Ф. Шопен
план-конспект урока по музыке

Савина Алина Андреевна

Конспект урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место

Участники (класс): 2

Целевой компонент урока:


Тема урока:
 «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы!»

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

- воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.

Задачи:

- знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Музыкальный материал: Ф. Шопен Полонез №3 (ля мажор), мазурка №47 (ля минор), вальс (до-диез минор),  «Желание» , Весенний вальс

Оборудование: мультимедийное оборудование,

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас в нашем классе, рада вашим улыбкам. Меня зовут Алина Андреевна урок музыки проведу сегодня я. На уроке нас ожидает много нового и интересного.

Прослушивание Полонеза ля мажор Ф. Шопена

 

  • Какая вас встретила музыка песенная, танцевальная или маршевая?
  • Какой инструмент исполнял данную мелодию?
  • Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?
  • Может вы скажите какому композитору?

Итак, что это за композитор, какую музыку он писал и в каком характере, мы вместе с вами на уроке и выясним

Слайд №1,

Вы услышали замечательное произведение польского композитора Фридерика Шопена, и сегодня на уроке познакомитесь с его биографией.

Слайд№2.

Многие художники любили изображать известных личностей, исключением не стал и Ф. Шопен, данный портрет нарисовал Э. Делакруа.    Мастер был дружен с композитором, их объединял творческий темперамент и жажда творчества. 

1 марта 1810 года в Желябовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен.

Отец - Николя Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

      Мать - Юстына Кжижановская получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.

Слайд №4.

Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. В детстве Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Подобно Моцарту, он поражал окружающих неиссякаемой фантазией в импровизациях. Его музыкальная впечатлительность проявлялась бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Слайд №5.

С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется. Не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» с самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.

Слайды №6.

В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез.  Кто ни будь знает, что такое Полонез? Полонез — это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен.

Историческая справка: В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». По началу он исполнялся только мужчинами –польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши , обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Слайд №. 7Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.

Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)

? Как вы думаете, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)

С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.

Слайд №8

В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Кто ни будь знает, что такое Мазурка? Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.

Историческая справка: В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область–Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами. Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки«obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Слайды №9

Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.

Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?

В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. В отличие от большинства композиторов своей эпохи, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка – удивительно весенняя!» - восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!»

Слайд №10 Физкультминутка

Слайд №11.   Кто ни будь знает, что такое вальс? Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена - вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)

Историческая справка: Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные на размер ¾. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.

Слайд №13

В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковкой, которая становится его музой. Именно для Констанции Шопен сочинил песню Желание. Эта нежная лирическая музыка возникла под непосредственным воздействием глубокого сердечного чувства к красивой и талантливой девушке. Звучит песня «Желание».

Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)

Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе

В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.

Слайд №14

Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.

Известие о разгроме восстания и падении Польши застают композитора на чужбине. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!" Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано, создаст фортепианный этюд, названный «Революционным».

По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.

Слайды 15

В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.

Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?.. Почему же оно не молкнет?

Дети - пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!! Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.

Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.

Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.

Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне.

Рефлексия

Предлагает продолжить фразу:

        Сегодня я узнал новое для себя…

        Мне было интересно узнать, что…

        Сегодня я научился…

        Мне было непонятно…

Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.

        Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго-дарить аплодисментами за активную работу на уро-ке?

Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре-суем и главному участнику нашего урока – музыке Фридери-ка Шопена.

У. Ребята, вы сегодня отлично поработали! Были умными, находчивыми, тонкими, знакомясь с чудесной музыкой Ф.Шопена. На этой высокой ноте хочу закончить наш урок.

Оценивание детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фредерик Шопен"

Из презентации ученики узнают о жизни польского композитора Фредерика Шопена....

Фридерик Шопен

Презентация  к уроку музыки...

Ф. Шопен

В презентации представлен материал о жизни и творчесиве композитора....