Система развивающего обучения Л.В.Занкова как основа для воспитания толерантности
статья на тему

Зайцева Елена Александровна

Главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах стало требование взаимопонимания людей разных культур. Поэтому детей следует учить межкультурному взаимопониманию, уважению к окружающим. Развивающая система Л.В.Занкова, по которой я работаю пятнадцать лет, наиболее полно способствует развитию нравственных ценностей у ребёнка; а принципы этой системы как нельзя лучше подходят для воспитания толерантной личности и могут служить базой для формирования культурного толерантного человека. Важной особенностью системы Л.В.Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, его ума, воли, чувств нравственности. Оно ориентированно не столько на весь класс как на единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение в системе Л.В.Занкова – личностно-ориентированное, толерантное, развивающие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_razvivayushchego_obucheniya_l.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система развивающего обучения Л.В.Занкова как основа для воспитания толерантности.

Когда-то Плутарх сказал: « Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти ». Спросите любого учителя: каким бы  он хотел видеть детей? Ответ прост: правдивыми, благородными, умными, честными, сильными, добрыми…

   Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопросы: как воспитать эти качества в детях? Как в наше, прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

   В педагогической практике нравственные ценности рассматриваются как методологическая основа воспитания. Неспокойное время социальных перемен и преобразований вскрыло острейшие проблемы, связанные с духовной жизнью общества. Конфликты, усугублённые проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приюта, и мигрантов, ищущих работу. В результате школьные классы становятся микрокосмом культурного мировоззрения.

     Главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах стало требование взаимопонимания людей разных культур. Поэтому детей следует учить межкультурному взаимопониманию, уважению к окружающим. Развивающая система Л.В.Занкова, по которой я работаю пятнадцать лет, наиболее полно способствует развитию нравственных ценностей у ребёнка; а принципы этой системы как нельзя лучше подходят для воспитания толерантной личности и могут служить базой для формирования культурного толерантного человека. Важной особенностью системы Л.В.Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, его ума, воли, чувств нравственности. Оно ориентированно не столько на весь класс как на единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение в системе Л.В.Занкова – личностно-ориентированное, толерантное, развивающие.

                 В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания, в том числе и толерантности. Особую значимость приобретает формирование толерантных отношений в школьной среде. Формирование толерантных качеств ребёнка – это прежде всего развитие в ребёнке таких нравственных качеств, как доброжелательность, вежливость, справедливость, милосердие, честность, то есть воспитание полноценного гражданина. Таким образом все дидактические принципы и направление толерантности подчинены одной главной цели – созданию благоприятного микроклимата культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищёно и способен к открытому взаимодействию с миром.

      Попробуем провести параллели между принципами развивающего обучения Занкова и направлениями воспитания толерантности.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности.

  Принцип предусматривает организацию такой работы, при которой учащийся не может справиться сам, но которую можно решить вместе с учителем и другими учащимися, т.е. в сотрудничестве. Одно из направлений толерантности звучит так: « Взаимосвязь как основа совместных действий». Таким образом, и дидактический принцип и направление предполагают, что детей следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнение заданий, чтобы наглядно показать как выигрывает каждый при решении общих проблем через сотрудничество. Для воспитания толерантности данный принцип помогает решать наиболее сложные и острые вопросы, приводящие к разрешению конфликтов.

Реализация данного принципа и направления толерантности осуществляется, прежде всего, через содержание и организацию учебного процесса. Один из примеров обучение толерантности  ярко продемонстрирован на уроке окружающего мира по теме «У природы нет плохой погоды». На данном уроке учащиеся демонстрировали коммуникативные, игровые, проблемные способности. Урок был посвящён защите проектов по временам года и способствовал воспитанию чувств ответственности в детях перед природой. Урок был опубликован в Сборнике ИРО РТ «Педагогическое ателье» 2007г.

2. Следующий принцип системы развивающего обучения Л.В.Занкова – ведущая роль теоретических знаний. Принцип предполагает наблюдение за материалом при выполнении заданий, раскрытие следственных связей и зависимостей, определение закономерностей, выводы, формирование правил.

Направление толерантности под названием «Уважение различий» предполагает  создание условий для исследования ситуации, в том числе конфликтных, способности людей выхода из конфликта, закономерности мирного сосуществовании. Другими словами и принцип и направление предполагают одни и те же действия, но на разном материале. Учащиеся вовлекаются в рассматривание проблем, связанных в выявление роли моральных ценностей и норм морального поведения.

При знакомстве с различными обычаями разных народов исследуется история возникновения обычая, условие и причины появления ритуала, явления. Такой факт, как реализация Закона «О языках народов Республики Татарстан», закрепившего равноправие двух государственных языков – татарского и русского даёт шанс доказать всему миру, что разные народы могут жить и сосуществовать в мире и согласии, что само по себе является примером толерантного поведения.

2008 год был объявлен годом Семьи. Мероприятия, посвящённые этому году все без исключения отражали принцип ведущей роли теоретических знаний и направление толерантности «Уважение различий». Одно из них носило исследовательский характер. Дети составляли родословную своей семьи. Итогом исследовательской работы был  посвящен урок и внеклассное мероприятие на тему: «Корни есть не только у деревьев».И урок опубликовано в брошюре МО и НРТ «Надежда России – талантливые дети» в 2008г.

Наша гимназия №152 может быть определена как маленькая модель нашей многонациональной республики. В ней учатся дети разных национальностей. У нас учатся татары, русские, чуваши, узбеки, белорусы, удмурты. Многочисленное число семей от смешанных браков. Это даёт наглядное представление об актуальности проблемы толерантности.

3. Принцип быстрого темпа прохождения материала.

  Изучая новое постоянно возвращаемся к старому. Рассматриваем изучаемое с разных точек зрения, через новые связи. Этот     принцип созвучен направлению воспитания толерантности под названием «Культура мира». Л.С. Выготский говорил

      «Культурное развитие ребёнка и есть развитие его личности, его мировоззрения. Знакомясь с обычаями и традициями разных народов, мы невольно возвращаемся к понятиям «уважение», «терпимость», «совесть», «диалог», «дружба».

         Из далёких времён дошли до нас мифы и легенды о жизни людей, об их радостях и страданиях, человечности, заботливости. Благодатным материалом по воспитанию нравственности служит содержание мифов, легенд, сказок, пословиц и поговорок.

         Сказка отвечает на самые важные вопросы о смысле жизни о судьбе человека, тяготах и опасностях о мудрости земной, об истинном пути. Она даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания опасности, признания усилия и победы, учит мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Изучая мифы и легенды, мы подводим детей к выводу, что любой человек, не зависимо от национальности и веры исповедания должен знать и любить просторы своей страны, её жителей , её богатства, её возможности. Читая и

     изучая эти произведения, которые имеют большое воспитательное значение, мы обращаем особое внимание на те строки, в которых заложен нравственный смысл

         Язык является основой формирования национального мышления и мировоззрения личности. Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом и душу и прошлое и духовный уклад и творческие замыслы народа. Язык дан людям для достижения взаимопонимания, установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Народ в своих пословицах, поговорках, мудрых изречениях многократно подчёркивает важность речевого этикета его нравственно-эстетический потенциал. Поэтому национально-нравственное воспитание надо начинать с языка.

         Сказка отвечает на самые важные вопросы о смысле жизни о судьбе человека, тяготах и опасностях о мудрости земной, об истинном пути. Она даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания опасности, признания усилия и победы, учит мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Изучая мифы и легенды, мы подводим детей к выводу, что любой человек, не зависимо от национальности и веры исповедания должен знать и любить просторы своей страны, её жителей , её богатства, её возможности. Читая и

     изучая эти произведения, которые имеют большое воспитательное значение, мы обращаем особое внимание на те строки, в которых заложен нравственный смысл.

 

4. Осознание процесса обучения.

Этот принцип направлен как бы внутрь ученика. Кто я? Какай я? Что знал до этого, какое совершил открытие? Такое осознание определяет правильное взаимопонимание человека с окружающим миром, развивает самокритичность.

Для воспитания толерантности этот принцип является ведущим и определяется как «Понимание индивидуальной неповторимости». Учащимся необходимо понять, это каждый из них – неповторимая и незаменимая личность. Понять это помогает богатейший материал уроков литературного чтения. Примером человеческого милосердия, человеколюбия являются произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник », который стал для этих детей настоящим учебником по воспитанию толерантности. Отвечая на вопрос «Кто такой герой?» дети дают разные ответы, но суть их одна – это хороший, смелый человек, который защищает слабых и  Родину.

Яркие факты из жизни и деятельности наших земляков, писателей и поэтов закладывают основу формирования толерантности. Пониманию индивидуальной неповторимости мы посвящаем тематический цикл уроков:

Тема 1. «Кто я и как я выгляжу? Нравственное понятие  «Я», «Внешний вид.

Тема 2. Я – личность.

Тема 3. Отношение к старшим.

Теме 4. Плохо одному.

Тема 5. Речевой этикет.

Тема 6. Товарищи и друзья.

Тема 7. Я среди людей.

Тема 8. Я и мои роли.

Интерес к самому себе, самопризнание себя как личности. Показателем интереса  явилось создание «Модели выпускника начальной школы»,в которой каждый из детей продемонстрировал своё «Я», своё окружение и условия для активной, наполненной и счастливой жизни. Защита модели происходила в присутствии Администрации школы, родителей и учеников параллельных классов.

5. Развитие всех учащихся, как сильных так и слабых.

Развивающая система Л.В.Занкова позволяет каждому ребёнку оставаться самим собой, который всегда может реализовать себя как личность. Данный принцип является основой всего толерантного воспитания. Аналогичное направление воспитания толерантности так и называется «толерантность» и подразумевает уважение человеческого достоинства всех без исключения людей, подчеркивая, что все мы должны давать возможность другим вести достойную человека жизнь, становится полноценными личностями и развиваться в рамках своей культуры. «Мой класс – мой театр» именно так называлась моя статья, опубликованная в газете «Перемена» в марте 2008 года. В ней я попыталась выделить одну очень главную мысль: чтобы воспитывать в детях толерантность, очень важно, чтобы и сам учитель был

   толерантно воспитан. «Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочные ростки добродетели и учёности он оставит в детях своим преподавателям» (Веджо Маффео, итальянский гуманист, поэт, юрист).

Будучи  русской по национальности, я изучила татарский язык, его культуру и обычаи.

С молоком матери я впитала в себя любовь и уважение к татарскому народу.  С гордостью говорю об этом, так как вот уже пятнадцать лет преподаю татарский язык русскоязычным детям своего класса. Своим примером доказываю принципы толерантности. Я надеюсь, что овладевая и внедряя новые педагогические технологии, вношу значительный вклад в практическое решение педагогической проблемы воспитания и социализации личности ученика, формирование толерантных качеств младших школьников. В своём выступление я попыталась доказать, что принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова и направления воспитания толерантности – это единый ключ, который откроет ребёнку дверь в мир радостного мироощущения.

Литература

Чуракова Р.Г.Дидактическая система Л.В.Занкова. М., Центр общего развития 1999 г.

Нечаева Н.В. Современные приоритеты образования и системы Л.В.Занкова.

Научно-методический журнал «Практика образования»

Занковские педагогические чтения.

Опыт. Достижения. Перспективы.

Материалы Вторых Всероссийских Занковских чтений – Самара 2006г.

Баринов В.  Концепция национального воспитания.

Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьника» №8 2008г.

Тезисы выступления

Система развивающего обучения Л.В.Занкова как основа для воспитания толерантности.

Зайцева Елена Александровна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №152»

Кировского района г.Казани

1. Нравственные ценности как методологическая основа воспитания.

    Главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школе – это взаимопонимание людей разных культур, Система Л.В.Занкова способствует развитию нравственных ценностей у ребёнка

2. Соответствие между принципами Л.В.Занкова и направлениями толерантности

-Принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности и направление

    «Взаимосвязь как основа совместных действий», предполагает организацию такой коллективной деятельности на уроке, которая ведёт к решению поставленной задачи.

- Принцип «ведущая роль теоретических знаний» и направление толерантности под названием «Уважение различий» создаёт для учащихся условия для исследования взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи.

- Принцип « быстрый темп прохождение учебного  материала» и направление под названием «Культура мира» заключается в том, что процесс познания строится так, что продвижение вперёд идём с возвращением к пройденному, к истокам.

- Принцип  осознание процесса обучения и направление «Понимание Индивидуальной неповторимости» приводит к тому, что школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знаний, оценивает свои возможности, себя в классном коллективе.

- Принцип «развитие всех учащихся, в том числе и слабых», и направление «Толерантность» определяет успешность формирования мотива, учения у всех школьников, создаёт условия для проявления нравственных начал.

3. Личность учителя – образ толерантного воспитания

«Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочные ростки добродетели и учености он оставит в детях свом преподаванием»   (Веджо Маффео)

Уважаемые  Наталья Васильевна, Светлана Геннадьевна и все методисты центра Л.В.Занкова.

К вам обращается учитель – занковец, член Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова Зайцева Елена Александровна из г.Казани. Решила обратиться к Вам за поддержкой. В 2009году мне предложено участвовать в Приоритетном Национальном проекте «Образование». Одним из условий участия необходимо ходатайство от общественных организаций.

О себе сообщаю следующие данные:

1.Начала работать по системе Л.В.Занкова с 1993 года. по настоящее время .

2.Окончила курсы в Москве в 1993 г, 1994 г.

3.Являюсь членом творческой группы учителей – занковцев г. Казани.

Участница всех научно-практических конференций, проходивших в г. Казани.

Приняла участие в работе научно-практического форума «Развитие, Уверенность. Успех» в 2007году в г. Самара.

4.Была в составе жюри шестого Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев 2008 г.

5.Награждена Дипломом федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова корпораций «Фёдоров» .Благодарственными письмами.

6. Бесконечно люблю и предана самой дорогой системе на свете – системе Л.В.Занкова. Очень благодарна судьбе, за то что вот уже 15 лет имею возможность жить и работать творчески, дарить радость себе и детям.

7.Опытом работы по данной системе делюсь с коллегами через публикации. (приложение).

Очень прошу Вас поддержать меня ходатайством от Объединения профессионалов.

Зайцева Елена Александровна   24.09.1957 г.рождения. Учитель высшей квалификационной категории гимназии №152 Кировского района г.Казани.

Контактный телефон:  (843) 516-14-09 (домашний)

                                       89033067892 (сотовый)

                   Факс           (843) 294-35-11

 

С уважением                                      Зайцева Е.А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Система развивающего обучения Л.В.Занкова как методологическая основа для воспитания нравственных ценностей

Зайцева Елена Александровна

Учитель начальных классов высшей квалификационной  категории  

МОУ «Гимназия № 152» Кировского района г.Казани

2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Воспитание творческой личности младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Сегодня одной из приоритетных задач образования становится укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адек...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы

Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.)...