Урок "Музыкальные инструменты флейта скрипка"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Дадоева Эльвира Шевкетовна

Рассказать о струнных и духовых инструментах. происхождение, история возникновения..Великие скрипичные мастера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl_muz_instrumenty_fleyta_i_skripka.docx19.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

урока музыки в 3 классе

Урок № 24    

Тема: Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; закрепление музыкально-слуховых представлений детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки; развитие умения проводить интонационно-образный анализ музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкальной культуры учащихся; воспитание исполнительской и слушательской культуры детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

2. Оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные

1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.

2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.

3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.

Коммуникативные

1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Вступать в речевое общение.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.

Личностные:

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;

2) осуществлять самоконтроль;

3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;

4) возможность развивать на уроке творческие способности.

Ресурсы:

1. Основные: проектор, презентация, музыкальный материал – И. С. Бах «Шутка»,  П. И. Чайковский «Мелодия»,

Н. Паганини «Каприз».

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

1. Беседа.

2. Сообщение темы урока

– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча  двумя камнями друг о друга.

– Что у него получилось?

– Да, ребята, он издавал звук, ритм.

– Какие музыкальные инструменты вы знаете?

– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! (Слайд 1)

III. Решение проблемы. Первичное закрепление

– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

– Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.

Учитель обращает внимание детей на изображение флейты (Слайд 2)

– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля. Слайд 3полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.

– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. (Слайд 4)

Звучит: И. С. Бах «Шутка»

– Ребята, что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?

– Правильно, флейта ведет мелодию.

– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.

Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).

Дети изучают изображение флейты.

Слушание И. С. Баха «Шутка».

IV. Динамическая пауза

– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стульев, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.

Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.

V. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка)

– Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора (Слайд 5). Можно ли представить музыку, которую они играют?

– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди.

– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?

– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? (Слайд 6)

– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?

– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.

– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

– Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского (Слайд 7)

Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский

– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.

– Менялась ли динамика?

– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?

– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини (Слайд 8)

– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.

– Сейчас мы с вами послушаем виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприс».

Звучит «Каприс» Н. Паганини

– Ребята, как звучит эта музыка?

– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.

– Как звучала музыка?

– Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Хорошо, молодцы.

Дети изучают изображение скрипки.

Ответы детей (Струнно-смычковых).

Дети внимательно слушают рассказ учителя о Никколо Паганини.

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей.

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье[1]. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей[2].

Мальчиком он написал несколько произведений

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены МиланБолоньяФлоренцияПизаЛиворно

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера.

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, не дожив 5 месяцев до своего 58-летия.

Слушание Н. Паганини «Каприс».

Дети делятся ощущениями и эмоциями.

VI. Информация о домашнем задании

– Ребята, ваше домашнее задание: нарисовать скрипку или флейту.

Дети записывают домашнее задание.

VII. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока

– Ребята, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

– К какой группе инструментов относится скрипка? Флейта?

– С какими музыкальными произведениями познакомились?

– Спасибо ребятам, которые были активны и очень внимательны.

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской

Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА»

УРОК МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА»                                ...

1 класс урок №11 "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация

1 класс урок "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация...

Музыкальные инструменты.Флейта

Флейта - легко узнаваемый и любимый всеми музыкальный инструмент. История его происхождения связана с легендой. О чем она ? Об этом и о многом другом расскажет презентация....

Презентация к уроку музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты: флейта, арфа".

Презентация к уроку музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты: флейта, арфа" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....

Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка

Конспект урока  музыки  3классе Музыкальные инструменты  флейта  и  скрипка...