«Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»
план-конспект занятия по музыке (3 класс) на тему

Кравченко Диана Александровна

Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

Цель урока:  способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

1.     Образовательные: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

 

 Развивающие: развивать  мышление, воображение, речь, кругозор на примере  оперы М.И.Глинки.

Планируемый результат:

1.     Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

2.     Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

3.     Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera.docx31.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»»

Цель урока:  способствовать формированию музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры; содействовать формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

  1. Образовательные: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

 Развивающие: развивать  мышление, воображение, речь, кругозор на примере  оперы М.И.Глинки.

Планируемый результат:

  1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
  2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
  3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

Оборудование: Презентация, Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»; Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься»

Этапы урока

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Приветствие. Дети садятся за парты.

  1. Актуализация знаний

Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре?

- А в оперном театре?

- Почему его так назвали?

- Что такое опера?

Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде)

Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

 Отвечают

Рассаживаются поудобнее

  1. Новые знания

  1. СЛУШАНИЕ

ария Сусанина

  1. СЛУШАНИЕ заключительный хор  «Славься»

  1. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА заключительный хор  «Славься»

- Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»)

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

- Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

- Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

(1. опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

В опере объединяютсяразличныехудожественные средства:
сольное,ансамблевое и хоровое пение,
симфонический оркестр, костюмы, декорации.

 Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде, записываем в тетради)

Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра.(записываем в тетради) Увертюра   основана на музыкальных  темах оперы и воплощает ее главную идею.

.

Как вы думаете опера появилась давно или недавно?Опера в России появилась в XVIII столетии.

- Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите?

- Знаком ли он вам?

ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857)

– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. Давайте все вместе повторим ФИО композитора.

М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ  оперу.

- Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

- крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги-он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу.

- Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем

- Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.

-Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века(это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию.

- Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками.

- А кто знает, что такое ария? (на слайде, записываем слово в тетради) Ария- номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания.

- Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.

Вспомним правила слушания.

- Звучит видеофрагмент.

ПОНРАВИЛОСЬ???

Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?

Как звучит музыка?

- Вот такая интересная история про храбрость русских людей.

- Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

Люди должны знать героев и быть героями.

-А теперь встанем и немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА

Отдохнули?

 А теперь послушаем заключительный хор оперы   «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ(ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ-ЭПИЛОГ)  

ИГРА В ДИРИЖЕРОВ

-Ребята, представьте, что вы дирижеры оркестра, постарайтесь пластичными движениями рук передать свои музыкальные эмоции.

- Итак, как звучала музыка, какой характер? (грустно, весело…)

- Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

- Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

- Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

- Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

- Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.

- Сейчас мы с вами попробуем спеть этот хор

РАЗУЧИВАНИЕ СЛОВ

Проговариваю  в ритме песни с настроением.

ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ(проговариваю я), ПОТОМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, проверяю, как дружно вместе говорят, если плохо- повторяю ещё раз.

Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься, из рода в род,
Славься, великий наш русский народ.
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадно могучей рукой.

Слава, слава, героям-бойцам,
Родины нашей отважным сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ.

- Как мы должны ее спеть, с каким настроением?

предполагают

отвечают

Слушают внимательно

  1. Итог. Рефлексия

- А сейчас подведем итог нашего урока.

- С каким композитором познакомились?

- Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили?

- Что такое Либретто, УВЕРТЮРА, Ария?

-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

- Я запомнил это произведение, потому что…

- На этом наш урок закончен

ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ

  1. Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации  к хору «СЛАВЬСЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глинка. "Иван Сусанин"

Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....

Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"

Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...

Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"

На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Открытый урок по музыке на тему: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»Цель урока: познакомить учащихся собразом защитника отечества через музыкально – драматический жанр оперы. Зада...

Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»

Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...