Урок - мастерская "Олонхо и Семья"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Игнатьева Саргылана Семёновна

                Урок проведён в форме педагогической мастерской в рамках районного семинара учителей начальных классов Кобяйского района "Формированае тврческого потенциала  младших школьников".  Данный урок победитель конкурса методических разработок районного профессионального конкурса работников образования Кобяйского района "Серебряный глобус",  опбуликован в республиканском научно -методическом журнале учителей начальных классов "Первая ступенька" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_ignateva_s.s.s_izmeneniyami.docx167.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 

МУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус (район) РС(Я)»

МОУ – Кобяйская СОШ

«ОЛОНХО И СЕМЬЯ»

(Конспект открытого урока, посвященного Году Семьи

и выдающемуся шедевру мира ОЛОНХО)

Класс : 1-в класс

Учитель  начальных классов высшей категории Игнатьева Саргылана Семёновна

                                              Дата проведения : 21.03.2008 с.

  • Урок был проведён в рамках улусного семинара учителей начальных классов «Формирование творческого потенциала младших школьников через учебно- воспитательный процесс»
  • 1 место в улусном конкурсе методических разработок среди учителей начальных классов «Серебряный глобус-2009»  
  • Конспект урока хранится в фонде ОЛОНХО Института Национальных Школ  РС(Я)

                                                     Кобяй -2008

Оборудование: Карточки для чтения; изображения, показывающие мир земли Олонхо; карточки- отзывы для обмена мнениями; магнитофон; «Краткий словарь якутского языка с пояснениями», проектор.

Ход урока- мастерской

Организация: Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях учителя близлежащих наслегов и нашей школы. Поприветствуем их.

Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок- мастерская.

Индукция                 Мать, отец, бабушка, дедушка

                        И с ними дети

                        Все вместе живём.

                        Сплоченно и дружно-

                           так очень верно высказались о семье.

- Если мы говорим «семья», о ком и о чём вы думаете?

(Дети высказывают свои мысли, учитель записывает их на доске)

- «Семья»- это целостное слово. На родном языке состоит из двух слов.Дьиэ (дом) кэргэн (семья).

- У кого дома есть «Краткий словарь якутского языка с пояснениями»?

(Учитель показывает словарь детям)

- Из этого словаря можно узнать значения многих слов. «Дом»- строение, где живут или работают люди. «Семья» -живущие вместе (мать, отец, дети, старики). Это значит, что семья- это люди, живущие вместе, в одном доме.

- Давайте, ребята, сейчас поговорим о ваших семьях. Сначала об отце. Левин Коля прочитает из текста олонхо, что пишут об отце:

Родивший под ясным солнцем

    Высокопочтимый господин отец!

Социализация (разговор с детьми)

- Как зовут твоего отца? Где работает? Что умеет? Охотится ли? Рыбачит ли? Умеет ли мастерить? (ответы учащихся учитель записывает на доске)

- Если мальчик умеет, как отец или дедушка, рыбачить, охотиться, мастерить, то тогда говорят, что он достоин отца, дедушки.

- Ребята, кто для вас самый дорогой человек?

- Полятинская Надя сейчас прочитает, как тонко сказано о матери в тексте олонхо:

 Кемус чопчу сурэ5эр

Кулуктээх уескэппит

                                                           Кубэй хотун ийэ!

Социализация. - Как зовут мать? Где работает? Чем она занимается? Что умеет мама? Что готовит? Что тебе шьет? Чему радуется? От чего огорчается?

(ответы учащихся учитель записывает на доске)

-  Ребята, а у кого из вас есть бабушка? Как её зовут? Какие волосы у нее? Послушаем стихотворение Петра Одорусова о бабушке:

Бабушка рано просыпается,

Бабушка поздно ложится,

Таких хлопот как у бабушки,

Таких трудов как у бабушки,

Я не знаю ни у кого.

Бабушка дом содержит,

Бабушка за внуком следит,

Добрую как бабушка

Эрудированную как бабушку

Я не знаю никого.

Бабушка и мать –это самые дорогие люди на земле, люди, подарившие жизнь.

А сейчас давайте споем. Вы с нашими родителями Натальей Васильевной Винокуровой , Евдокией Ивановной Шариной по проекту «Мастерская родителей» разучили песню «День матери». Эту песню мы посвящаем всем матерям. ( дети поют)

(Учитель прикрепляет на доске изображение солнца)

Социализация.- С чем сравниваем маму?

-С солнцем. «Семья-матерью, семья-отцом» - есть такое меткое выражение в якутском языке.

-Ребята на лучах солнца запишем наших самих дорогих людей: мать, отца, бабушку, дедушку. Записываем и сдаём.

Афиширование работы. ( Учитель вешает на доске)

-Как на высоком небе светит единственное солнышко, для вас, ребята, мама, папа, бабушка, дедушка- самые дорогие люди на земле.

Любимые дети родителей – мальчики и девочки. В олонхо о девочке пишут так:

(читает ученик)

Лучи восходящего солнца

Играют на висках.

Блеск заходящего солнца

Светит на щеках.

Девочка милая

Светит как солнышко,

Надменно как белый стерх

Колыхается как лебедь.

(Учитель разговаривает с девочками по одной)

-Девочки, что вы умеете делать? Чем любите заниматься дома?

- А мальчика описывают: (дети читают с карточек)

Добрый молодец

Каждый день

Прыгает, скачет,

Играет, резвится.

В олонхо о молодом человеке говорится так:

С людского роду

Слава о нём гремит

На белом коне добрый молодец скачет!

А о Нюргун Боотруе говорится:

Оберегающий весь мир,

Защитник людей Земли,

С высшего мира

С рождения назначенный

Представитель доброго начала,

Светлого мира.

Разговор о мальчиках. Социализация.

(Мысли, высказанные детьми записываются на доске)

-Дети, таким образом, якутская семья- семья олонхо-благополучная, спокойная семья.

На самой середине этого мира

Обосновалась она,

Рядом с восьмиветвистым, священным деревом.

(на доске изображение родового дерева)

 - Этот ветвистый, с зелёными листьями священное дерево означает многодетную семью. Ребята, срединный мир якутской семьи имеет:

Реки с течением быстрым,

Озёра круглые,

Небо высокое,

Луна, как половник щербатый,

Белые облака,

Высокие горы,

Богатые аласы,

Зелёные травы,

Кругом журавли,

Зимующие стерхи,

Якутская избушка,

Огромные сэргэ,

Узорчатые чороны,

Деревянный кубок без ножек

Небольшой берестяной сосуд.

(Изображения выделенных предметов учитель раздаёт детям и учителям.)

- Ребята, по данным картинкам составьте предложения, рассказ на тему «Моя семья», используя слова, словосочетания и предложения , написанные на доске.

(Ребята работают, учитель помогает индивидуально)

- Дорогие учителя! Вас тоже просим написать свои мысли, раздумия о семье.

(Закончившие работу дети читают свои предлождения, рассказы, гости тоже. С работ учащихся и гостей урока выходит на доске изображение земли Олонхо.)

Афиширование работы. Рефлексия.

Заключение:

-  Если  каждая, отдельно взятая семья будет жить в тесном единении с природой, рожая и воспитывая детей, якутский народ станет больше, могучее, будет развиваться дальше, как в этом прекрасном изображении Земли ОЛОНХО.

(Учитель показывает изображение на доске.)

И хочется завершить урок словами из  стихотворения Иннокентия Сосина:

             Будущее семьи- в тесном единении с родной природой-матушкой!

-Семья Земли Олонхо пусть развивается! ДОМ! ДОМ! ДОМ!

Из творческих работ учащихся:Сарсем 238

«Мои мать и отец вместе готовят. Они очень дружные» Сивцева Юстина.

«Моя мать очень красивая. Она любит готовить» Винокуров Вася.Сарсем 240

«Мой отец-охотник. Меня учит охотиться.» Сметанин Ваня.

«Мать, отец, сестра, брат все любят читать книгу» Терехова Сусанна.

«Моя мама любит стирать. Я помогаю ей» Кобякова Снежана

«Бабушка рано встаёт и кипятит чай. Затем будит нас» Шарин Алёша.

«Я очень люблю маму, папу,дедушку, свою сестур Аню» Семёнова Айна.

«Мою маму зовут Анна Павловна. Она работает в библиотеке» Полятинская Надя.

«Я хочу быть богатырём как Нюргун Боотур» Беленков Вася.

исс 011мои 530кэрэчээнэ 056Сарсем 242Сарсем 241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Родословие моей семьи", по предмету "Православная культура"

Этот урок позволяет дать учащимся представление о семье в её христианском понимании, у детей просыпается интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитывается чувство г...

Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2

Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации  завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....

Урок "Человек. Общество. Семья"

Урок "Человек. Общество. Семья" дает учащимся  представления о людях населяющих нашу планету, воспитывает бережное отношение к людям разных национальностей, учит быть терпимыми по отношению к дру...

Урок окружающего мира .Семья. Родственники. для 2 класса

Урок окружающего мира "Семья. Родственники" для 2 класса  составлен  на основе учебника Окружающий мир О.Т.Поглазова...

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

Урок окружающего мира. Тема урока: «Наша дружная семья».

Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье....