Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).
методическая разработка по музыке (2 класс)

Дядищева Татьяна Геннадьевна

Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывает уважение к народным традициям и культуре русского народа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:

раскрыть истоки создания народных инструментов,

способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,

воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Послушай, как щебечут птицы,

 Послушай, как поёт волна,

 Как дождь в окно твоё стучится,

 Повсюду музыка слышна!

– О чём стихотворение?

 – Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)

 – Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?

2. Актуализация знаний

– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах

3. Постановка проблемы

– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».

 – Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?

Срежу я с берёзы три пруточка,

 Сделаю из них я три гудочка…

– Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?

4. «Открытие» нового

Слайд 3. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»    

– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?

 – Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.

 – Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?

 – Гусли – самый древний музыкальный струнный  инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали  о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

Слайд 4.  Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Название  происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).

Слайд 5.

– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).

Слайд 6.  Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они – на базарах, на княжьих пирах,

 На игрищах тон задавали,

 Играя на гуслях, волынках, гудках,

 На ярмарках люд потешали.

А. Орлов

– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, высмеивали пороки, но и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев возродил домру по её изображению на рисунках (фрагмент –  ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).

Слайд 7. О каком инструменте говорится в загадке?

У неё есть три струны ,

 Их рукой щипать должны,

 Можно под неё  плясать

 И по-русски приседать.

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).

Слайд 8. Рассматривание картины  М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слайд 9. Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями  (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи (музыкальный пример игры на свирели).

Слайд 10. Сообщения учеников

Пастух выйдет на лужок,

 Заиграет во рожок.

 Хорошо пастух играет,

 Выговаривает.

Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»

– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем –  вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).

Слайд 11. Прослушайте звучание ещё одного инструмента. По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.

– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

Слайд 12. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

Ученики демонстрируют звучание свистулек и рассказывают каждый о своей.

Слайд 13. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?

Слайд 14. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.

– Прослушайте звучание бубенцов.

Слайд 15.

– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.

– Прослушайте звучание бубна.

Слайд 16.

Была берёзовая чурка

 Валялась, где лежат дрова.

 Потом из чурки вышло чудо,

 Точнее, не одно, а два.

 Два чуда – две чудесных ложки!

 Округлых, звонких, расписных!

 Чечётку, даже без гармошки,

 Я так отплясывал под них!

Л. Логинов.

– В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Игра учеников на ложках, (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Задорный сормачек»).

Слайд 17. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок.

 Обращение к толковому словарю В.Даля (Что означает слово трещотка?)

– В. Даль в толковом словаре объясняет слово «трещотка» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Музыкальный пример.

5. Первичное закрепление

Слайд 18.

– Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!

 То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!

                                                                       Л. Яковлев

– Как понимаете последние строчки?

– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.

 – Какие инструменты звучали?

 – Какой характер у мелодии?

Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.

6. Самостоятельная работа

Работа в парах: раздаются карточки с названиями инструментов, ученики делят на группы. Проверка – (слайд 19).

7. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 20. Кроссворд «Инструменты народного оркестра»:

– Шумовой инструмент с  кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.

 – Трёхструнный щипковый инструмент.

 – Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.

 – На этом инструменте часто играли пастухи.

 – Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.

 – Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

 – Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.

 – Дудочка с голосом жалобного звучания.

 – По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?

Учащимся раздаются  ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучит фрагмент плясового наигрыша  «Смоленский гусачок» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Участие ребят в исполнении произведения.

8. Рефлексия

Слайд 21. Вывод

– Что нового узнали? Чему научились?

 – Какими слушателями и исполнителями были на уроке?

9. Домашнее задание

– Провести поиск материалов по теме «Баян».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ИЗО "Национальный русский костюм" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма. На уроке используются различные ИКТ (интерактивная пристака, про...

Методическая разработка урока математики по теме: «Виды треугольников». 4 класс

Аннотация к уроку математики. Урок математики в 4 классе разработан по программе УМК «Школа России». Для более наглядного изучения геометрического материала использовала метод исследования. Такая...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: " Русские народные праздники. Масленица"(начальные классы)

Данная разработка раскрывает одну из важных традиций русского народа. Повышает интерес к русским праздникам и повышает патриотический дух подрастающего поколения....

Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...

Методическая разработка урока музыки по теме "Концерт"

Создание условий для формирования представлений о крупном инструментальном музыкальном жанре Концерт....