Методическая разработка урока музыки для 3 класса "Светлый праздник Пасхи".
методическая разработка по музыке (3 класс)

Тарасова Светлана Александровна

Методическая разработка урока музыки "Светлый праздник Пасхи для 3 класса. План урока с стихами,песнями,рисунками, полная информация о празднике,игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект  урока

Светлый праздник Пасха!

Дата проведения: 26 апреля 2021

Класс:  

Предмет: Музыка

Учитель:  Тарасова Светлана Александровна  

Тема урока:  «Светлый праздник Пасха! »

Тип урока:  Урок творчества с применением групповых форм работы.

Цели:

познакомить учащихся с традициями русского народа, связанными с   православным праздником Пасхи;

Задачи:

дать  представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;

 организовать совместную музыкально-творческую деятельность, применить музыку как средство коммуникации;

 развивать творческие, музыкальные  способности детей;

формировать исследовательские способности, познавательный интерес;

осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные  

связи (изобразительное искусство, музыка, внеклассная работа);

прививать бережное отношение к культурным традициям народа;

воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к русскому музыкальному фольклору.

       Оборудование:

Технические средства: ноотбук, синтезатор;

Портреты композиторов: С.Рахманинова,П.Чайковского, М.Глинки, С.Прокофьева

 Ваза с вербой и веточками берёзы, расписанные деревянные яйца в лукошке, кулич, пасха, колокольчики разных форм, репродукция картины Б. Кустодиева «Христосование»; рисунки костюмов, узоров в народном стиле;

Подготовительный процесс:

1. Дети учат стихи о Пасхе;

2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;

3. Разучивают загадки, пословицы, приметы;

4. Рисунки на тему «Светлый праздник Пасха».

      Ход урока

     Звучит музыка П.И. Чайковского « Подснежник», ученики входят в класс.

1.Организация, начало урока :музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

2. Проверка выполнения домашнего задания в течение всего урока

      Распевание «Унисон». «Мышка», «Дружная семья» аккомпанируют сами дети.

3. Постановка цели урока перед учащимися.

Учитель: Сегодня у нас, ребята,  урок – творчества «Светлый праздник -  Пасха!».  Музыка является универсальным средством выражения духовных ценностей и передачи их последующим поколениям. Музыка - это язык, но у каждого народа он свой. Мы являемся носителями своего языка и культуры своего народа. Это выражается в интонации речевой, музыкальной, в ритме разговорной речи, в её длительностях, в движениях, костюмах, обычаях, религии.

  3.1.  Исполнение   песни «Город Чапаевск» музыка и слова Р. Фатахов, С. Тарасова.

 3.2. Стихотворение

Учитель: Очень часто за событиями

               И за сутолокой дней.

                Старины своей не помним,

                Забываем мы о ней

              Хоть и более привычны

               Нам полёты на Луну,

                           Вспомним русские обычаи,

                    Вспомним нашу старину.

                       Учитель:  На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.

       Учитель: Чем дальше в будущее входим,

                           Тем больше прошлым дорожим,

                           И в старом красоту находим,

                           Хоть новому принадлежим.

                      4.Организация восприятия и осмысления новой информации

 У.: Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся  к традициям и        обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.

           Учитель: Посмотрите на эти картины. Что на них изображено?

           Что  хотели передать в своих работах художники? Удалось ли им это?

* Ответы детей.

           5.  Первичная проверка понимания

  Учитель: Праздник Пасха – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение -  

День радостный светлый. Просыпается вся земля. В Светлое Христово Воскресение  верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и ответным : « Воистину Воскресе!» С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, а перед этим « Страстная седмица - дни, когда Господь наш Иисус Христос принимал мучения и  был распят.

            Учитель: А что такое седмица? Кто знает?

Ответы: Страстная - от слова «страсти», мучения. Когда  Христа  схватили и  издевались над Ним, а в пятницу, повели Его на распятие. Он нес крест и просил, чтобы пощадили мучителей Его, которые не знали, что творят... поэтому  на Страстной седмице  соблюдают строгий пост, вспоминают о Христовых мучениях.

Вслед за тем наступает  светлое Воскресенье, Пасха то есть, когда воскрес Иисус Христос.

      Слушание .

            Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем  стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе"

            Учитель: Праздновать Пасху начинали в ночь с субботы на воскресение. Верующие и колеблющиеся, старые и молодые, приходили в церковь на молитву. Давайте, и мы  побываем на службе в церкви. В пасхальном богослужении поют очень красивую молитву: “Ангел вопияше”.

            Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова.

            Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:

            Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

            Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне   и веселися, Сионе.

            Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

            Учитель: Кто исполнял?

            Ученик: Церковный хор, солист пели, а капелла.

Вопросы:

1.Какое общее настроение господствует в музыке?

     2.Какие интонации слышны в звучании хора?

 3.Какой лад звучит?

*Ответы учеников.

Учитель: Самым  простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Его     исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

     Учитель: Давайте и  мы сегодня постараемся исполнить эту молитву. Разучим 1-2    фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с любовью.

     6. Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”. 

     6.1. Работа с терминами. 

Учитель: ТРОПА́РЬ (греч. τροπάριον, от τρόπος), и СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв.    "многостишие" — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) — в православной церкви — краткое молитвенное песнопение.

    6.2.Слушание . Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов. 

     Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты  для двух фортепьяно    С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.

     Учитель: Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре.  Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ  ПАСХИ, которым открывался наш урок.

     Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

     Ученик:  Перезвон колоколов.

Спасо-Преображенский собор (Тольятти)

           Учитель: И мощный звон промчался над землею,

           И воздух, весь гудя, затрепетал.

           Певучие серебряные громы

           Сказали весть святого торжества.

Учитель: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно). Колокольная тема присутствует  о многих произведениях С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.  

Учитель:

           Колокольный звон был предметом воспевания у отечественных композиторов. Они часто включали колокольный звон в свои произведения. М. И .Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С. В. Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».

На Пасху всем желающим ,особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во  множество колоколов, звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы  человека, а недавно ученые установили, что музыка колоколов убивает микробы.

--Давайте мы с вами послушаем прекрасную музыку  звона колоколов «Пасхальный перезвон»

Учитель: Какое у вас появилось настроение после прослушивания звучания колокольного звона?

*Ответы детей: радостное, праздничное, торжественное.

Учитель: Отчего зависит высота тона колоколов?

--От металла, из которого отлит колокол!

            7.1. Работа с терминами

            Учитель: Слово «пасха» переводится как «прохождение, избавление». Для   христиан это означает искупление Иисусом Христом грехов человеческих.

Ученик: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре. Он всегда проходит весной, а весна связана со светлыми надеждами, ожиданиями.

7.2.Чтение стихотворения

                Вот просыпается земля

                И одеваются поля.

                Весна идет, полна чудес.

                Христос воскрес!! Христос воскрес!!

Учитель: Праздник Пасхи  это не только молитвы. У крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они ходили по домам, пели песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Таких людей называли -  волочебниками. Слово это означает «поющие под окном». Какие вы знаете русские народные инст рументы?

-- Балалайка, свистульки, гусли, деревянные ложки, трещотки, треугольники, свирель, гармошка.

--Выходите, музыканты, поскорей!

В святу Пасху нам сыграйте веселей!

*Русская народная мелодия «Калинка».

*Исполнение в оркестре.

Учитель: Ребята, какой характер русской народной мелодии?

--Правильно, напевный, плясовой, веселый.

Учитель: Какая форма? Почему?

--2частная,в музыке есть контрастная смена настроений

--Музыка танцевальная или песенная?( и танцевальная ,и песенная)

.

            Учитель: На Пасху было принято проводить семейные застолья, игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

8. Пасхальные игры. 

1. «Катание яиц». Для игры нужно сделать деревянный «каток». Вокруг освободить ровное пустое место, на котором разложить крашеные яйца, или маленькие  игрушки, конфеты. Все подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.

                         

2. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3.«Битиё яиц».  Слайд №20

Весь класс делиться на две команды. Нужно биться Пасхальными яйцами (держа в руках яйцо носиком вверх) до тех пор, пока у одного из участников не треснет скорлупа яйца. Разбитое яйцо отдается на съедение победителю.

                                                                                                   

Учитель: Существуют традиции и символы этого праздника.

                       Учитель: Конечно же, любимой традицией на Пасху была традиция  красить яйца.                           Их называли крашенки, писанки.

9. Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование». 

Учитель: Тема Пасхи была  близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину

Учитель: Что изобразил художник?

Ученик: Пасхальную традицию Христосование.

Учитель: Что вы  слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?

Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»

 Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?

Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.

Учитель: Мы можем  увидеть  пасхальную тему на картинах Б. Кустодиева,  Н. К. Пимоненко «К заутрене. Пасха», С.И.Блонской «Девочки. Вербное воскресенье», С. Жуковского «Пасхальный натюрморт», Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха», В.Е. Маковского «Молебен на Пасху».

--  Мы гордимся стариною,

                           Стала нам она родною.

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

Ученики: Берёзки.

Учитель: Почему берёзка – это символ весны? Её символизируют с женским началом, она символ нашей Родины - России .

10. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам? В старину верили:

 « Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым»

« Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину»

« На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»

« Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной».

             Творог, масло, простоквашу,

                          А еще молитву нашу,

                                         Соль и сахар, и цемент.

                                                         И кулич готов в момент!

  11. Подведение итогов.

Учитель: Из выше сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод, что русский человек прекрасно мог и трудиться, и отдыхать. Ребята, на уроке себя показали замечательными деревенскими жителями. Вы замечательно и работали и веселились.

Свой урок мы закончим веселой песней «Пасха в гости к нам пришла» музыка С. Крупа-Шушариной.

Список литературы:                                                                                                                                    1.Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из “Сказаний русского народа”, собранных И. П. Сахаровым. – М.: “Дружба народов”, 1991.                                            

             2.Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд-во “Яуза”, ЗАО Изд-во “ЭКСМО – Пресс”, 1999.                                                                                                                        3.Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «В современных ритмах. Мюзикл»

Отличительной особенностью современного урока музыки  стало широкое применение межпредметных связей, охват большого  культурологического пространства. Также новый Образовательный стандарт пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки "Что за прелесть эти сказки!"

Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!" из цикла "День полный событий" посвящён творчеству А.С.ПушкинаАвтор: Супрун И.Н....

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...