ПРЕВЕНТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
статья по теме

Васильева Лидия Ивановна

 

Превентивное обучение - новая область профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PREVENTIVNOE_OBUChENIE.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

            ВАСИЛЬЕВА Л.И.

г.  Старый Оскол

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Превентивное обучение - новая область профессиональной компетентности учителя начальных классов.

качественное обновление образования, основные направления которого определены в ряде основополагающих федеральных документов, возможно при условии эффективной системы повышения квалификации учителей, особенно учителей начальных классов.

Ведь для каждого ребенка встреча с первым учителем - это встреча с особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо. Но произойдет это в том случае, если педагог увидит в каждом ребенке уникальную личность, если он будет искать новые способы общения с детьми. Педагогу необходимо научиться пересматривать свой прежний профессиональный опыт, делая его адекватным современной педагогике.

В наше сложное время стране требуются учителя, способные занять личностно-гуманную позицию по отношению к ребенку. Это актуализирует проблему повышения компетентности учителя начальных классов.

Педагогу начальных классов необходимо пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать других и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса, который включает в себя особенности взаимодействия учителя и детской группы, организацию общения с родителями и собственное профессиональное самосовершенствование. Специфическая направленность современного учителя начальной школы проявляется в системе профессиональных интегративных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя.

Стержнем системы интегративного знания учителя является психологическое знание. Вот как об этом точно сказал доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмолов: «Психология выстрадала свой путь в мир образования. Первые разочарования отдельных психологов в школах убедили меня в том, что «один в поле не воин». Тогда стало очевидным следующее: не столько психологи должны пойти в народ, в школу, сколько учителя, народ, должны пойти в психологию». Мало изучить теоретический материал в области психологии, надо научиться использовать эти знания в работе с коллективом детей и с каждым ребенком в отдельности.

Возникла необходимость в новых методах педагогической деятельности, в которой бы переплеталась современная педагогика, практическая психология и  идеи медицинской профилактики. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». В 2000 году пособия «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

С этого же года по данным пособиям стали вести занятия учителя средней школы №6, в том числе и автор данной статьи. Я считаю, что учебное пособие для начальных классов «Полезные привычки» воплотило в себе современный научный подход к превентивному обучению школьника. Стержнем данного обучения стало формирование личной ответственности учащихся за свои поступки и здоровья. Превентивное, или профилактическое, обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.

Роль учителя в превентивном обучении не традиционна. Педагог-психолог не должен считать свое личное мнение единственно верным, должен уважать и соблюдать права людей на собственный выбор решения. Ему требуется научить детей взаимопониманию и взаимодействию, самоанализу, рефлексии, преодолению барьеров общения, обучить приемам распознавания ситуации группового давления и навыкам сопротивления давлению. Педагог должен создать положительную психологическую атмосферу. Этому способствует отсутствие оценочных знаний на уроках по превентивному обучению. Тем не менее, важной частью занятия является оценка уроков учениками. В конце занятий дети раскрасят «пушистика», и педагог сразу увидит, насколько понравилось или не понравилось ребенку занятие, какое у него настроение, выяснит причины такого эмоционального состояния.  

Учитель открыт к восприятию того, что говорят дети, поэтому он может и сам многому научиться у детей: умению слушать и слышать, педагогическому такту, замечать «нюансы» в поведении ребят, чувству юмора, самопародии.

Очень эффективны для работы по пособию групповые методы обучения («мозговые» штурмы, дискуссии, упражнения - энергизаторы). Учащимся моего класса особенно полюбилось ролевое моделирование: это драматические представления, ролевые и театрализованные игры, где учащиеся имел возможность импровизировать. При подготовке спектакля «Невероятные приключения», проведенного совместного с учениками Кульбида С.П. (Мастер-класс по профилактике употребления ПАВ, май 2006 года), мы столкнулись с такой проблемой: дети отказывались играть роли отрицательных героев. Мы нашли выход: отрицательных героев стали играть куклы. С тех пор дети «заболели» кукольным театром: мастерили кукол, приносили готовые, на занятиях по «Полезным привычкам» куклы стали действующими лицами. И это не случайно, ведь игры с куклами благоприятно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка, служат для профилактики эмоциональных нарушение, а именно: страхов, тревожности, застенчивости, тем более, что диагностика последних лет показывает ежегодное увеличение (на 6%) количества детей, имеющих личностные проблемы.

Превентивное обучение по пособию «Полезные привычки» позволяет установить атмосферу подлинного диалога и доверия между взрослыми и детьми, создать условия для позитивного развития личности младшего школьника, формирует психологическую невосприимчивость к вредным социальным явлениям.

Превентивное обучение представляет собой молодую область педагогической деятельности. Овладение создаваемой технологией – процесс, требующий постоянного самоанализа и анализа деятельности педагога в реальных условиях школы.

А это невозможно без собственного профессионального самосовершенствования.

        

               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по превентивной программе "Полезные привычки" 2 кл.

В разработке представлены 7 конспектов занятий по программе "Полезные привычки" для учащихся 2 кл. При составлении конспектов я применяла методы превентивного обучения: обучение в группе; кооператив...

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...

Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов "Почему люди употребляют алкоголь?"

Конспект занятия построен  в форме работы учащихся малыми группами в сопровождении врача - валеолога (педиатра). При необходимости, занятие может провести социальный педагог или классный руководи...

общеобразовательная превентивная программа "Полезные привычки" 1 - 4 классы

программа "Полезные привычки" для работы с несовершеннолетними. Теоретическую основу данной программы составляет современные научные представления о факторах риска....

Превентивное занятие в рамках проекта сетевого взаимодействия

Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки.Основной этап занятия строился на этапе создания дружеского отношения и сотрудничества детей, гд...

Статья для выступления на МО "Превентивное обучение"

Новая область педагогической деятельности, в которой переплетаются современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, направленная на образование в области охраны здоровь...