Рабочая программа кружка "Весёлые нготки" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)

Полищук Анна Витальевна

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" 3 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Средняя общеобразовательное школа  №10» города Арсеньева Приморский край

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _________А. Ю. Меховская

Приказ  № _________

от «____»______________ 2018  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По    веселым ноткам

Ступень обучения (класс)      начальное общее образование      3 класс

                                               

Количество часов  34              Уровень базовый

Учитель    Полищук Анна Витальевна

Программа разработана в соответствии с рабочей авторской программой

2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа кружка «Веселые нотки» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Россиии, примерными программами внеурочной деятельности ( Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.), планируемыми результатами начального общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности учащихся, имеет воспитательную направленность и в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка.  Начальная школа» и  основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского.

         Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом  постижении младшими школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.

Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью  разнообразить досуг младших школьников, сделать его интересным и познавательным.  Также  занятия музыкой  носят психолого – терапевтический  эффект, поэтому они играют большую роль в здоровьесбережении учащихся.

         Основополагающими принципами построения программы по организации внеурочной деятельности младших школьников  являются:

  • общедоступность,
  • систематичность и целенаправленность,
  • взаимодействие  педагога и учащихся,
  • увлеченность,
  • здоровый эмоциональный климат во время занятий.

Рабочая программа адресована учащимся 1-2 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потреьности, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциям.

Цель программы:  Развитие творческих способностей младших школьников на основе включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

В области формирования социальной культуры:

  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками и родителями;
  • формировать толерантность и основы культуры  общения.

В области формирования семейной культуры:

  • формировать  представления о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям.

В области формирования универсальных  познавательных учебных действий:

  • развитие образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

В области формирования предметных учебных действий:

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению музыкально-хорового курса для детей начальной школы от 9 до 10 лет.

Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Количество часов на год по программе – 34, количество часов в неделю –1, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ №10 «на 2018-2019 учебный год.

Содержание изучаемого курса

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью.

В процессе исполнения и слухового восприятия  музыки у первоклассников  формируется опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к жизни, осваиваются основные  сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание). Изучение  особенностей  построения (форм)  музыкальных произведений,   основных средств музыкальной выразительности, элементарной нотной грамоты через релятивную систему сольмизации позволяет учащимся понять законы музыкального творчества.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная ценность, педагогическая целесообразность и ориентированность на данный детский возраст.

Освоение музыкального материала, включенного в программу, будет способствовать формированию музыкальной культуры,  воспитанию музыкального вкуса  первоклассников, развитию их творческого потенциала.

Виды музыкальной деятельности на занятиях направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).  Они включают в себя: хоровое и ансамблевое пение, музыкально–ритмические движения, инструментальное музицирование, инсценирование песен и музыкальных пьес программного характера, освоение элементарной нотной грамоты, постановку детской оперы – как результат занятий. Размышления детей о  музыке, различные виды импровизаций на занятиях, рисунки и эскизы костюмов дают первоклассникам большие  возможности для развития  ассоциативного мышления и творчества. Работа над постановкой музыкальной сказки требует подключения к творческой деятельности родителей обучающихся. Участвуя в создании декораций, костюмов к спектаклю, оказывая помощь детям в освоении либретто, родители и дети тесно взаимодействуют друг с другом, укрепляют семейные связи и связь со школой.

Требования к планируемым результатам изучения программы:

В ходе реализации программы «Веселые нотки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

-развитие личностного творческого потенциала ребёнка;

-привить  ощущение  собственной значимости в обществе,  проявление творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости;

-заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения;

-приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

-сориентировать  одарённых детей на выбор профессии в области искусства;

-привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное и народное пение;

-заложить фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Метапредметные результаты:

      Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД

-постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного и народного  пения;

-приобщение ребят к участию в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

-активизация творческого мышления, воображения, рефлексии;

-формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;

-познание языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

-осознание роли музыкального искусства в жизни человека.

    Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

-умение слушать, уважение к мнению других;

-способность встать на позицию другого человека;

-готовность вести диалог;

-участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

-продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням

Первый уровень результатов

приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Третий уровень

получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

1. Состав симфонического оркестра, его группы: струнная, духовая (деревянная и медная), ударная;

2. Состав оркестра народных инструментов;

3. Музыкальные термины и названия: концерт, спектакль, опера, балет, концертные залы и театры, антракт, пауза.

                     

Уметь:

1. Узнавать усвоенные музыкальные произведения и их названия;

       2. Сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений;

       3. Выразительно исполнять песни;

       4. Распевать один слог на несколько звуков;        

       5. Петь мелодии со звуковедением non legato, staccato;  

       6. Менять характер движения с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;

       7. Определять состав исполнителей музыки (духовой, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов).

                                                             


Основное содержание программы

3 класс

Тема 1. Сияние летнего дня. (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.

Сопоставление музыкальных произведений  и картин художников.

Тема 2. Родина. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание музыкальных произведений о России.

Анализ музыкальных произведений.

Музыкальные игры.

Тема 3. Люблю я пышное природы увяданье.  (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание музыкальных произведений осенней тематики.

Беседа о красоте осенней природы.

Поэт – художник – композитор.

Тема 4. Музыкально-театральные жанры. (2 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений композиторов – классиков.

Музыкальные театры мира.

Опера.  Балет.

Тема 5. Звон русской зимы.  (5 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание музыкальных произведений зимней тематики.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.

Сопоставление музыкальных произведений  и картин художников.

Беседа о красоте этого времени года, о народных традициях, забавах.

Изучение потешек, прибауток, колядок.

Поэт – художник – композитор.

Тема 6. Симфонический оркестр. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Исполнители музыки (духовой, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов).

Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк».

Анализ музыкальных произведений.

Игра на музыкальных инструментах.

Тема 7. Песни народов мира. (2 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Изучение попевок, потешек, прибауток, закличек.

Игра на музыкальных инструментах.

Народные музыкальные игры.

Тема 8. Весенние воды. (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки.

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи.

Весенний праздник посвящён самому дорогому человеку - маме.

Тема 9. Наполни музыкой сердца. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.

Сопоставление музыкальных произведений  и картин художников.

Музыкальны игры.

Тема 10. Что за прелесть эти сказки. (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.

Прослушивание и изучение песен из мультфильмов.

Музыкальные игры.

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Организация учебной деятельности учащихся

Результаты учебной деятельности

1

Сияние летнего дня.

3

Слушание музыки: Э. Григ «Утро»,  А. Вивальди «Времена года», В. Шаинский «Веселая фуга».

Пение: К. Певзнер, сл. Арканова «Оранжевая песенка», А. Журбин, сл. П. Синявского «Смешной человечек», М. Старокадомский, сл. А. Барто «Любитель-рыболов».

Картины художников.

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Вокальные импровизации,  хоровое пение.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; коммуникативные: осуществлять сотрудничество,

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

2

Родина.

4

Слушание музыки: М. Глинка «Патриотическая песня», Л. Афанасьев «Гляжу в озера синие», р.н.п. «Во поле березка стояла», Д. Кабалевский «Наш край».

Пение: Ю. Чичков, сл. Синявского Родная песенка», Г. Гладков, сл. Ю. Энтина «Край, в котором ты живешь», современные песни о родине.

Картины природы.

Музыкальные игры, упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; коммуникативные: осуществлять сотрудничество;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

3

Люблю я пышное природы увяданье.

4

Слушание  музыки: П. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Пение: А. Наумова «Осень бродит по лородкам», «Дары природы».

Картины осенней природы.

Хоровое пение,  анализ музыки, игра на музыкальных инструментах.

Народные музыкальные игры осенней тематики.

Личностные: уважительное отношение к творчеству; коммуникативные: учитывать разные мнения;

4

Музыкально-театральные жанры.

2

Слушание музыки: М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила», П. Чайковский фрагменты балета «Щелкунчик».

Пение: М.Глинка, сл. В. Забилы «Ты соловушка умолкни».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение. Анализ музыкальных произведений.

Музыкальные игры.

Термины: опера, балет.

Личностные: мотивация  к учебной деятельности; коммуникативные: учиться согласованно работать в группе;

познавательные: проводить анализ и сравнение.

5

Звон русской зимы.

5

Слушание музыки: Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Пение: Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина «Кабы не было зимы», Е. Птичкин, сл. В. Степанова «Художник Дед Мороз», Е. Крылатов, сл. Л. Дербенева «Песенка о снежинке».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение. Музыкально-ритмические движения.

Личностные: учебно – познавательный интерес к учебной деятельности;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

6

Симфонический оркестр.

4

Слушание музыки: Симфоническая сказка С.  Прокофьева «Петя и волк», фрагменты произведений в исполнении разных инструментов и оркестров.

Пение: М. Завалишина, сл. И. Андреевой «Музыкальная семья», В. Дементьев, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Термины: исполнители музыки (духовой, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов).  Игра на музыкальных инструментах. Хоровое пение.

Личностные:  отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы.;

познавательные: умение  использовать знаково – символические средства.

7

Песни народов мира.

2

Прослушивание песен: «Со вьюном я хожу» (р.н.п.), «Перед весной» (р.н.п.), «Много песен мы споем» (венгерская н.п.), «Музыканты» (немецкая н.п.).

Пение русских народных песен:  «В сыром бору тропина», «Небо и земля» (обработка Н. Авериной). Изучение попевок, потешек, прибауток, закличек.

Игра на народных музыкальных инструментах. Хоровое пение.

Народные музыкальные игры.

Личностные: мотивация к учебной деятельности;  коммуникативные: осуществлять сотрудничество;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

8

Весенние воды.

3

Слушание музыки: П. Чайковский «Времена года», С. Рахманинов «Весенние воды», Г. Свиридов «Весна и осень», П. Чесноков «Зеленый шум».

Пение: И. Кадомцев, сл. Р. Копф «Песенка о солнышке, радуге и радости», Е. крылатов, сл. И. Шаферана «Ласточка», песни о маме и бабушке.

Хоровое пение. Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата.

Личностные: уважительное отношение к творчеству; коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.  

9

Наполни музыкой сердца.

4

Прослушивание произведений:  В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», Э. Григ «Бабочка», Р. Шуман «Грезы», А. Дворжак «Мелодия», Ф. Таррега «Воспоминания об Альгамбре».

Пение: Д. Тухманов, сл. Ю. Энтина «Колокольчик мой хрустальный», Р. Бойка, сл. И. Михайловой «Скрипка».

Слушание  и анализ музыки. Сопоставление поэзии и музыки. Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата.

Личностные:  отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы.;

коммуникативные: осуществлять сотрудничество; познавательные: проводить анализ и сравнение.

10

Что за прелесть эти сказки.

3

Слушание и пение песен: В. Шаинский, сл. Ю. Энтина «В мире много сказок», В. Алеев, сл. Т. Науменко «Если дети верят в чудо», Й. Гайдн, русский текст П. Синявского «Старый добрый клавесин».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение.  

Музыкальные игры.

Личностные: знание моральных норм; коммуникативные: учитывать позицию других людей; познавательные: воспринимать и анализировать информацию.

итого

34


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование средств материально – технического обеспечения

Библиотечный фонд

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

2

Программа  внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности  музыкальный кружок «Звонкие голоса»

3

Хрестоматии с нотным материалом

4

Сборники песен и хоров

5

Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству

6

Справочные пособия, энциклопедии

Печатные пособия

7

Дидактический раздаточный материал: карточки признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей музыки;

8

Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций,  тексты песен

Учебно – практическое оборудование

9

фортепиано

10

Клавишный синтезатор

11

Комплект детских музыкальных инструментов:  бубен. Барабан, треугольники, маракасы, металлофоны, деревянные ложки, трещотки.

12

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.

13

Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики.

14

Проектор, компьютер

Экранно – звуковые пособия

15

Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов

16

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

17

Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н. Ветлугина Музыкальный букварь. Москва, «Музыка» 1986г.
  2. О. П. Булаева  Учусь импровизировать и сочинять.  Санкт – Петербург, Композитор 2007г.
  3. И. Лаптев Оркестр в классе Москва. «Музыка» 1991г.
  4. Ж. Металлиди, А. Перцовская Мы играем, сочиняем и поем. Ленинград, «Советский композитор» 1989г.
  5. Л. П.  Дуганова, Л. В. Алдакова Поет хоровая студия «Веснянка». Москва, «Владос» 2002г.
  6. С. Д. Дудниченко Самые известные дыхательные методики  по Стрельниковой, Фролову, Ниши.  Москва, «Эксмо», 2007г.
  7. Ю. А. Антонова Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины/Ю. А. Антонова, М. А. Давыдова. – М.: ИД РИПОЛ классик 2008г
  8. Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 1968.
  9. Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
  10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992
  11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
  12. О. А. Филистович Игровая методика как путь развития мотивационной сферы младших школьников средствами музыки. Минск, РИВШ 2009г.

Согласовано                                                                                                                     Согласовано                                                                                          

на заседании ШМО                                                                                                        Зам.директора по УР                                        

протокол №____ от «___»_______2018 год                                                             _______________________  Шигеева Н.В,        

руководитель ШМО   ____________________    Василенко И. Г.                                  «___» ________ 2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...