План-конспект занятия по теме «Приуроченные виды творчества в русском фольклоре»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Анастасия Пашкова

План-конспект занятия

по теме «Приуроченные виды творчества в русском фольклоре»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_zhanry_narodnogo_tvorchestva_na_rusi.docx422.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

План-конспект занятия

по теме «Приуроченные виды творчества в русском фольклоре»

Выполнила: студентка группы ПДО-3.2

Пашкова Анастасия Сергеевна

Проверила: преподаватель

Гох Светлана Васильевна

Волгодонск 2020

Цель: познакомить детей с образцами и примерами русского народного музыкального и немузыкального творчества, традициями и обычаями;

Задачи: развить эстетическое восприятие и расширить кругозор путем знакомства с пластом культуры родной страны; учить видеть красоту культуры  через слушание музыки и просмотр изображений и видеоматериалов на заданную тематику; развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке;

Атрибуты: ноутбук, музыкальные колонки, книги по фольклору, проектор, экран;

Ход занятия

Этапы

Действия учителя

Действия детей

Методы

  1. Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна! Я всех вас рада видеть на нашем необычном музыкальном уроке! Сегодня мы познакомимся с народной музыкой и песнями нашей с вами страны, но для начала давайте поздороваемся! Садитесь поудобнее и кладите ручки на парты, и мы отправимся в мир русских традиций! (открывается первый слайд презентации, на фоне играет народная музыка)

В класс под музыку входят дети 1-4 класс и садятся на места по команде

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

  1. Введение в тему

Итак, сегодня мы изучим приуроченные жанры русского творчества. Сейчас, я дам вам подсказочку, а вы попробуете ответить на мой вопрос (2 слайд) Приуроченные значит присоединенные, привязанные. К чему могут быть привязаны песни? (слушает ответы) Молодцы! К праздникам! Но и не только! В Древней Руси каждый день и каждое событие не обходились без песен и музыки. (3 слайд) Тогда люди верили, что песни притягивают добрые, хорошие силы, богатый урожай, теплую приятную погоду и счастье в дом! Примеров есть много! Давайте познакомимся с некоторыми из них!

Приуроченные песни делятся на несколько видов.

1) Первый из них – это обрядовые песни (4 слайд). Их поют на праздники, отмеченные в календаре, в семьях, во время работы. Ребята, как вы думаете, на какие праздники их поют? (слушает ответы) Правильно! На свадьбу, крестины и так далее! Как называются эти песни? (слушает ответы) Правильно! (5 слайд) Свадебные, а еще крестильные или крестьбинские! Их пели не только, когда крестили маленьких деток, но еще и на праздник Святого Крещения! Вы знаете, что это за праздник? (слушает ответы) Да, это когда в прорубь ныряют! Но и не только! Давайте посмотрим видео и послушаем примеры таких песен! (включает видеоролики со свадебными песнями) Самый интересный ролик отсюда – отрывок из старого фильма по сказке «Каменный цветок», о которой я вам обязательно расскажу на следующем уроке (просмотрели фрагменты) Ребята, что вы можете сказать о том, что только что прослушали? Какое настроение они у вас вызвали? (слушает ответы) Да, они очень веселые, заводные, под них хочется танцевать! Понимаете, какую добрую и позитивную энергию они несут? Это было очень важно для наших предков, потому что на добре держалась вся их жизнь (6 слайд) а теперь я покажу вам примеры крестильных песен.

  1. Следующий вид творчества - это песни и приговоры, исполняемые во время работы (7 слайд) Например, во время игры с детками, любой коллективной работы, сбора урожая. Здесь они делятся на, потешки, пестушки и колыбельные, песни бурлаков, жнивные и песни прядильщиц (8 слайд) Ребята, а вы знаете, кто такие бурлаки? Это очень сильные и крепкие мужчины, которые на канатах тащили огромные корабли на берег! Для такой тяжелой и нелегкой работы им нужен был хороший настрой и ритм, в котором они двигались, поэтому их бурлацкие песни такие резкие, стройные и бравые! (9 слайд) Давайте посмотрим, как это было! (включает видео)

А теперь скажите, а для чего используют колыбельные? (слушает ответы) Да, все верно: их поют мамы своим любимым деткам, чтобы они скорее заснули и видели только добрые сны. (10 слайд) А вам мамы пели колыбельные? (слушает ответы) Это очень хорошо. Их поют, чтобы у деток с самых первых дней появилась чувствительность ко всему прекрасному и они учились любить. Ведь колыбельные с чем поются? Правильно, с маминой любовью! (11 слайд) Давайте я вам покажу примеры русских народных колыбельных! (включает видеоматериалы)

  1. И последний вид, который мы сегодня изучим, это сезонные песни. Как вы думаете, что это за песни, и когда их поют? (Слушает ответы) Да, именно так: на праздники в разные времена года. Исходя из этого, скажите, какие они бывают? (слушает ответы) Умницы! Да, они бывают летние – духовские и купальские (12 слайд), весенние - веснянки, осенние – жнивные, которые поются, когда пожинают сено в поле, и зимние – святковские и масленичные (13 слайд). А еще существуют заклички или закликательные песни – один из древнейших жанров фольклора. В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о  богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства. (14 слайд) Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары.

Закличка помогает детям верить в правдивость и силу слов.  Ребёнок, проговаривая закличку, как бы произносит заклинание, что все будет хорошо. Например, если попала вода в ухо при купании, то нужно попрыгать на одной ножке и прокричать:

«Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!». (15 слайд)

Но вообще примеров много. Давайте сейчас все вместе пропоем несколько из них под музыку. (садится к инструменту и проигрывает заклички из приложений 1, 2, 3 и 4)

Отвечают на вопросы

Наглядно-зрительный

Наглядно-слуховой

  1. Рефлексия и подведение итогов

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вместе переберем все то, что мы с вами сегодня сделали, подумаем, что нового и полезного сегодня узнали. (слушает ответы и размышляет вместе с детьми) Да, все верно, сегодня мы вместе познакомились с видами и жанрами русских народных песен, прослушали и просмотрели их, узнали, как жили наши предки. Вам понравился урок? (Да!) Мне тоже было очень приятно с вами работать! Я очень благодарна вам за ваши ответы и то, что вы внимательно меня  слушали! Вы очень умные детки и все у вас будет хорошо! Урок окончен, до свидания! Там возле двери коробочка стоит – возьмите каждый оттуда себе по конфетке!

Отвечают на вопросы

Приложение 1. Закличка «Дождик, дождик, перестань»Безымянный.png

Приложение 2. Закличка «Благослови, Мати»

89553.jpg

Приложение 3. Закличка «Приди, весна, с радостью»

vesna_noty_Pridi.jpg

Приложение 4. Закличка «Весна пришла»

vesna_noty_Prishla.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе

Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

План-конспект урока по теме: Сложение и вычитание трехзначных чисел вида 261+124, 372-162

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаТема: Сложение и вычитание трехзначных чисел вида 261+124, 372-162Тип урока: открытие нового знанияЦель: формировать умение...

План-конспект математика 2 класс "Угол. Виды углов"

Ход урока математики во 2 классе. Объяснение нового материала детям....

План - конспект урока (2 класс). «Вычитание вида 57-26»

Цель: формировать навык письменного вычисления вида 57-26...