Рабочие программы 4 класс, Школа России ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс)
Рабочие программы по предметам 4 класс, разработаны в соответствии ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно - тематическое планирование | 71.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОБУ Тыгдинская СОШ Матафонова А.М..__________ Ильницкая Т.В. ____________ И.А.Басня _Протокол№_____ от МОБУ Тыгдинская СОШ Приказ №________ от
«___»__________2019 год «____»____________2019 год «____»____________2019 год
Рабочая программа
по учебному курсу
«Музыка» 4 класс
Вамбольд Натальи Анатольевны
учителя начальных классов
квалификационная категория высшая
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» составлена в соответствии с:
1.Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для обучающихся МОБУ Тыгдинской СОШ
2. Примерной программы по учебным предметам, начальная школа, стандарты второго поколения ( примерная программа по музыке)
3. С учебным планом школы.
4. Положением № 20 о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ Приказ №160 от 16.12.2013г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в IVклассе в объеме не менее 34 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета. Общие цели образовательной области.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Курс музыка в начальной школе рассчитан на 135 часов. В I-IV классе на изучение курса отводится 1час в неделю, (33- в I классе и 34 -во II-IV классах) учебных недель.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Курс музыкального образования в начальной школе нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижении произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыки в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоении знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям и героическому прошлому.
5.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов национальных стилей.
- Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.
- Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться: адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования в разных формах и видах музыкальной деятельности.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
- Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания в устной и письменной форме.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мульти медийные презентации и т.д.)
Выпускники получат возможность научиться:
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Предметные результаты :
- Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
- Формирование общего представления о музыкальной картине мира.
- Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.
- Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.
- Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
- Умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыку религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
- Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композициях.
Выпускники получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
6.Содержание тем учебного курса:
В программе IV класса семь разделов:
1. «Россия — Родина моя» (4 часа)
2. «День, полный событий» (5 часов)
3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
5. «В музыкальном театре» (7 часов)
6. «В концертном зале» (6 часов)
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)
7.Календарно-тематическое планирование:
4 класс
Раздел программы | Тема урока | Содержание урока | Характеристика деятельности (планируемые результаты) | Дата по плану | Дата по факту | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
| Знать название изученного произведения и авто-ра, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса демонстрировать лично-стноокрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки, - эмоционально откликаться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. | |||
2 Как сложили песню. Звучащие картины. | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
| Знать жанры народных песен. Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. | |||
3 «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
| Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры.
| Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. | |||
4 На великий праздник собралася Русь!» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
| Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации. Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||
5 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
| Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. | |||
6 Зимнее утро, зимний вечер. . | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
| Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. | |||
7 «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | |||
8 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |||
9 «Приют, сияньем муз одетый…». | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
| Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся. | |||
10 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:
| Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. | |||
11 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. опера «Иван Сусанин». М.Глинка.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив; Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |||
12 Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа | |||
13 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
| Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. | |||
14 Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
(на выбор учителя) | Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Выражать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | |||
15 Оркестр русских народных инструментов. | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
| Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование). | Р: Ставить новые учебные задачи. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. | |||
16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. | Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Выражать уважительное отношение к культуре других народов: | |||
17 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.
| Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. Реализация творческого потенциала. | |||
18 Старый замок. | Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности. П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. К: Музицирование по группам. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. | |||
19 Счастье в сирени живет… | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
| Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита. Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | |||
20 «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. | |||
21 Патетическая соната. Годы странствий. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения . П: Умение проводить сравнения муз. произведений. К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к культуре польского народа. | |||
22 Царит гармония оркестра. | Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
| Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Мотивация учебной деятельности. | |||
23 Театр музыкальной комедии. . | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
| Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Выбор способов решения учебных задач. К: Сотрудничество с учителем и сверстниками. | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье. | |||
24 Балет «Петрушка» | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике. К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | |||
25 Святые земли Русской. Илья Муромец . | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | Гордится и уважать русские традиции. | |||
26 Кирилл и Мефодий. | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. - сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Уважать память о русских святых | |||
27 Праздников праздник, торжество из торжеств. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
| Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов . | |||
28 Родной обычай старины. Светлый праздник. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников; | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга | Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. Уважать русские народные традиции. | |||
29 Народные праздники. Троица. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. Троицкие песни. | Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |||
30 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. . | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа.
| Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. | ||||
31 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.
| Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | |||
32 В каждой интонации спрятан человек. | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
| Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. Гордиться русской поэзией и музыкой. Гордится и уважать русские традиции. | |||
33 Музыкальный сказочник. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
| Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. | |||
34 Рассвет на Москва-реке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
| Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Знать названия изученных произведений и их авторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. |
8.Планируемые результаты в конце изучения предмета музыка в 4 классе
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно обеспечить обучающимся возможность:
- понимать взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- знать музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- знать тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.
- уметь высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями)
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трёх)
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
9.1 Учебно-методическое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Программа «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011 | В программе определены цели и задачи курса, основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. |
Учебники «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011 | В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения музыки представлена система творческих заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. |
Хрестоматии с нотным материалом | Для каждого года обучения. |
Сборники песен и хоров | Для хорового пения в классе. |
Методические пособия | В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению уроков. |
Методические журналы по искусству. | Федерального значения |
Демонстрационные материалы Портреты композиторов Портреты исполнителей Изображение музыкальных инструментов Дидактический раздаточный материал Карточки с признаками характера звучания Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. | Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. |
9.2 Материально-техническое обеспечение | |
Технические средства обучения Электропианино Синтезатор Компьютер Медиапроектор Музыкальный центр Интернет | Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. |
Экранно-звуковые пособия Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Фонохрестоматия | |
Оборудование класса Настенные доски для иллюстративного материала. Шкафы для хранения дидактических материалов. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-1 класс
Дынный материал поможет педагогам в составлении программы по предметам начальной школы 1 класса. Настоящие рабочие программы составлены на основе: ФГОС начального общего образования; ...
Рабочие программы УМК "Школа России" ФГОС-4 класс
Рабочие программы -4 класс "Школа России"...