).

        В.А.Моцарт  умер, не достигнув 36 лет. Согласно тогдашнему распорядку рядовых похорон, он был погребён в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).

    Остались легенды…Одна из них – об отравлении его А.Сальери. Эта история послужила основой для написания «маленьких трагедий» А.С.Пушкина.

     Другая версия  - об отравлении Моцарта масонами – получила распространение в

немецкой националистической литературе. Источником некоторых неправдоподобных анекдотов из жизни Моцарта. явились сообщения его вдовы, послужившие материалом для первых биографий композитора

Каковы же жанры творчества композитора? Какие особенности его музыки?

1.  Многовековое обобщение  опыта  композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских.

2. Как музыкальный драматург Моцарт  преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого реалистического стиля.

3. Творческому методу Моцарта присущи:

- правдивость и многосторонность в изображении характеров;

- раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного, контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией, реальности с фантастикой.

4. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия “Свадьба Фигаро” и опера-драма “Дон Жуан”, на основе австро-немецкого зингшпиля -национальная опера-сказка “Волшебная флейта”, включившая и другие сценические и музыкальные жанры -- от священного представления до феерии, от форм итальянской оперы до хорала и фуги.

5. В отличие от Г.В. Глюка, резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт  шёл путём внутреннего обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе музыки и драмы.

6. В.А. Моцарт,  оставляя главенство за музыкой, будучи одновременно требовательным к драматическому содержанию и качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и драматургии, при неизменном преобладании вокального начала, определяет многие стороны музыкального театра Моцарт.

7. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся Моцартом  в музыкально цельных и драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и драматических сторон, гармония общего звучания при характерности отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную определённость каждого персонажа. Лирические, комические, драматические, арии в операх Моцарта -  звуковые портреты героев.

8. В.А. Моцарт  утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом.

 Всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле.

Наследие гения

        Камерная музыка:

         Камерные инструментальные ансамбли Моцарта, близки по складу к его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях, использованы элементы полифонии; типичны хроматически обострённые мелодические линии (струнный квинтет g-moll), смелые диссонирующие созвучия (струнный квартет C-dur). В ранних ансамблях клавир доминирует над скрипкой (в сонатах), над скрипкой и виолончелью (в трио). Струнные и клавир равноправны в более поздних сочинениях. Из 35 сонат для фортепиано и скрипки (сюда не входят 6 т. н. романтических сонат, принадлежность которых Моцартом, опровергнута);

         16 были созданы в период ранних концертных поездок (Париж, Лондон и Гаага). Самые совершенные сонаты относятся к венскому периоду (B-dur, 1784; A-dur, 1788). В струнных квартетах старый тип, близкий к трио-сонатам (Италия, 1770--73), сменился гайдновским, представленным законченно в 6 квартетах, посвященных “отцу, наставнику и другу” И. Гайдну (по признанию композитора “плод долгого и упорного труда”), и 3 “Прусских” квартетах (1789--90). Если в камерной музыке Гайдна центральное место занимают струнные квартеты, то у Моцарта . наряду с квартетами (количественно они преобладают) на передний план по художественному значению выдвинулись струнные квинтеты (самые законченные образцы -- C-dur и g-moll, 1787). Среди духовых и смешанных ансамблей выделяются квинтет для фортепиано и духовых (1784) и квинтет для кларнета и струнных (1789).

Немало место в наследии композитора занимает и клавирная музыка:

         Клавирная музыка композитора . отразила два важных исторических процесса: переход от клавесина и клавикорда к фортепиано (уже в довольно ранние годы Моцарта ) и стабилизацию классического сонатного цикла (трёхчастного) в сонате и концерте. Фортепианный стиль М. непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная, отчётливая, певучая, идущая от сердца игра М. составила эпоху в истории пианизма.

        Моцарт -  основоположник классической формы концерта. Концерты Моцарта  приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровизационность и строго логическое начало,  соревнование и взаимоисполнение сольной партии и оркестрового ансамбля.

       11-летним мальчиком Вольфганг обработал в виде 4 концертов части из сонат других композиторов, в возрасте 17--21 написал первые 4 оригинальных концерта для фортепиано с оркестром; большинство (17) фортепианных концертов возникло позднее, в Вене. Музыка их отмечена праздничным блеском (концерты D-dur и A-dur), порой драматизмом и патетикой (концерты c-moll и d-moll). Венским фортепианным концертам предшествовали 5 концертов для скрипки с оркестром, написанные 19-летним Моцартом, возможно, для собственных выступлений, и двойной фортепианный концерт, сочинённый для себя и сестры (1779).

        По просьбе друзей-музыкантов или по заказу именитых дилетантов Моцарт  создал ряд сольных концертов для духовых инструментов, несколько двойных концертов и тройной фортепианный концерт, а также эффектную, в “мангеймском стиле”, “Концертную симфонию” с 4 солирующими духовыми инструментами. Для своих выступлений, а частично для учениц Моцарт  писал фортепианные сонаты, рондо, фантазии, вариации. Хотя по значительности содержания и новизне стиля сонаты уступают концертам, квинтетам, симфониям М., всё же наиболее зрелые из них, такие, как с-moll (1784), А-dur (1778) и D- dur (1789), вместе аналогичными произведениями для фортепиано и скрипки образуют вершину сонатного творчества 18 в.

    Музыка храмов Моцарта - мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты и т. п., а также церковные сонаты  - написана в Зальцбурге. За последние 12 лет жизни М. создал только одно законченное церковное произведение : мотет “Ave, verum corpus” (июнь 1791, курорт Баден, близ Вены). В Вене он трудился над мессой и реквиемом. Обе крупные композиции остались незавершёнными.

        Работа над реквиемом относится к последнему году жизни Моцарта  Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра -- одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений композитора.  Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.

Моцартовская импровизация.

         Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатнoго типа принадлежат  фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы М. для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано принадлежат к ранним образцам фортепианного дуэта.

        Музыка Моцарта  для оркестра или ансамбля -- циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, “немецкие”, лендлеры), марши. В ней особенно ощутимы связи с фольклором. Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили для композитора своего рода экспериментальной лабораторией.              Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы  -  смешанные, духовые, струнные). Одно из популярнейших произведений композитора  в этом жанре  - “Маленькая ночная серенада” (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы, образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки -  от сонаты и концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций.  Уличные кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто заключались маршем, который музыканты играли на ходу.    

         Склонность к юмору блистательно проявилась в “Музыкальной потехе” (“Ein musikalischer SpaВ”) для струнного квартета и 2-х валторн (пародия на симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое место занимает “Масонская траурная музыка” (1785). Большинство сольных песен, а также вокальных ансамблей и шуточных канонов М. создал для близкого окружения. Многочисленные арии и вокальные ансамбли с оркестром (частично в качестве вставных номеров к операм других авторов, почти все на итальянском языке) писались композитором по заказу артистов. Жанр немецкой песни для голоса с фортепиано в Австрии только нарождался, и М. был в числе первых, кто создал её классические образцы. Среди сохранившихся 30 песен М. -- “Фиалка” на сл. И. В. Гёте (1785), “Старушка”, “Вечернее настроение”, “Тоска по весне” и другие. Популярная “Колыбельная” (“Спи, мой младенец, усни”) принадлежит не М. (её автор -- Б. Флис). Для масонов М. создал несколько кантат и песен. Как и “Волшебная флейта”, эти произведения проникнуты гуманистическими идеями. “Маленькая масонская кантата” (ноябрь 1791) -- последнее законченное произведение Моцарта.

 Техника созидания

         Созидательный процесс протекал у композитора непринуждённо и стремительно. В.Моцарт нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов, композиции.

         С мифом о Моцарте  -  беспечном, наивном художнике, гении,  творящем без усилия и раздумья, жреце “чистого” искусства -- связан особый, эстетский тип творчества,

которому без оснований присвоено наименование “моцартианство”.

         Творчество В.А.Моцарта изображали в музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, “аполлоническое”, или жеманно-изящное (“рококо”), или, наоборот, романтическое и “демоническое”.        

        Современное музыковедение утверждает Моцарта  как одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.

В чем же заключается эффект Моцарта?

        Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием “Музыка, повышающая Ваш интеллект”) сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки, опубликованную в журнале “Билборд”.

          Среди людей, отупевших от  рок - и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным – это очень престижно, например в США).

        Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием “Эффект Моцарта”)  - такие бестселлеры мирового масштаба, как “Музыка и чудеса”.

        “Эффект Моцарта для детей” и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. /Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру./
        “Эффект Моцарта” – так Д. Кемпбелл,  в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека.  В узком же смысле термин “эффект Моцарта” относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.

         Примечание. Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится "эффект Моцарта" (точнее – как долго энцефалограф может “улавливать” воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.
Интересные факты об удивительных свойствах музыки Моцарта
  Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие,          

         Ученые США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень. Сразу после предания широкой огласке результатов этих научных исследований СD-диски с его музыкальными творениями стали лидерами продаж во многих странах.
Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. /Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц./

Заключение

          Моцарт проявил новаторство во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве. Его произведения поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта – само Совершенство!..

        Музыка Моцарта нашла свое применение в современном мире. Например, главным композитором для детского развития считается Моцарт, произведения которого, согласно исследованиям, активизируют практически все участки коры головного мозга. Звуки высокой частоты, чередующиеся в ритме тихо-громко, который наиболее присущ характеру движения биотоков в человеческом мозге, стимулируют процессы мышления и укрепляют память. По мнению врачей, прослушивание Моцарта во время родов и в послеродовом периоде позволяет снизить риски развития осложнений у роженицы и ребенка, а также способствует более быстрой адаптации недоношенных младенцев к окружающему миру.

А факт применения арт-терапии в государственных медицинских учреждениях подтверждает состоятельность методики. Так, в «культурной столице Европы-2011» финском городе Турку врачи больниц вместе с рецептами выдают пациентам билет на выставку или спектакль. Психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все потеряно.

        «Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки»

Борис Асафьев.

Литература:

 1. Акопян Л.А. Моцарт. Путеводитель. — М., Классика XXI, 2006

2. Акопян Л. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М., Практика, 2010

3.Теплов Б.М «Психология музыкальных способностей» М. – Л., – 2010г, 354с.

4..Торопова А.В. «Музыкальная психология и психология музыкального образования». Учебное пособие. М.: Учебно–методический центр «ГРАФ–ПРЕСС», 2010г, 267с.

5. Штейнпресс Б. С. Последние страницы биографии Моцарта // Штейнпресс Б. С. Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 41—89.

6. ШитиковаА. – Вольфганг Амадей Моцарт,         Легенды музыки . Издательство:        Эксмо

     2015г. 96 с.

7. hpp://psych.ru/ [электронный ресурс] // статья по организации детского досуга младших школьников в общеобразовательных заведениях  – (дата обращения  – 26.01.2016г.)

8. hpp: bibliotekar.ru./ [электронный ресурс]//  статья - музыкальные особенности хорового пения детей младшего школьного возраста Библиофонд. Библиотека национальной и студенческой информации/режим доступа:  –  (дата обращения 04.04.2016г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты из жизни животных.

Окружающий мир. Питание животных....

Презентация "Интересные факты про птиц"

Материал можно использовать на уроке окружаущего мира и на уроке трудовог обучения по теме "Птичка-невеличка"(конструирование)...

Интересные факты о воде.

Интересные факты, загадки, словарик терминов о воде и водоемах....

презентация "интересные факты о воде"

используется на уроках окружающего мира...

В мире интересных фактов

Краткие тексты для обучения младших школьников связному высказыванию...

Изучать сказки- это интересно! Интересные факты про сказки

1.Многие русские слова имеющие в составе букву «Ф» позаимствованы из других языков. Александр Сергеевич Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно ...