Рабочие программы 4 класс, Школа России ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс)

Рабочие программы по предметам 4 класс, разработаны в соответствии ФГОС

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО                                        СОГЛАСОВАНО                              УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО                                  Заместитель директора по УВР        Директор МОБУ Тыгдинская СОШ Матафонова А.М..__________            Ильницкая Т.В.   ____________                 И.А.Басня _Протокол№_____ от                            МОБУ Тыгдинская СОШ                          Приказ №________ от

«___»__________2019 год                             «____»____________2019 год                            «____»____________2019 год

Рабочая программа

по учебному курсу

«Музыка» 4 класс

Вамбольд Натальи Анатольевны

учителя   начальных классов

квалификационная категория высшая

2019-2020 учебный  год

                                             

                                               Пояснительная записка

 

Рабочая программа предмета «Музыка» составлена в соответствии с:

1.Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для обучающихся МОБУ Тыгдинской СОШ

2. Примерной программы по учебным предметам, начальная школа, стандарты второго поколения ( примерная программа по музыке)

3. С учебным планом школы.

4. Положением № 20 о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ Приказ №160 от 16.12.2013г.

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в IVклассе в объеме не менее 34 часов.

2.Общая характеристика  учебного предмета.  Общие цели образовательной области.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования  в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы

             Курс музыка  в начальной школе рассчитан на 135 часов. В I-IV классе на изучение курса отводится 1час в неделю,  (33- в I классе и 34 -во II-IV  классах) учебных недель.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Курс музыкального образования в начальной школе нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижении произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыки в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоении знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями,  навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям и героическому прошлому.

5.Результаты изучения курса  

         Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
  2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов национальных стилей.
  3. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.
  4. Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
  6. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

 Выпускник получит возможность научиться: адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  1. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования в разных формах и видах музыкальной деятельности.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата  в исполнительской и творческой деятельности.
  4. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной  музыкально-эстетической деятельности.
  5. Освоение начальных форм познавательной  и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
  6. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные  с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания в устной и письменной форме.
  7. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мульти медийные презентации и т.д.)

Выпускники получат возможность научиться:

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Предметные результаты :

  1. Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
  2. Формирование общего представления о музыкальной картине мира.
  3. Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.
  4. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.
  5. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным  видам музыкально-творческой деятельности.
  6. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
  7. Умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыку религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
  8. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композициях.

Выпускники получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

6.Содержание тем учебного курса:

           В программе IV класса семь разделов:

1. «Россия — Родина моя» (4 часа)

2. «День, полный событий» (5 часов)

3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

5. «В музыкальном театре» (7 часов)

6. «В концертном зале» (6 часов)

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)

7.Календарно-тематическое планирование:

4 класс

Раздел программы

Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности (планируемые результаты)

Дата по плану

Дата по факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
  •  «Песня о России» В.Локтев
  • «Вокализ» С.Рахманинов.

 Знать название изученного произведения и авто-ра, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса  

демонстрировать лично-стноокрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки,

 - эмоционально откликаться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении.

Регулятивные:

Целеполагание в постановке учебных задач.

Познавательные:

Владение навыками речевого высказывания.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень».

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  

Знать жанры народных песен.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных  видов искусства.

Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.

К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

 

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.  Ненецкие песни и их жанры.

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  
  • «Солдатушки, бравы ребятушки»
  • «Милый мой хоровод»
  • «А мы просо сеяли»

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Становление эстетических идеалов.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

4

На великий праздник собралася  Русь!»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать  названия изученных произведений и автора,  выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.

Уметь  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;
  • «Пастораль» Г.Свиридов;
  • «Осень» Г.Свиридов.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

Наличие эмоционального отношения к искусству.

6

Зимнее утро, зимний вечер.

.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,  русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Знать и понимать понятие   музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов;

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;  

Р: Обобщенность действий, критичность.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Оценка действий партнера в  групповой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

8

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
  • «Девицы, красавицы».
  • «Уж как по мосту, мосточку»,
  • «Детский альбом» П.Чайковского.
  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
  • Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Р: Оценка собственной  музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

П: Наличие устойчивых представлений  о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

9

«Приют, сияньем  муз  одетый…».

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка.
  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия  романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Р: Планирование собственных действий в процессе  восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.

10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция
  • танцы из 2 действия
  • хор из 3 действия

 Знать названия изученных жанров   опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

Р:   Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:   Узнавать и называть танцевальные жанры.

К:   Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ценностное отношение к музыкальной культуре.

11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

  • сцена из 4 действия

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального  спектакля.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Использовать общие приемы решения задач.

К: Умение вести диалог.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

12

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа

13

Русский  Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  •  «Танец с саблями».
  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

 Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.

Р:   Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П:  Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К:  Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Готовность выражать свое отношение  к искусству.

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
  • Аисты, узбекская народная песня.
  • Колыбельная, английская народная песня.
  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.
  • Санта Лючия, итальянская народная песня.
  • Вишня, японская народная песня, и др.
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

 (на выбор учителя)

 Знать  названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П:Узнавать русские музыкальные инструменты

К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Выражать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

15

Оркестр русских народных инструментов.  

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 Знать названия  музыкальных инструментов,  состав оркестра русских народных  инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).

Р:  Ставить новые учебные задачи.

П:Узнавать русские музыкальные инструменты

К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

 Знать названия  музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться  на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.

Р:   Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П:  Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К:  Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

 Выражать уважительное отношение к культуре других народов:

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель).

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.

К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Мотивация учебной деятельности.

Я – слушатель.

Реализация творческого потенциала.

18

Старый замок.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.

П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.

К: Музицирование по группам.

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.

19

Счастье в сирени живет…

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Р: Планирование собственных действий в процессе  восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Понимание  социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.

21

Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Арагонская хота. М. Глинка.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

Р:  Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .

П:  Умение проводить сравнения муз. произведений.

К:  Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.

Уважительное отношение к культуре польского народа.

22

Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

 Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

Р:  Ставить новые учебные задачи.

П:  Активизация творческого мышления.

К:  Умение слушать друг друга.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.

23

Театр музыкальной комедии.

.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

 Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Выбор способов решения учебных задач.

К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.

24

Балет «Петрушка»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.

К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.
  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
  • Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
  • Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.

К: Формулировать свои затруднения.

Гордится и уважать  русские традиции.

26

Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  • Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев
  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Воспитание патриотических чувств.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Уважать память о русских святых

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)
  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.

К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре.

Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  •  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

 Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов  и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Уважать русские народные традиции.

29

Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Троицкие песни.

Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.
  • Ф.Шопен.
  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
  • Пастушка, французская народная песня
  • Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Определение способов взаимодействия .

Уважительное отношение к истории  и культуре польского народа.

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей.

  • Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.
  • Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

32

В каждой интонации спрятан человек.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»  

  • Песня Сольвейг;
  • Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

Гордится и уважать  русские традиции.

33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

  • Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

34

Рассвет на Москва-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Знать названия изученных произведений и их авторов.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

П: Контролировать и оценивать результат деятельности.

К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

8.Планируемые результаты в конце изучения предмета музыка в 4 классе

Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно обеспечить обучающимся возможность:

- понимать взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

- знать музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- знать тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.

- уметь высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями)

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трёх)

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;

9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

9.1 Учебно-методическое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа  «Музыка»  авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,  М.,.Прсвещение, 2011

В программе определены цели и задачи курса, основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники

«Музыка»  авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,  М.,.Прсвещение, 2011

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения музыки  представлена система   творческих заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Хрестоматии с нотным материалом

Для каждого года обучения.

Сборники песен и хоров

Для хорового пения в классе.

Методические пособия

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению уроков.

Методические журналы по искусству.

Федерального значения

Демонстрационные материалы

Портреты композиторов

Портреты исполнителей

Изображение музыкальных инструментов

            Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.

9.2 Материально-техническое обеспечение

           Технические средства обучения

Электропианино

Синтезатор

Компьютер

Медиапроектор

Музыкальный центр

Интернет

 Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

Экранно-звуковые пособия

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Фонохрестоматия

Оборудование класса

Настенные доски для иллюстративного материала.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-1 класс

Дынный материал поможет педагогам в составлении программы по предметам начальной школы 1 класса. Настоящие рабочие программы составлены на основе:  ФГОС начального общего образования; ...

Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-4 класс

Рабочие программы -4 класс "Школа России"...