Урок музыки для обучающихся начальной школы "Музыка зимы"
план-конспект урока по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Пешкова Татьяна Николаевна

В данном материале использованы зимние и новогодние песенки, музыка П.И. Чайковского, интересные дыхательные упражнения и распевки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыка зимы.38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе «Музыка зимы»

Ход урока.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня я проведу у вас  музыкальный урок. Раз у нас урок музыки – поздороваемся по музыкальному!

-Здравствуйте, ребята! Я вас видеть рада! (музыкальное приветствие).

- Здравствуйте!

-Ой, а это что? Какая большая, красивая снежинка! А ведь это не простая снежинка – это письмо! Давайте прочитаем.

(Дорогие ребята!

Пишет вам Зимушка - Зима.

На дворе моя пора,

Я всё снегом замела.

Жду вас в гости, детвора,

В царство снега, в царство льда.)

- Хотите попасть в зимнюю сказку? (ДА!) (Звучит новогодняя музыка)

(СЛАЙДЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА. Фоном зимняя музыка)

Вот мы и в зимней сказке. Здесь царит волшебство, и чудо может произойти в любую минуту! Но, чтобы оно произошло, нужно крепко закрыть глаза.

(Дети открывают глаза. На экране появляются слайды с зимним пейзажем) Давайте полюбуемся на красоту зимнего леса.

Чародейкою зимою заколдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Деревья стоят в снегу, птиц не слышно, вся природа уснула.

- Что-то холодно становится в волшебном лесу. Брррр.

- Давайте попробуем изобразить звуки природы голосом.

- Ветер завывает…. Каким гласным звуком мы его можем озвучить?

-У-у-у….

-Правильно. Вытяните губки трубочкой, но звук «У» не произносите. А теперь подуйте на ладошку тонкой-тонкой струйкой воздуха, представьте, что на ладони лежит снежинка и улетать от нас она не должна. Наш ветерок ещё не очень сильный, легкий…  

- Спасибо. А теперь добавим звук «У», послушайте пожалуйста меня: (Распевка на звук «У» по полутонам, с «выбросом» звука «У» вверх «в трубу»)

Проводится упражнение по методу В. Емельянова

Засвистели метели (дети выполняют глиссандо на звук "у" сверху вниз)

Летели снега (дети выполняют глиссандо на звук "о")

Стелила постели большая пурга (глиссандо на звук "и")

Стелила постели морозом она (отрывисто произносит звук "а" в высоком регистре)

И было метелям всю ночь не до сна (усиливают звук "у", разводя руками, затихают, соединяя руки перед собой)

Ребята, а хотите встретиться с самой хозяйкой этого прекрасного зимнего леса? Так давайте же позовем ее, споем о ней песню.

Петь будем нежно, ласково, тихо, слушайте друг друга и музыку.

Песня "Маленькой Ёлочке"

(СЛАЙД )

Замечательная получилась у вас песенка. А теперь тихонечко садимся, потому что сказка продолжается. А кто из вас скажет, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую музыку слушать и какие песни петь? (Зимние песни, зимнюю музыку)

Зима приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

Фея Зимняя придёт.

Многие композиторы воспевали красоту и волшебство белоснежной пушистой зимы. Сегодня мы познакомимся с русским композитором П.И. Чайковским. Он написал балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана о маленькой, но смелой девочке Мари и об отважном Щелкунчике. А что такое балет? Давайте послушаем фрагмент из этого балета, который называется «Вальс снежных хлопьев».  Музыка унесёт вас далеко, далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами.

Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

-Понравилась вам музыка? Какая она была? О чем рассказала?

ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА

НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЁЗЫ.

- Мы с вами сейчас выучим эту скороговорку, а для того, чтобы лучше и быстрее запомнить её – наши пальчики будут нам помогать. Они на каждый слог скороговорки будут «здороваться» друг с другом.

Сначала послушайте меня, а теперь вместе со мной…

- А теперь вообразим себя волшебниками и превратим эту скороговорку в песенку. Послушайте пожалуйста мелодию этой песенки.

МНОГО РАЗНЫХ ЗВУКОВ В НЕЙ?

-Правильно, всего один звук.

-Сели красиво, приготовились, давайте споём…

-А вам знакома игра «Угадай мелодию»? Знаете правила игры? Нужно угадать песенку по нескольким нотам. Давайте начнём с пяти нот (первые пять нот песни «В лесу родилась ёлочка»)

- Правильно, это действительно песня про ёлочку.  Все её знают? Давайте споём только ПЕРВУЮ ФРАЗУ (Распевка «В лесу родилась елочка» - по полутонам)

-А вы знаете, что раньше славяне встречали Новый год 1 марта?

Наш знаменитый царь, Петр 1 издав указ, велел «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых и стоять тому украшению от января по 7 число того же года. Жителям велено отмечать встречу Нового года, зажигать в новогоднюю ночь костры, фейерверки, поздравлять друг друга».

- А сегодня я принесла для вас одну новогоднюю песню, я думаю, что её мелодия вам хорошо знакома (наиграть). У тебя Дед Мороз

Исполнение.        

- Ребята, давайте попробуем создать свой оркестр и украсить его звучанием нашу песню!

Как называется человек, который управляет оркестром? Правильно, дирижёр. И музыканты дирижёра слушаются. Не играют без его команды. Я сейчас на каждую парту положу инструмент, ОДИН на парту и объясняю, кто за кем играет, у какого инструмента какая партия. Бубен – на «РАЗ», на сильную долю. Ложки – (имитация цокота копыт) - «РАЗ - ДВА-ТРИ». Инструменты играют только на ПРИПЕВ.

Главное требование – и музыканты, и певцы – СЛУШАЮТ ДРУГ ДРУГА, НЕ ЗАГЛУШАЮТ!

-Итак, мы разучили партии оркестра, разучили слова. Нам не хватает праздничного, весёлого настроения!

ИСПОЛНЕНИЕ.

- Итак, что мы с вами на уроке сегодня нового сделали? Что узнали?

(Возможные ответы детей: выучили скороговорку, послушали музыку П.И. Чайковского, повторили новогодние песни, играли на инструментах…)

Ну, и конечно же, побывали в гостях у зимы и зимней музыки, и чуть-чуть приблизились к самому волшебному празднику – Новому году! И я хочу вам пожелать всего хорошего в Новом году, исполнения всех желаний!

И в заключении у меня к вам просьба, надо помочь мне украсить нашу елочку к празднику. Выберите новогодние игрушки, учитывая цвет – если вам было весело и радостно на нашем занятии – вы вешаете на ёлочку красные шары, если вы немного загрустили - зеленые. А если вы очень сильно скучали –желтые. Подходите за украшениями на елочку!

За хорошую работу Дед Мороз приготовил вам маленькие подарочки. Угощайтесь! Спасибо вам, ребята. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Зима: поэт - художник - композитор"

Презентация к уроку музыки во 2 классе  на тему  "Зима: поэт - художник - композитор"...

Урок музыки в 1 классе "Здравствуй, гостья зима!"

Конспект урока с презентацией для учеников 1 класса по теме "Здравствуй, гостья зима!". Во время урока ребята совершат воображаемое путешествие в зимний лес, познакомятся  с народными обычаями вс...

Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы. Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент, руководитель проекта УМК «Музыка» для начальной школы.

Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является продолжением публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка», разработанных на основе программы и учебно-методических комплектов...

Презентация к уроку музыки: "Пришла зима"

Презентацию можно использоваь при разработке уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе....

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...

Технологическая урока «Музыка» Учителя начальных классов Фатеевой Н.А 1 класс. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Прекрасная пора-Весна»Тип урока: Открытие новых знанийЦель: создание условий для воспитания всесторонне-развитой личности, интереса к музыке, искусству, окружающей среде. Создание б...