Конспект урока музыки в 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Потоцкая Анна Александровна

Конспект урока музыки в 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_2_klass.docx39.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Студентка:Потоцкая .

Учебный предмет: Музыка

Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
  2. Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  3. Формировать патриотические качества личности.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление и творческие способности;
  2. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  3. Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;
  4. Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  2. Создавать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;
  3. Пробуждать интерес к русскому фольклору, уважению народных обычаев.

Оборудование: презентация, слова песни

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
  2. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  3. Патриотические качества личности.

Личностные:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение развивать логическое мышление и творческие способности;

Регулятивные:

  1. Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

  1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.Работа над темой урока

5.2.Знакомство с оперой

5.3.Физминутка

6. Этап анализа произведения

 6.1.Работа с произведениями

 6.2.Характеристика героев

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Анна Александровна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

  1. Эмоциональный заряд

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать

Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты.

фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

Слайд 1.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…

- А вы можете продолжить?

-Тогда в группах допишите потерявшие слова.

(Работа в группах - дети дописывают слова на карточках).

-Давайте прочитаем, что получилось.

(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина).

-Какому поэту принадлежат эти строки? (А.С.Пушкин)

На доску вывешивается портрет писателя.

-Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Поэма – литературный и музыкальный жанр, произведение в стихах.

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами.

Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

 

(на праздниках, посиделках, на гуляньях)

фронтальная

П1, Л1 ,  П.1,

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Посмотрите на слайд. Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? ( в театр).

-А кто был в театре? ( ответы детей).

-А что там делают? (смотрят спектакли).

-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

(Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера")

  1. Исполнитель сольной партии, один певец (сОлист).
  2. Клавишный музыкальный инструмент (Пианино ).
  3. Место, где можно посмотреть музыкальный спектакль в музыкальном произведении (тЕа́тр).
  4. Группа людей, исполняющих одну песню («хоР»).

       5.Шестиструнный музыкальный инструмент (гитАра).

-Что получилось? (опера).

-А что такое опера? (Опера — музыкально-драматическое произведение в котором поют).

(чтобы проводить зиму и встретить весну)

фронтальная

Пр.1, П.1,

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (Познакомимся с оперой)

- Да, правильно, на нашем уроке мы с вами познакомимся с одной оперой, а с какой узнаете позже.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

фронтальная

Р.1, Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Работа над темой урока

- Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. 

- Давайте перенесемся на 175 лет назад. А хотите узнать, что было 175 лет назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.

-Почему опера волшебная и сказочная? (в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана.

В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором.

По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь.

5.2. Знакомство с оперой

 - Предлагаю вам посмотреть видеоматериал, который познакомит нас произведением.

5.3. Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

 

Ответы учащихся (учитель помогает найти нужные слова и направляет ответы учащихся).

Фронтальная

Р1, П1, Л1, Л2 , Пр.2, Л.1, П.1, К.1, К.1, Пр.3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1 Работа с произведениями

- Теперь предлагаю вам прослушать некоторые музыкальные произведения из оперы.

Звучит "Увертюра" (2 произведение).

-Как звучит произведение?

-Какой тут возникает образ?

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)

-Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется.

 -Послушаем фрагмент из арии Русланаъ

Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» (3 – произведение).

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).

-Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

-Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете
какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

-Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из жанров он для этого выбирает? (жанр марш)

Звучит (М.И.Глинка – «Марш Черномора») (4- произведение)

-По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). 

-Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).

-Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

-Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

-Своим прототипом – первообраз,  Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.

-Каких вы знаете богатырей? (Слайд 12)

-С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови).

-А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

-А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент "Финал(5-произведение).

-Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

-Кто исполняет это произведение ? (хор).

-А какой хор? (смешанный)

-Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.

6.2. Характеристика героев

-Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (Слайд 13 – 14).

Людмила – “милая людям”. 

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.) 

Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. 

-В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

-У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.

-В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

-Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.

-Ответы учащихся

фронтальная

Л1, П1, К1, К1, Л.1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

  А теперь посмотрите на экран.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

(масленица)

Фронтальная

П2, П1, К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Что было самым интересным?

- Что узнали нового?

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок! До новых встреч!

Отвечают на вопросы

.

Фронтальная

Р1, К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...