РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке
рабочая программа по музыке (1 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka-1-a.docx59.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ № 31

Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

Приказ от 31.08.2018 г. № 160

___________Л. М. Мирон

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

Начальное общее образование  1-а класс

Количество часов: 32

Учитель: Крайнюк Елена  Анатольевна

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по музыке начального общего образования, 2011 г.,  авторской программы курса «Музыка. 1-4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой системы «Школа России» - М.: Просвещение, 2015.

2018 - 2019 учебный год

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

             Задачи музыкального образования младших школьников:

•  воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

•  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

•  развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

•  накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирова- ния, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные         результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
  • позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

У ученика будут сформированы:

умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями программы для 1 класса);

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

У ученика будут сформированы:

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных средств ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

У ученика будут сформированы:

  •  наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  •  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Ученик получит возможность научиться:

  •  совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  •  создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

Содержательные линии

Ученик научится

Ученик получит возможность

научиться

Музыка вокруг нас

  • Наблюдать за музыкой в жизни человека.
  • Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  • Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (ансамбле, в оркестре).
  • Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
  • Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
  • Знакомиться с элементами нотной записи.
  • Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
  • Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
  • Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
  • Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
  • Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Музыка и ты

  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
  • Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
  • Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
  • Разучивать и исполнять образцы музыкально - поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
  • Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
  • Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
  • Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
  • Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
  • Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
  • Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
  • Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Музыка вокруг нас.  

     Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.

     Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях.

     Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры. Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

     Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня - напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец -  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке. 

     Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

     «Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

      Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Наблюдение народного творчества.

       Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского - Корсакова дать понятие «композиторская музыка».

       Звучащие картины. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

       Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  

       Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного   праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.

       Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

  Музыка и ты.

       Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Россия - Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

       Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство - без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

      Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

     Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях, образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

     Музыкальные  инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавесин.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство   исполнителя-музыканта.

      Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

      Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

      Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе – хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

     Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за год. Исполнение  выученных  песен в течение  всего  года.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Музыка вокруг нас  

16

2

Музыка и ты

16

Итого

32

Аннотация к тематическому планированию

Рабочая  программа  по музыке в 1-а  классе  рассчитана  на 1 час в неделю, всего 33 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2017 – 2018 учебный год  уроки музыки проводятся в среду.

В 2017 – 2018 учебном году праздник  1 мая выпал на среду, поэтому будет проведено 32 урока. Тематический план сокращен на 1 час, реализация которого  будет осуществлена за счёт уплотнения материала по теме: «Музыка и ты».

Приложение 1 к рабочей программе

          по музыке

         на 2018-2019 уч. год

Календарно-тематический план

  рабочей программы

по музыке

 учитель Крайнюк Е. А.

Количество учебных часов: 32

Количество учебных часов для выполнения

•        контрольных работ: 1

Учебно-методическое комплектование (далее – УМК):

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

«Музыка»

Е.Д. Критская

2013 год

Москва

«Просвещение»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

в теме

Дата

Тема раздела, урока

Формы контроля

Музыка вокруг нас  – 16 часов

1

1

5.09

И муза вечная со мной!

фронтальный устный опрос

2

2

12.09

Хоровод муз.

фронтальный устный опрос

3

3

19.09

Повсюду музыка слышна.

фронтальный устный опрос

4

4

26.09

Душа музыки – мелодия.

фронтальный устный опрос

5

5

3.10

Музыка осени.

фронтальный устный опрос

6

6

10.10

Сочини мелодию.

фронтальный устный опрос

7

7

17.10

Музыкальная азбука.

фронтальный устный опрос

8

8

24.10

Музыкальные инструменты

фронтальный устный опрос

9

9

7.11

«Садко» (из русского былинного сказа).

фронтальный устный опрос

10

10

14.11

«Садко» (из русского былинного сказа).

фронтальный устный опрос

11

11

21.11

Музыкальные инструменты (флейта, арфа).

фронтальный устный опрос

12

12

28.11

Звучащие картины.

фронтальный устный опрос

13

13

5.12

Разыграй песню.

фронтальный устный опрос

14

14

12.12

Пришло Рождество, начинается торжество.

фронтальный устный опрос

15

15

19.12

Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

фронтальный устный опрос

16

16

9.01

Музыка вокруг нас (обобщение).

фронтальный устный опрос

Музыка и ты – 16 часов

17

1

16.01

Край, в котором ты живешь.

фронтальный устный опрос

18

2

23.01

Поэт, художник, композитор.

фронтальный устный опрос

19

3

30.01

Музыка утра. Музыка вечера.

фронтальный устный опрос

20

4

6.02

Музыкальные портреты.

фронтальный устный опрос

21

5

13.02

Разыграй сказку.

фронтальный устный опрос

22

6

20.02

У каждого свой музыкальный инструмент.

фронтальный устный опрос

23

7

6.03

Мамин праздник.

фронтальный устный опрос

24

8

13.03

 Музы не молчали.

фронтальный устный опрос

25

9

20.03

Музыкальные инструменты.

фронтальный устный опрос

26

10

3.04

Чудесная лютня.

фронтальный устный опрос

27

11

10.04

Звучащие картины. Обобщение.

фронтальный устный опрос

28

12

17.04

Музыка в цирке.

фронтальный устный опрос

29

13

   24.04

Дом, который звучит.

фронтальный устный опрос

30

14

8.05

Опера-сказка.

фронтальный устный опрос

31

15

15.05

Ничего на свете лучше нету… Контрольная работа за год

Контрольная работа

32

16

22.05

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

фронтальный устный опрос

Приложение 2 к рабочей программе

          по музыке 1-а класс

на 2018-2019 уч. год

Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы

по музыке учитель Крайнюк Е. А.

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата

по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС  

МБОУ СОШ № 31 от  29.08.2018 года

_______________Л. М. Мирон

                      СОГЛАСОВАНО

          Заместитель директора по УВР

           _____________Л.У. Качаева

                       29.08 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...