"Русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Белялова Мария Николаевна

Конспект тематического музыкального занятия

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты »

Цель: Расширение знаний обучающихся о русских народных инструментах.

Задачи:

  • Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
  • Познакомить детей с создателем первого оркестра русских народных инструментов;
  • Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи;
  • Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память, творческие способности;
  • Воспитывать музыкальную культуру воспитанников, любовь к народной музыке;
  • Формировать доброе отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Материалы:

  • Русские народные инструменты (трещетки, гусли, дудочка, ложки, баян, балалайка);
  • Компьютер, проектор, интерактивная приставка Mimio Teach, программное обеспечение Mimio Studio, колонки;
  • CD с подборкой русских народных наигрышей;
  • Компьютерная презентация «Создание оркестра русских  народных  инструментов».

 

Ход занятия

Дети под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» входят в зал.

М. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Мария Николаевна. А можно мне узнать как вас зовут?

Дети: Да!
М. рук.: Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Пропой свое имя».

Музыкальный руководитель пропевает свое имя, затем дети пропевают свои имена.

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики.

М. рук:  Ребята, как вы думаете, под какую музыку вы входили в зал - авторскую или русскую народную?

Дети: Русскую народную.

М. рук.: А какая по характеру была эта музыка?

Дети: Веселая, плясовая, задорная.

М. рук.: А вы узнали музыкальные инструменты, которые звучали? (ответы детей).

Я к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла старинный сундук. Хотите узнать, что в нем храниться? Для того, чтобы его открыть, надо разгадать загадки. Ребята, вы поможете мне?

Проводится дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования Mimio «Угадай музыкальный инструмент».

 

Загадки:
1. У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак он и буян,
Голосистый мой… (баян)

2. Чьи мы слышим перекаты
Словно гром гремят – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А зовут ее - …   (трещотка)

3. Деревянные сестрички, 
Друг о друженьку стучат, 
Всю округу веселят… (ложки)

4. Ой! Звенит она, звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).

5. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна…(дудочка)

6. Сам Садко на них играл,
И душевно напевал
Перебрал он море струн,
Вышел из моря «Нептун».
На каком музыкальном инструменте играл Садко? (Гусли).

 

М.рук.: Молодцы! Вы разгадали все загадки. И сундук открылся.
Музыкальный руководитель открывает сундук и достает музыкальные инструменты.

М.рук.: А вы знаете,  как звучат все эти инструменты?

Дети: Да!

М.рук.: А вы хотите поиграть и проверить свои знания? Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай, что звучит».

Проводится музыкально-дидактическая игра  с использованием интерактивного оборудования Mimio «Угадай, что звучит».

М.рук.: Молодцы! Все угадали! А вы знаете, что народные музыкальные инструменты можно разделить на группы: струнные, духовые, клавишные, ударные. Давайте попробуем это сделать.

Проводится музыкально-дидактическая игра  с использованием интерактивного оборудования Mimio «Распредели по группам»
М.рук.: Ребята, традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. Оркестр народных инструментов является одной из жемчужин нашей культуры, не имеющей аналогов в мире.
«Оркестр» - это группа музыкантов (более 12 человек), играющих на различных музыкальных инструментах, исполняющих музыкальное произведение.
Создателем такого оркестра является Василий Васильевич Андреев.
Оркестр русских народных инструментов был создан в
городе Санкт- Петербурге. Он существует и сейчас и называют сейчас его «Оркестр им. Андреева».

Муз. рук.: Ребята, давайте мы с вами представим, что наши ладошки, это русский народный музыкальный инструмент – баян.

 

Проводится пальчиковая игра «Баян»
Посмотри – мои ладошки,
Как веселые гармошки,
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
(Пальчиковую гимнастику повторить два, три раза).

 

Муз. рук.: Репертуар оркестра русских народных инструментов очень богат. Я предлагаю вам послушать произведение «Ах вы сени мои сени», в исполнении оркестра им. Андреева.
Я предлагаю вам встать в хоровод и разучить русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени».

Дети разучивают песню, исполняют ее и водят хоровод.

Муз. рук.: Ребята, а вы хотите поиграть на народных инструментах?

Я предлагаю вам создать свой маленький оркестр русских народных инструментов, под сопровождение уже знакомой русской  народной песни «Ах вы сени, мои сени».
Инструменты в руки взяли,
Дружно, громко заиграли.
Нам играть не надоест
Создадим мы свой оркестр!

Дети аккомпанируют на музыкальных инструментах под русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени».

А какой инструмент вам понравился больше всего?

Муз. рук.: Ребята, а кому какой инструмент  понравился больше всего? А чтобы вы еще хотели узнать про народные инструменты? Вам понравилось со мной играть? Мне тоже очень с вами понравилось. И в моем сундуке для вас есть на память подарки.

Музыкальный руководитель дарит детям деревянные ложки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_zanyatie_2.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект тематического музыкального занятия

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты »

Цель: Расширение знаний обучающихся о русских народных инструментах.

Задачи:

  • Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
  • Познакомить детей с создателем первого оркестра русских народных инструментов;
  • Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи;
  • Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память, творческие способности;
  • Воспитывать музыкальную культуру воспитанников, любовь к народной музыке;
  • Формировать доброе отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Материалы: 

  • Русские народные инструменты (трещетки, гусли, дудочка, ложки, баян, балалайка);
  • Компьютер, проектор, интерактивная приставка Mimio Teach, программное обеспечение Mimio Studio, колонки;
  • CD с подборкой русских народных наигрышей;
  • Компьютерная презентация «Создание оркестра русских  народных  инструментов».

Ход занятия

Дети под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» входят в зал.

М. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Мария Николаевна. А можно мне узнать как вас зовут?

Дети: Да!
М. рук.: Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Пропой свое имя».

Музыкальный руководитель пропевает свое имя, затем дети пропевают свои имена.

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики.

М. рук:  Ребята, как вы думаете, под какую музыку вы входили в зал - авторскую или русскую народную?

Дети: Русскую народную.

М. рук.: А какая по характеру была эта музыка?

Дети: Веселая, плясовая, задорная.

М. рук.: А вы узнали музыкальные инструменты, которые звучали? (ответы детей).

Я к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла старинный сундук. Хотите узнать, что в нем храниться? Для того, чтобы его открыть, надо разгадать загадки. Ребята, вы поможете мне?

Проводится дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования Mimio «Угадай музыкальный инструмент».

Загадки:
1. У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак он и буян,
Голосистый мой… (баян)

2. Чьи мы слышим перекаты
Словно гром гремят – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А зовут ее - …   (трещотка)

3. Деревянные сестрички, 
Друг о друженьку стучат, 
Всю округу веселят… (ложки)

4. Ой! Звенит она, звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).

5. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна…(дудочка)

6. Сам Садко на них играл,
И душевно напевал
Перебрал он море струн,
Вышел из моря «Нептун».
На каком музыкальном инструменте играл Садко? (Гусли).

М.рук.: Молодцы! Вы разгадали все загадки. И сундук открылся.
Музыкальный руководитель открывает сундук и достает музыкальные инструменты.

М.рук.: А вы знаете,  как звучат все эти инструменты?

Дети: Да!

М.рук.: А вы хотите поиграть и проверить свои знания? Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай, что звучит».

Проводится музыкально-дидактическая игра  с использованием интерактивного оборудования Mimio «Угадай, что звучит».

М.рук.: Молодцы! Все угадали! А вы знаете, что народные музыкальные инструменты можно разделить на группы: струнные, духовые, клавишные, ударные. Давайте попробуем это сделать.

Проводится музыкально-дидактическая игра  с использованием интерактивного оборудования Mimio «Распредели по группам»
М.рук.: Ребята, традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. Оркестр народных инструментов является одной из жемчужин нашей культуры, не имеющей аналогов в мире.
«Оркестр» - это группа музыкантов (более 12 человек), играющих на различных музыкальных инструментах, исполняющих музыкальное произведение.
Создателем такого оркестра является Василий Васильевич Андреев.
Оркестр русских народных инструментов был создан в
городе Санкт- Петербурге. Он существует и сейчас и называют сейчас его «Оркестр им. Андреева».

Муз. рук.: Ребята, давайте мы с вами представим, что наши ладошки, это русский народный музыкальный инструмент – баян.

Проводится пальчиковая игра «Баян»
Посмотри – мои ладошки,
Как веселые гармошки,
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
(Пальчиковую гимнастику повторить два, три раза).

Муз. рук.: Репертуар оркестра русских народных инструментов очень богат. Я предлагаю вам послушать произведение «Ах вы сени мои сени», в исполнении оркестра им. Андреева.
Я предлагаю вам встать в хоровод и разучить русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени».

Дети разучивают песню, исполняют ее и водят хоровод.

Муз. рук.: Ребята, а вы хотите поиграть на народных инструментах?

Я предлагаю вам создать свой маленький оркестр русских народных инструментов, под сопровождение уже знакомой русской  народной песни «Ах вы сени, мои сени».
Инструменты в руки взяли,
Дружно, громко заиграли.
Нам играть не надоест
Создадим мы свой оркестр!

Дети аккомпанируют на музыкальных инструментах под русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени».

А какой инструмент вам понравился больше всего?

Муз. рук.: Ребята, а кому какой инструмент  понравился больше всего? А чтобы вы еще хотели узнать про народные инструменты? Вам понравилось со мной играть? Мне тоже очень с вами понравилось. И в моем сундуке для вас есть на память подарки.

Музыкальный руководитель дарит детям деревянные ложки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-народные музыкальные инструменты

Презентация на тему Русско-народные музыкальные инструменты...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Русские народные музыкальные инструменты

Красочная презентация с загадками,  изображениями русских народных музыкальных инструментов....

Гудок — русский народный музыкальный инструмент

Судя по былинам и историческим песням, он сопровождал многолюдные народные торжества; непрерывное басовое гудение издавала при этом верхняя «солирующая» струна, как, например, при игре на...

Конспект урока "Русские народные музыкальные инструменты"

На уроке учащиеся знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, исполняют народные песни, аккомпанируя  на инструментах группы "ударно-шумовые"....

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....