Конспект по музыке 1 класс "У каждого свой музыкальный инструмент"
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Конспект по музыке 1 класс "У каждого свой музыкальный инструмент"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: музыка

Образовательная система: Школа России

Студент: Романцова Николь Евгеньевна

Класс: 1

Тема: У каждого свой музыкальный инструмент.

Цель: 

Деятельностная: формирование навыка различать музыкальные инструменты

Содержательная: получение учащимися первоначальных представлений о различных музыкальных инструментах в разных странах.

Задачи:

Дидактические:

1. Учиться с интересом заниматься музыкой, любить петь.

2. Учиться различать и характеризовать простейшие музыкальные инструменты.

3. Учиться воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.

Развивающие:

1. Развивать внимание, слуховую память, воображение;

2. Развивать певческие навыки и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

3. Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

1. Воспитывать личностные качества детей: трудолюбие, доброту, отзывчивость;

2. Воспитывать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. С интересом занимается музыкой, любить петь.

2. Различает и характеризует простейшие музыкальные инструменты.

3. Воспринимает музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.

Личностные:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;

3. Пробуждение интереса к русскому фольклору.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2. Умение развивать логическое мышление и творческие способности

Регулятивные:

1.Умение применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности. 

2. Умение формулировать цель и задачи урока, планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

1.Умение принимать участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Оборудование: портреты композиторов

План:

1. Мотивация к учебной деятельности.

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности.

1.3. Эмоциональный заряд.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднений.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися.

5. Реализация построенного проекта.

5.1. «Путешествие в страну фортепиано»

5.2. «Путешествие в страну скрипки»

5.3. «Путешествие в страну балалайки»

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8.  Этап рефлексии учебной деятельности

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

1.1 Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Николь Евгеньевна, и сегодня урок музыки у вас проведу я, присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности.

- Проверьте свою готовность к уроку. Сядьте правильно, выпрямите спинки. Что ж, начнём наш урок.

1.3. Эмоциональный заряд.

- Ребята, самое удивительное явление в мире – это человеческая улыбка. Поделитесь ею друг с другом, передайте частичку своей доброты однокласснику.

- Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке?

Приветствуют.

Фронтальная

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: осознание  внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Работа над загадками, связанными с темой.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки. Но слушайте очень внимательно, ведь потом они нам помогут для определения темы урока.

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (рояль/фортепиано)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет… (Скрипка)

Все мы очень любим слушать

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень и услышишь:

Длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

Озорная… (Балалайка)

Фронтальная

3. Выявление места и причины затруднений.

Цель: анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Формулирование проблемы

- А кто мне скажет, что же такое: фортепиано, скрипка, балалайка? (Музыкальные инструменты)

- Ребята, вы знаете откуда пришли к нам эти инструменты?

- А хотели бы узнать? Если да, то поднимите руку.

Фронтальная

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, предположите, какова тема урока?

- Верно, но я обобщу ваши ответы, тема сегодняшнего урока: у каждого свой музыкальный инструмент.

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Какова будет цель нашего урока? (узнать о музыкальных инструментах, откуда они к нам пришла, и учится их характеризовать)

Фронтальная

5. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 

5.1. «Путешествие в страну фортепиано»

- Ребята, сегодня на уроке мы не просто будем узнавать о муз.инструментах, а отправимся в виртуальное путешествие.

- Скажите, чтобы куда-то поехать или полететь, что нужно приобрести? (билет). Верно, билет. СЛ

- И нам тоже нужно, чтобы отправится в страну. Для того, чтобы получить билетик, вы должны отгадать что за инструмент сейчас прозвучит.

Звучит аудиозапись фортепиано

- Молодцы, верно, это фортепиано

- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

- Вы все получаете по билету. СЛ

- И так, первая страна в которую мы отправляемся – эта страна Италия. Именно там изобрели фортепиано. СЛ

Это струнный ударно-клавишный музыкальный инструментФортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком. СЛ

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. СЛ 

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале.

- Ребята, в какой стране изобрели фортепиано?

- Где было сыграно впервые? Кто играл?

5.2. «Путешествие в страну скрипки»

- Сейчас прослушайте следующий инструмент

Звучит аудиозапись скрипки

- Ребята, что это за инструмент?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

- Верно, это скрипка. СЛ. Но, чтобы о ней узнать и отправиться в путешествие, нам не нужен билет. Как вы думаете почему? (у нее нет страны)

- Верно, ребята, никто не знает где она была изобретена.

 Скрипка- Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Так откуда же появилась скрипка? Какой инструмент предшествовал появлению её на свет? На самом деле был такой, имя его  виола. СЛ

Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы примерно в 14-15-м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол. СЛ

Появление скрипки сопровождается множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения. Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия. Струнно-смычковый инструмент “саранги” относится к семейству скрипок. СЛВ славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли инструментом простолюдинов. СЛ

По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17-го веков. Благодаря их, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.

5.3. «Путешествие в страну балалайки»

- Ребята, сейчас вы прослушаете еще один инструмент

Звучит аудиозапись балалайки

- Молодцы, верно, это балалайка. СЛ

- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

- Вы все получаете по билету. СЛ

- И страна, в которую мы отправляемся – это Россия.

Балалайка - Струнные щипковые музыкальные инструменты. Кто и когда ее придумал — неизвестно. Но считается, что она появилась в России в конце XVII века. Кстати, именно балалайка сплотила любителей музыки для появления самого первого оркестра русских инструментов. Балалайку принято считать олицетворением русской культуры. Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки — инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране. Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны.  СЛ Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов. СЛ

Физминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Фронтальная

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Разучивание песни.

- Ребята, сейчас мы с вами разучим одну интересную эстонскую песню, называется она «У каждого свой музыкальный инструмент»

- Прежде чем мы её прослушаем, давайте определим, на что мы обратим внимание в песне? (текст, ритм, пение)

Прослушивание

Разучивание песни

Фронтальная

Индивидуальная

 7. Включение в систему знаний и повторение.

 Пение по рядам

Концертное пение

Концертное пение по рядам

Фронтальная

8.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Цель: самооценка учащимися

результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

- Давайте вспомним, какая была тема урока?

- Какова была цель урока?

- С какими музыкальными инструментами познакомились?

- В какой стране было изобретено фортепиано? Скрипка? Балалайка?

- Какую песню мы с вами разучили?

- Спасибо за урок, до свидания!

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе. Тема "Биография музыкальных инструментов"

Цель урока предусматривает обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра,а также знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. В качестве музыкального м...

Урок музыки в 1 классе на тему "Музыкальные инструменты"

Урок с презентацией по музыке в 1 классе на тему  "Музыкальные инструменты"...

Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты".

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" по учебнику "Музыка. 1 класс" авторов Е. Д. Критской, Г. С. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. ...

Конспект урока 4 класс на тему "Музыкальные инструменты России"

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами....

Тест по музыке для 3 класса по теме "Музыкальные инструменты"

Данная работа будет полезна учителям начальных классов при организации контроля на уроке музыки в 3 классе по теме "Музыкальные инструменты"...

Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...