Статья "Освоение элементарной нотной грамоты в хоровом кружке с детьми младшего школьного возраста"
статья по музыке (1 класс)

Шелундова Светлана Геннадьевна

Статья из научного издания "Музыка и образование в современном мире" - сборник научных статей международного симпозиума, вышедший в издательстве ПГУ (Пензенского государственного университета) в апреле 2017 года. Статья опубликована в соавторстве с моим курирующим педагогом, кандидатом педагогических наук, доцентом Шипилкиной Т. А., страницы 165-168 сборника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ НОТНОЙ ГРАМОТЫ В ХОРОВОМ КРУЖКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. А. Шипилкина, С. Г. Шелундова

Пензенский государственный университет,
г. Пенза, Россия,
e-mail:
kaf_muz@mail.ru, kowka-mypka@mail.ru

        Работа в детском хоровом кружке направлена на обучение детей слаженному хоровому пению. Такая слаженность в музыке именуется ансамблевым звучанием. Само понятие ансамбля в хоре многогранно, так как включает в себя несколько видов ансамблей: интонационный, дикционный, ритмический, динамический, агогический, тембровый. Проработка частных ансамблей даёт красивое слаженное звучание хора, при котором возможна передача слушателям идеи музыкального произведения, заложенной в него автором. Все эти задачи поможет решить знание элементарной музыкальной грамоты, так как оно даёт осознанное понимание детьми самих музыкальных процессов в целом, и в данном музыкальном произведении, в частности. Кроме того, умение петь по нотам развивает разного вида музыкальный слух ребёнка (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), мышечные ощущения ротовой полости, зрительное и слуховое восприятие, процессы памяти через фиксацию хорового произведения (детской песни) различного вида нотными символами.

        В настоящее время накоплен значительный опыт по освоению школьниками нотной грамоты. Анализ педагогического опыта позволил нам сделать вывод о том, что практикующие педагоги не придерживаются какой-либо определённой системы развития музыкальной грамотности у детей, а произвольно преподносят материал по своему усмотрению. Ноты, составляющие гамму натурального до-мажора, в большинстве случаев даются сразу, скопом. Это же подтверждают детские стихи о нотах, детские песенки о нотах.

        Этот вопрос, на наш взгляд, требует постепенного раскрытия и освоения детьми. А вот понятие интервала и практическая работа с ним должна идти параллельно с освоением каждой нотки, в отличие от программы музыкальной школы, где сначала учат ноты, а потом приступают к интервальному знакомству. И в отличие от методики Н. А. Ветлугиной, нацеленной на развитие слуха, где познание интервалов начинается с самых широких – октава, септима, постепенно переходя к секунде и приме, нужно начинать с примы и терции, заполнять промежуток, затем увеличивать интервал в процессе знакомства с новой нотой и попутно разбирая наполнение каждого интервала. Это связано по приоритету с развитием голосового аппарата и нагрузкой на него.

        Педагоги-музыканты, работающие в образовательных учреждениях разного типа, чувствуют и понимают, что музыкальная азбука, как и языковая, должна вводиться на ранних этапах детского познания. Тогда она станет общедоступной, родной и понятной. Затем эти знания и умения хорошо бы закрепить, расширить и углубить, как это делается с русским языком в начальных классах. И вот он уже сформирован грамотный школьный хор! Однако, этого не происходит, так как в стране нет общей системы музыкального образования, нет преемственности между дошкольным и школьным музыкальным образованием, как например, у болгарской системы «Столбица».

        В своё время (вторая половина прошлого столетия) Георгий Струве делал попытки создания преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в области хорового исполнительства (ведь каждый класс общеобразовательной школы и каждая группа детского сада – это хоровой коллектив в более ли менее зачаточном состоянии по отношению к певческой деятельности). Он разработал методику хорового сольфеджио для дошкольников и младших школьников, куда включил элементы «Столбицы», ручных знаков Дж. Кервина, показ высоты звука правой рукой на пяти пальцах левой (трансформация «Гвидоновой руки») для перенесения впоследствии этого действия зрительно на пяти линейный нотный стан. Но упражнения для голоса (как и знакомство с нотами) начинается не с примарной зоны, а со звука, с ноты «до», первый интервал – секунда большая и малая (для начальной школы), развивается интонирование с хроматизма, что не может быть естественным при начальном обучении.

        Начиная с примарной зоны, используя концентрический метод М. И. Глинки, при разучивании вокально-хоровых произведений в хоровом кружке общеобразовательной школы мы, например, знакомим учащихся с нотами, доступными диапазону детского голоса, данного возраста параллельно с интервалами, с помощью чего создаётся возможности включения в двухголосного пения с самых первый занятий. Знакомство с нотами мы начинаем со звука «соль», а затем к нему присоединяется звук «ми». Но так как систему относительной сольмизации в предложенной нами программе мы не рассматриваем, то эти начальные звуки сохраняют своё исходное название и сразу фиксируются в графическом написании. Такое начало оправдано примарной зоной интонирования, как уже было отмечено выше, нисходящим движением для постепенного развития голосового аппарата, терционным соотношением, удобным для введения элементов двухголосия, а опора на наглядность нотной записи будет способствовать более точному интонированию. При условии, если нота выступает материальным носителем ступени лада, нотация как форма наглядного отображения ладовых тоновых отношений становится зрительной опорой для развития ладового чувства.

        Освоению элементарной нотной грамоты помогают также иллюстрации с доступными для данного возраста образами-картинками.

        Следуя опыту профессора Л. Даниеля (Чехия) по обучению чтению нот путём пения «опорных песен», начинающихся с определённой ступени звукоряда, мы предлагаем знакомство с каждой новой нотой начинать с песенки-образа. Количество песен – семь, по числу ступеней. Каждая песня имеет своё название и свой зрительный образ из детского мировосприятия для привязки к конкретной ноте. Такой метод позволяет научить детей петь песни с листа.

        В процессе исследовательской работы нами были сделаны некоторые предварительные выводы. Музыкальная грамота, как и любая другая, требует постоянной практики применения. Желательно вводить её, как любую другую, как можно раньше в образовательную программу. И учить её не наскоками, не вспрыскиваниями в концентрате, а последовательно, как и грамоту букв, с ассоциациями из обихода, как таблицу умножения с заучиваниями, с постоянными упражнениями, чтобы она стала ещё одним языком практики, востребованным и постоянно применяемым в жизни, доступным для всех.

        Элементы музыкальной грамоты могут быть востребованы на других занятиях в общеобразовательной школе как интегративное включение в образовательный процесс. Так построение интервалов сродни начальной арифметике, составление слов из слогов близко метрическому делению мелодии по тактам, фазировка, как в художественном слове, так и музыкальном произведении, основывается на дыхании и логической вершине – акценту. Построение аккордов можно соотнести с решением математических задач, где присутствуют 1 или 2 неизвестных, физика имеет волновой раздел, где звуковая волна измеряется в Герцах, а информатика на данный момент знакомит с программами, умеющими фиксировать нотные знаки, обрабатывать и записывать музыку для последующего её воспроизведения. Получается, что практические занятия по музыкальной грамоте – это огромный пласт образовательной деятельности, не включённый в стандарты общего образования, притом, что освоение нотной грамоты и выработка навыка пения по нотам является эффективным средством развития музыкального слуха и воспитания певческой культуры, способствует повышению уровня музыкальности и эстетической культуры в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...


 

Комментарии

Канаева Светлана Васильевна

Полезная статья. Умение петь по нотам развивает разного вида музыкальный слух ребёнка, имелось ввиду тембровый?

Шелундова Светлана Геннадьевна

Спасибо за отзыв. Скорее звуковысотный и ритмический!