Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка?"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Комарова Наталья Сергеевна

Урок посторен на повторение материала прошлого урока и изучение новой темы. Новая тема усваивается с помощью анализа музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki.docx21.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Что изображает музыка?

Цель: учиться лучше слышать и понимать музыку; учиться рисовать музыку в своём воображении.

Задачи: ввести детей в мир народной и композиторской музыки, расширить представления детей об изобразительности и выразительности в музыке, развивать навыки  певческого голоса, музыкального слуха, чувства ритма, дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты.

План урока:

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
  2. Актуализация знаний.
  3. Основная часть:

С.С. Прокофьев «Отъезд»– слушание, анализ;

М.И. Глинка « Попутная песня»– слушание, анализ;

Л. Книппер  «Полюшко»-слушание, анализ;

«Утро» С.С. Прокофьев -слушание, анализ;

Разучивание песни «Дорогою добра»

  1. Подведение итогов.
  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

- Встали, выпрямились. Все необходимое приготовили, создали тишину. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

  1. Актуализация знаний.

-На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что выражает музыка. Кто мне напомнит, что же она выражает? (настроение, характер, чувства, мысли человека).

  1. Основная часть.

А сегодня мы с вами поговорим о том, что может изображать музыка. Вы наверно хотите задать мне вопрос: « как это изображать?» Ведь музыка – это не артист балета, который с помощью жестов, и танца может изображать чувства, и не художник, который с помощью кисти может изобразить картину.

И все таки музыка может изображать и рисовать не только картины природы, но и движение разных объектов, одушевленных и неодушевленных, а главное – явления природы: пение птиц, шелест листвы, шум дождя, ручеек, гром и многое другое. И мы с вами сегодня в этом убедимся.

Давайте послушаем шум дождя под звуки арфы.

Первое произведение, которое мы сейчас прослушаем, написал советский композитор, которого мы с вами уже знаем – это С.С. Прокофьев. Вспомните, с какими произведениями этого композитора мы уже знакомы?   (симфоническая сказка «Петя и волк»)

Сегодня мы с вами послушаем отрывок из его сюиты «Зимний костер». Это произведение посвящено советским пионерам, которые отправились зимой в гости к своим друзьям в деревню, чтобы вместе покататься на лыжах, посидеть у зимнего костра, и попеть пионерские песни.

Первая часть этой сюиты называется «Отъезд». Ваша задача внимательно послушать эту музыку, и решить на чем отправились пионеры в гости в деревню?

- Слушание «Отъезд»

Все очень внимательно слушали, молодцы!

-Как вы думаете, какой вид транспорта изобразил в своей музыки композитор? (паровоз)

-Почему вы решили, что это был паровоз?

-Какие инструменты звучали в этой музыке?(скрипка, флейта, труба, барабан, треугольник, тарелки)

- Как называется оркестр, в состав которого входят эти инструменты? (симфонический)

Следующее произведение, которое написал русский композитор М.И. Глинка, будет вокальным. Это значит, мы услышим с вами не только музыку, но и голос.

- Просмотр видео-презентации « Попутная песня».

Итак, мы послушали «Попутную песню» Глинки.

- О чем было это произведение? ( Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом)

 -Какой инструмент вы услышали? (скрипка, контрабас, виолончель, тарелки, фортепьяно)

-Каким образом композитор добился изображения движения, скорости в музыке? (Быстрый темп, пение скороговоркой, аккомпанемент был похож на стук колёс). Верно.

-Какое настроение было в музыке? (Веселое, народ радовался, что построили железную дорогу и появились поезда)

 Что изображает музыка? (быстрое движение поезда, стук колёс и мелькание сменяющих друг друга картин за окном)

Прослушайте еще одну композицию  Л. Книппера  «Полюшко».

Что изображает музыка?(цокот копыт)

Сравните «Попутную песню» Глинки и «Полюшко» Л. Книппера.

Молодцы вы хорошо поработали и вероятно немного устали. Давайте встанем и проведем небольшую музыкальную разминку.

Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.

Звучит «Утро» С.С. Прокофьева.

-Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы? (Спокойная)

-А какой лес вы представили? (Лес еще спит)

-Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.

-Как музыка изменилась к концу произведения? (Музыка звучит радостно)

-Что показывает композитор? (Природа  начинает просыпаться)

-Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.

Скажите: музыка смогла нарисовать картину природы? …

Сейчас мы споём песню «Дорогою добра».

  1. Подведение итогов, рефлексия.

У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.

Мы говорили с вами об изобразительности музыки на этом уроке. Давайте обобщим, то может изображать музыка?( - Музыка изображает внешние движения человека – его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе и природы.

- Музыка изображает топот копыт, стук колёс, движение вперёд, скорость, движение вверх и вниз, движение по кругу.

- Кроме этого музыка изображает пение птиц, восход солнца.)

С какими произведениями мы познакомились?

МОЛОДЦЫ!!!! Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока 2 класс "Что изображено на карте"

Данный полный конспект урока составлен с учетом ФГОС...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...