Развитие словесных способностей детей посредством художественного слова.
методическая разработка по теме

Тангалычева Зарифя Фяритовна

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  словесных способностей детей посредством художественного слова.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя .Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

  Проблема развития художественного творчества в системе воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание ученых и практиков.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригиналь нее решения любых жизненных проблем.

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина).

Развитие художественных способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становления творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

В моей работе словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Проблема развития детского творчества рассматривается мною в ситуации взаимодействия разных видов художественной деятельности. В работе стрежневым является словесное творчество, основанное на восприятии литературных произведений, при этом просматриваются линии его связи с изобразительной, музыкальной и особенно театральной деятельностью детей. В таком аспекте словесное творчество еще не рассматривалось, поэтому я поставила вопрос об особенностях педагогической организации взаимодействия разных видов художественной деятельности как условии речевого творчества старших школьников. Старший дошкольный возраст выбран потому, что он позволяет формировать восприятие произведений искусства и творчество на его основе на достаточно высоком уровне.

Развитие словесного творчества дошкольников является составной ча стью общего развития их творческих способностей в разных видах художест венной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений. Ознаком ление с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями вво дит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности.

Умение создавать новые сказки на основе контаминации (соединения) знакомых произведений помогает ребенку осознавать возможность варьирования сюжетов и овладевать способностью передачи в образном слове определенного содержания, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.
Словесное творчество рассматривается как стержень развития творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности - изобрази тельной, музыкальной, театральной, а условия его развития определяются на основе восприятия литературных произведений и формирования умений ребенка передавать художественный образ разными средствами  в сочинениях (рассказах, сказках), в рисовании и театральной деятельности (спектаклях).

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в те атральную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выра зительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное твор чество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театральных (умение создавать сценический образ, соответст вующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа, но формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театральной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)

Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...

Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы

На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Чтение художественной литературы играе важную нравственную роль в воспитании детей....

Методическая разработка на тему "Развитие детей посредством художественного творчества"

Непрогредиентные формы умственной отсталости характеризуются положительной динамикой с крайне замедленным развитием психических функций. Развитие высших форм познавательной деятельности при этом наибо...

Художественно-эстетическое воспитание детей посредством ручного труда в группе продленного дня.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у школьников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать про...