Формирование компетенций студентов
учебно-методический материал по музыке

Федосенко Ольга Анатольевна

Формирование профессиональных компетенций  студентов  в процессе музыкально-практической деятельности на занятиях «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kompetentsiy_studentov.docx27.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГАПОУ    НСО  « Новосибирский педагогический колледж № 2»

 

Формирование профессиональных компетенций  студентов  в процессе музыкально-практической деятельности на занятиях «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»

Выполнила работу Федосенко О.А.

преподаватель ГАПОУ НСО

«Новосибирский педагогический колледж №2»

        

Новосибирск, 2019 г.


Приоритеты образовательной политики модернизации российского образования, изложенные в Федеральном законе от 21.07.2014 № 216 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года» направлены на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей, духовности и культуры, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современная школа остро нуждается в молодых учителях , способных адекватно реагировать на изменения образовательной ситуации, специфику педагогических систем,  новые условия профессиональной деятельности, что обусловлено приоритетами современной образовательной политики.

События последнего времени подтверждают актуальность проблемы личностного нравственного потенциала будущего учителя и его готовности и способности реализовать собственный нравственный потенциал в процессе практической деятельности.

К будущему специалисту государством предъявляются высокие профессиональные требования,  обобщённо сформулированные в ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» как Требование к российскому учителю – это особенно актуально для системы начального общего образования.

На учителя начальных классов возлагается большая ответственность – быть компетентным в подготовке и проведении всех предметов общеобразовательного цикла, в том числе и « Музыки».

Большинство учителей начальных классов города Новосибирска и Новосибирской области , среди которых много наших выпускников –«Новосибирского педагогического колледжа № 2» - уроки музыки проводят сами, а также включают произведения музыкального искусства в проведение таких предметов как литературное чтение , окружающий мир , изо и др.  

Кроме того подготовка и проведение праздников, концертов тоже осуществляется учителями начальных классов, где без исполнения детьми  песен, танцев, стихов просто не обойтись.

Подобная работа требует высокой профессиональной компетентности в области музыкального воспитания, т.е. овладения учителем профессиональных компетенций, среди которых :

  • определять цели и задачи,  планировать урок;
  • проводить урок;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;
  • анализировать урок;
  • вести документацию, обеспечивающую  обучение  по программам начального общего образования.

Профессиональные компетенции учителя в области музыкального воспитания – это готовность к организации коммуникативно-организаторской деятельности:

  • способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности;
  • объединять учащихся в коллективную деятельность : хоровое пение, инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения,  инсценирование песен, театрализация и т.д.
  • формировать умения музыкально-слушательской деятельности, свободного  дирижирования  и т.д.

Профессиональные качества личности учителя: уметь управлять своим настроением, быть доброжелательным, приветливым, чаще хвалить детей, быть заинтересованным в проведении интересных уроков, занятий.

Поэтому содержание занятий по « Теории и методике музыкального воспитания с практикумом» направлено на формирование профессиональных компетенций и профессиональных качеств личности будущего специалиста: умения выявлять цели и  задачи уроков музыки,   владеть  методами музыкального воспитания, применять их в практической деятельности для достижения предметных, метопредметных и личностных результатов, организовывать младших школьников в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, восприятие инструментальной музыки ,инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование и т.д.

Урок музыки – урок искусства ,постичь закономерности музыкального искусства можно только на основе музыкально-практической деятельности, вовлекая учащихся в процесс  творчества. Дети очень любят сами музицировать, исполнять  песни в хоре с одноклассниками , сольно, с детскими музыкальными инструментами ,с музыкально-ритмическими , танцевальными движениями, дирижировать .На уроке создаётся комфортная психологическая обстановка, ситуация успеха, радости творчества .У детей

на длительное время сохраняется эмоциональный заряд радости, успеха.

Поэтому музыкально-практической деятельности на занятиях «Теории и методики музыкального воспитания» отводится большая часть- 62 часа из 104 часов всего курса.

Приобретая знания музыкального репертуара начальной школы, элементов музыкальной грамоты, о специфике музыкального искусства, умения исполнять голосом детские песни, играть на детских музыкальных инструментах, опыт организации слушательской деятельности, работы  над песней у студентов формируются профессиональные компетенции организации различных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки, во внеклассной работе – проведении праздников, концертов, музыкальных встреч, а также включения музыкальных произведений в другие предметы образовательного цикла: литературное чтение, изо, окружающий мир ,физкультура и т.д.

Формируя основы академического пения у студентов, знакомлю их с методикой разучивания детской песни. Для этого показываю фрагмент разучивания песни по фразам в форме ролевой игры : «учитель – дети». После проведения фрагмента анализируем все вместе процесс разучивания –основные этапы работы ,приёмы и методы .

В самом начале знакомства с песней использую мотивационные приёмы недосказанности, интриги - это может быть загадка, разгадав которую дети  узнают, о ком или о чём будет песня ; стихотворение,  содержание которого подскажет чему или кому будет посвящена песня, кроссворд и т. д.  Главная цель этого этапа -  заинтересовать, увлечь  детей. Перед звучанием песни обязательно надо задать проблемный вопрос, например: «Попробуйте определить характер персонажа по звучанию вступления к песни» - играю вступление к песне  М. Казеника  «Ёжик» -игривый, озорной. Разучивание можно начинать с распевания в игровом характере. «Ребята, где можно встретить ёжика? Нам нужно сесть на велосипед и отправиться в лес.  И вот мы уже подъезжаем к лесу, но вынуждены остановиться  - сдуло колесо –нам надо его накачать –вдох-выдох по руке учителя. Молодцы! Едем дальше!  На полянке увидели одуванчики, нам захотелось отправить парашютики в полет –дуем на одуванчики –по руке учителя. Едем дальше - и вот мы вдруг услышали нежные звуки -дон-дон-дили - дон! Что это за цветок? Колокольчик! Давайте споём также нежно и звонко. Поём в транспорте вверх «–до» 2 октавы- вниз «ре» 1 октавы. О, чудо! Какая роскошная роза в волшебном лесу! Давайте удивлённо споем «ро-о-о-о-за»-ля-соль-ля-соль-фа  - в транспорте. Ребята, а вот и ёжик! Он нас ждёт и поёт! -пою припев –затем все вместе –наполняем мелодию радостью, игривостью. Освоив мелодию припева можно разучить мелодию запева по фразам, далее  составить эмоциональную партитуру каждого куплета, отдельных фраз. Следующий этап – подбор детских музыкальных инструментов для усиления выразительности танцевального, игривого характера песни – ксилофон - в припеве - 3 клавиши, быстрая пульсация, маракас, бубен и треугольник. Каждый студент отрабатывает аккомпанемент на  всех  инструментах и показывает игру в ансамбле с другими, остальные в это время  подпевают.

В процессе такого музицирования активизируется работа всего организма – координация движения рук, внимания, слуха,  голоса, развивается память, сила воли, выдержка, а главное – этот вид деятельности приносит огромную радость творчества на длительное время.

Для того чтобы подготовить студентов к практике пробных уроков музыки каждый студент подготавливает самостоятельно показ фрагмента разучивания детской песни по выбору на группе, используя аудио аппаратуру,  показы голосом, дирижёрский жест, соблюдая последовательность этапов работы, используя методы сравнения,  сопоставления, пластического интонирования, беседы, наглядно-иллюстративный и т.д. Каждое выступление анализируется, высказываются пожелания – таким образом занятия превращаются в творческую лабораторию, где каждый студент превращается в артиста, дирижёра, певца.

Таким же образом – через собственный показ знакомлю студентов с методикой организации восприятия инструментальной музыки – произведений по слушанию. Здесь также можно выделить определённую последовательность этапов погружения слушателей в содержание произведения: интересные факты из жизни композитора во вступительной беседе ,вопросы проблемного характера ,на которые нужно ответить после прослушивания –«Какое состояние человека передаёт композитор в своём произведении ?» В. Гаврилин «Каприччио». «Было ли у вас такое состояние как в этой музыке ?»  «Если бы  ты был композитором какой музыкой можно передать характер, настроение зловещего и доброго сказочного героя?» Моделируем  музыку обосновывая выбор средств музыкальной выразительности:  лад, жанр, темп, состав исполнителей, тембры инструментов и т. д.

После прослушания анализируем звучание : совпали ли наши варианты с композиторской музыкой ? При анализе музыки использую пластическое интонирование, вокализацию мелодии, можно подключить детские музыкальные инструменты.

Подготавливаясь к практике пробных уроков музыки каждый студент  выбирает инструментальную пьесу  и самостоятельно  разрабатывает, готовит практический показ  данного произведения в ролевой игре «учитель –ученик» , используя аудиозапись,         смежные виды искусств, пластическое интонирование, детские музыкальные инструменты.

Таким образом, проигрывая ситуацию школьного урока музыки в условиях аудиторных занятий, студенты приобретают знания методики организации различных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки, формируют профессиональные компетенции.

  1. Осенева М.С.Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /М. С. Осенева.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-272с.-(Сер. Бакалавриат).
  2. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе :Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия»,1998.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"

Статья по теме: Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"Одной из первостепенных  задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения...

Выступление на муниципальном семинаре по теме "Формирование компетенций в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"

Данная презентация разработана и составлена для выступления на муниципальном семинаре учителей начальной школы.Методическая тема школы "Компетентностный подход в обучении в рамках перехода на ФГО...

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...

Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики

Здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования.•        Ритмотерапия•        Му...

Формирование компетенций младших школьников

Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формир...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из фак...