Рабочая программа по музыке, 2класс
рабочая программа по музыке (2 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx77.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛО-КУНАЛЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

№______ от ____________201  года

_____________/_________________/

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора ОО

№_____ от _________ 201  года

_____________/______________/

с. Малый Куналей

2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«МУЗЫКА»

2 КЛАСС

на 2018-19 учебный год

Составитель: Астрихинская Л.И.

Квалификация:   I категория

Содержание:

1. Пояснительная записка        3

2. Общая характеристика учебного предмета        4

3. Место учебного предмета в учебном плане        5

4. Требования к уровню подготовки по предмету        6

5. Содержание учебной программы        7

6. Тематическое планирование        10

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса        32

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета        32

9. Критерии оценки        33

Литература:        35

1. Пояснительная записка

Программа курса «Музыка» предназначена для 2 класса МБОУ Мало-Куналейская СОШ и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) от 17 декабря 2010 г. №1897. Составлена на основе  учебной программы основного образования, утверждённой  Министерством  образования РФ, программы «Музыка»  для 1-4 классов, авторы  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак , - М.: Дрофа, 2010 год. В соответствии с новым Базисным учебным планом в 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю); национально-региональный компонент - 4 часа.

Цель:

 духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов- музыкантов  Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура  и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Другие отличительные особенности программы отразились:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования;

- в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

2. Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном восприятии культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна.

Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является  метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства литературу и живопись. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно»,- отмечал П. Флоренский. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое  искусство на своем языке рассказывает об одном и том же - о жизни человека.

В программе широко применяется стилевой подход.  Понимание стиля, представляющего «музыкально-интонационный почерк» отдельного произведения (Тема «Детский альбом» П.И. Чайковского).

Творческий метод используется в программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации.

В связи с этими отличительными критериями оценки творчества и деятельности являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае соотносится содержание каждого года обучения с содержанием всего этапа образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.  

4. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

Личностные результаты изучения музыки отражают:

  • формирование целостного представления о культурной картине     музыкального мира;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение   художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Предметные результаты изучения музыки отражают:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
  • уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро-медленно), динамики (громко-тихо);
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

      В областиметапредметных результатов:

  • уметь выстраивать речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
  • уметь проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным критериям учебника;
  • уметь устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
  • Ожидаемые результаты.  В ходе обучения дети подходят к осознанию того, что различные жанры и роды музыки (серьезные и легкие) – это разные стороны единого музыкального мира.
  • Опираясь на полученные в школе знания, учащиеся смогут в дальнейшем самостоятельно продвигаться вперед по пути освоения музыкального искусства, повышения культурного уровня в целом. При этом возникает потребность видеть прекрасное в окружающей действительности и накапливать духовное наследие и нравственный потенциал.

5. Содержание учебного предмета

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый(концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:

2 класс – «Музыкальная прогулка».

Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка – живопись – поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем.

Раздел 1.  Природа в музыке. Краски осени: Осенины; Осень: поэт – художник – композитор; Зима: поэт – художник – композитор; Весна: поэт – художник – композитор.

Раздел 2. Сказочные и былинные образы в музыке. Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков; Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»; «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова.

Раздел 3. Наши любимые праздники.Осенины; Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»; Праздник бабушек и мам.

Раздел 4. Музыка – живопись – поэзия(междисциплинарные темы). «Картинки с выставки»; Осень: поэт – художник – композитор; Весна: поэт – художник – композитор; Звуки-краски; Тембры-краски.

Раздел 5. Великие композиторы, великие произведения.Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков; «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!».

Раздел 6. Жанры музыки.Марш Черномора; В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Раздел 7. Музыкальные представления. В оперном театре; «Балло» означает «танцую»; Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»; Музыкальные театры мира.

Раздел 8. Музыкальные инструменты, виды оркестров.Величественный орган; Инструмент-оркестр. Фортепиано; Тембры-краски; Звуки клавесина; «Эту музыку легкую…называют эстрадною…».

Раздел 9. Основы музыкальной грамоты.Весело-грустно (мажор-минор); «Мелодия – душа музыки»; Музыкальная интонация; Ноты долгие и короткие (музыкальные длительности); Для чего нужен музыкальный размер?; Музыкальный аккомпанемент; Диезы, бемоли, бекары.

Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.

Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов, приведенных в параграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно-интерпритаторскую деятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.

Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры учащихся.

Песенный репертуар составлен с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.

На каждом уроке, выполняется оздоровительный точечный массаж под музыку-relax в течение двух-трех минут и дыхательная гимнастика по Н. Стрельниковой.

 Выполнение проблемно- творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы, как на уроке, так и дома.

В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.

  Своеобразную часть программы представляет значительно обновленный музыкальный материал.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Содержание урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные
результаты

Универсальные учебные действия
(УУД)

Личностные
результаты

Прогулка.

Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка?

Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика итд.).

Определение характера и настроения музыки

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения осредствах музыкальной выразительности.

Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки.

Осуществлять музыкально-ритмические движения

«Картинки с выставки»

Интонация в музыкальном произведении.

Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.

Определение характера и настроения музыки

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки

Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Определять характер музыкальных произведений.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении различные интонации

Осенины

Роль праздников в жизни людей.

Календарные праздники.

Осенины.

Песни об осени, осенние заклички

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности

Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать осень в родном городе

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в осенний лес осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Иметь представления о праздновании Осенин на Руси.

Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце.

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков

Великие композиторы, великие произведения.

Опера - жанр музыкально-драматического искусстваЛибретто - литературная основа оперы

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов декораций оперы Римского-Корсакова

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова. Играть на детских музыкальных инструментах.

Воплощать образное содержание музыки в рисунке

В оперном театре

Жанры музыки. Опера -музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет.

Увертюра - вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев в инструментальном исполнении

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку;

Понимать главные отличительные особенности оперного жанра.

Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике.

Иметь первоначальные представления о музыкальном сопровождении

Осень: поэт- художник- композитор*

Осень глазами художников, поэтов, композиторов

У художников - краски, у композиторов - звуки, у поэтов - слова

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Определять характер музыкальных произведений.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении различные интонации

Весело - грустно

Основы музыкальной грамоты.

Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах

октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.

Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

Определять мажор, минор

Весело - грустно

Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах ок-

тавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения

«Лад», «мажор»,

«Минор».

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять мажор, минор

Озорные частушки

Частушка - русский фольклорный жанр, короткая на-

родная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Частушки бывают разными по тематике. Частушки -быстрые песни в четком ритме двудольного танца

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: строить сообщения
в устной форме;
узнавать, называть и определять объекты и явления (определять виды частушек);Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Иметь представления о жанре частушки.

Воплощать характер содержания частушек в пении

Мелодия - душа музыки

Основы музыкальной грамоты.

Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять стили нотного стана и манеру написания нот.

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

Понимать художественно- выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.

Воплощать выразительность мелодии в пении

Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!

Знакомство с биографией

и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора.

Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор

Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: исследовать с помощью Интернета высказывание о Моцарте.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания

Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.

Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.

Играть на детских музыкальных инструментах

Музыкальная интонация

Основы музыкальной грамоты. Что называется интонацией в музыке.

Интервал

в музыке - отношение вы-

сот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять характер музыкальных произведений.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении различные интонации

Ноты долгие и короткие

Основы музыкальной грамоты.

Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие (целые, половинные,четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые)

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять длительность нот

Величественный орган

Орган - самый большой клавишный духовой инструмент.

Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.

Иметь представления

о роли органа в творчестве И. С. Баха

«Балло» означает «танцую»

Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии

Балет, вариации, кордебалет.

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Понимать главные отличительные особенности жанра балета.

Наблюдать за процессом развития в балетной музыке

Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Жанры музыки. Рождествен-

ский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет

в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана  

«Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение.

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения осредствах музыкальной выразительности.

Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.

Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей

Зима: поэт, художник, композитор*

Выразительные возможно-

сти музыки в описании

зимней природы.

Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы.

Наличие интереса к предмету «Музыка»

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре.

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации;; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям характер и настроение музыки.

Коммуникативные: работать в паре: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке

Музыкальный размер

Основы музыкальной грамоты.

Размер в музыке -количество и тип метрических единиц (долей) в такте;

Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-итрехдольные размеры, смешанные размеры

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).

Музыкальный размер

Основы музыкальной грамоты.

Размер в музыке -

количество и тип метриче-

ских единиц (долей) в такте;

своеобразный Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-и трехдольные размеры, смешанные размеры

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к музыкальным произведениям, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).

«Марш Черномора»

Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений.

Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.-)

Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать музыкальные жанры; анализировать; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в группе: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку;

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (маршевые жанры).

Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения

Инструмент-оркестр. Фортепиано

Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. forte- громко и piano - тихо.

Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Распознавать звучание разных регистров фортепиано.

Проводить тембровые аналогии между звучанием

Музыкальный аккомпанемент

Основы музыкальной грамоты.

Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (определение лада); формулировать выводы.Познавательные: сопоставлять альтернативное звучание

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре.

1Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания.

Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия.

Осуществлять музыкально-ритмические движения.

Играть на детских музыкальных инструментах

Праздник бабушек и мам

Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека.

. Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определять авторов изученных музыкальных произведений.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении

«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова

Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка».

Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев

Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: строить сообщения
в устной форме;
узнавать, называть и определять объекты и явления (определять персонажей оперы);Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения.

Исполнять ритмический аккомпанемент к песне

Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова

Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка».

Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять стили и манеру главных героев.

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения.

Исполнять ритмический аккомпанемент к песне

Диезы, бемоли, бекары

Основы музыкальной грамоты.

Альтерация (лат. alteration - изменение) – повышение или понижение

звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар

Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно)

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять ноты с помощью нотного стана

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания

Различать особенности знаков альтерации в музыке.

Выражать в музыкально- пластическом движении характер мелодии

«Где это видано...»

Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Самовыражение в музыке.

Наличие интереса к предмету «Музыка»

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Оценивать выразительность исполнения.

Разыгрывать песню

Тема весны в музыкальных произведениях*

Краски и звуки весенней

природы.

Выразительные

возможности музыки в опи-

сании весенней природы.

Наличие интереса к предмету «Музыка»

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства.

Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу

Звуки-краски

Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром.

Свойство звуковой окраски - тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого

Определение характера и настроения музыки

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: анализировать иллюстрации; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросынеобходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении

Звуки клавесина

Клавесин - щипковый клавишный инструмент.

Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина.

Узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску.

Определять черты общности между различными клавишными инструментами

Тембры-краски

Свойство звуковой окраски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов.

Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов

Определение характера и настроения музыки

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: узнавать, называть
и определять тембра музыкальных инструментов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание

«Эту музыку легкую... называют эстрадною...»

Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, легкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка).

Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль

Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать совзрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о любимых произведениях

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание

Музыка из детских кинофильмов

Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов.

Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Регулятивные: понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах

Крупнейшие оперные театры мира.

Знакомство с крупнейшими оперными театрами

Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)

Умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; выполнять смысловые игры-импровизации

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира

Всего:      34 ч

* - Национально-региональный компонент

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Объекты и средства материально-технического обеспечения включают:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • стандарт основного общего образования по образовательной области;
  • программа основного общего образования по музыке;
  • рабочие программы по музыке;
  • хрестоматии с нотным материалом;
  • сборники песен и хоров;
  • методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки);
  • учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке;
  • рабочие тетради;
  • справочные пособия, энциклопедии;

Печатные пособия:

  • схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;
  • портреты композиторов;
  • портреты исполнителей;
  • атласы музыкальных инструментов;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
  • видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
  • видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
  • видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;
  • видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
  • видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
  • презентации;

Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, клавишный синтезатор;
  • комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики);
  • персональный компьютер, медиапроектор.

        8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Научатся:

  • выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении
  • устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания.
  • передавать в музыкально-пластическом движении впечатления от музыкальных образов
  • приобретать опыт в постижении нотной грамоты

Получит возможность научиться:

  • устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки.
  • осуществлять музыкально-ритмические движения
  • определять характер музыкальных произведений.
  • распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
  • передавать в пении различные интонации

9. Критерии оценки

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход, поэтому необходимо учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипреметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

3. Наличие грубой ошибки при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Виды проведения проверок

1. Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты.

2. Устная – предполагает устный ответ обучающееся на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

3. Комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов проверок.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Методика выставления оценок учащимся по результатам тестирования.

Если школьник правильно ответил на:

90 - 100% - «отлично»;

60-89%-«хорошо»;

30-59%-«удовлетворительно»;

менее 30%-«неудовлетворительно».

Литература:

  1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1 / Сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова. — М., 1991.
  2. Асафьев Б. В.      Избранные         статьи    о музыкальном       просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — 2-е изд. — Л., 1973.
  3.  Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
  4. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990.
  5. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
  7.  Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
  8. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
  9. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
  10.  Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных    классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
  11.  Музыкальное образование в школе / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
  12. Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб.пособие. — М., 1999.
  13.  Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
  14.  Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
  15.  Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
  16.  Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
  17. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений. — М., 2001.
  18.  Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.
  19.  Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
  20.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ.ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по музыке 2класс

Рабочая  программа  по  предмету  "Музыка" для  2 класса  разработана  на  основе  ФГОС НОО и авторской  программы Е.Д.Критской  и Г.П. Сергеевой...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2класс

Рабочая программа по музыке 2классУМК "Школа России"...

рабочая программа по музыке 2класс

рабочая программа по музыке 2класс программа "Школа России" Критская...

Рабочая программа по музыке -2класс

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества....