Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
статья по теме

Курчина Елена Викторовна

 

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

             В. А.  Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Курчина Е.В., учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

                                                                                 города Губкина Белгородской области

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

             В. А.  Сухомлинский

Ни для кого не секрет,  что анализируя свой педагогический опыт, мы невольно обращаем внимание на то, что наши дети с каждым годом начинают учиться всё хуже и хуже, а программные требования становятся всё выше и выше. Мы   видим, что здоровых детей к нам приходит всё меньше, а неблагополучных семей, становится всё больше. Но даже в обычных семьях, которые мы  относим к благополучным процесс воспитания стоит далеко не на первом месте.  

Любое дело, которое человек будет делать без желания, без мотивации  обречено на формализм.  Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

          Чаще всего мотивы обучения являются внешними, а не внутренними. Детям младших классов больше всего нравятся красивые атрибуты учения: ручки, яркие пеналы и карандаши. Более старшие чаще всего ходят пообщаться. И вот здесь перед нами стоит очень большая задача: как построить процесс обучения таким образом, чтобы развивать у детей внутренние мотивы. Как создать такие условия, чтобы детям самим нравилось работать на уроке.

В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Многое педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Само понятие  «успех» имеет разную трактовку. С социально - психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Сухомлинский считал, что «ребёнок должен быть убеждён, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».

Каковы же критерии успешности учения?

Первый критерий  - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребёнка учебный материал, тем  легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. Для того,  чтобы узнать интересы учеников не обязательно спрашивать их прямо или косвенно, лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Всем хорошо  известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного благополучия. И несмотря ни на какие объективные обстоятельства,  на нас лежит большая доля  ответственности за то, чтобы не  забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут.

Второй критерий – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться  - долг ребёнка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятёрки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнёсся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку, - писал Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его  нужно. Чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

        Третий критерий – взаимоотношение в системе « учитель – ученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделённого с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть зубрёжку и нетворческий учебный труд.

        Четвёртый критерий – учёт индивидуальных особенностей ученика.

Учёт особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать по их лицам и понимать:

  1. как на уроке создана установка быть внимательным;
  2. как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование);
  3. как организована смена видов деятельности на уроке;
  4. как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
  5. как организована активность учащихся на уроке;
  6. как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвёртые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Если урок предполагает заучивание какого – либо материала, то время, отводимое на заучивание должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключается из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворённости, теряется интерес к уроку.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодном положении? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал.  

        Пятый критерий - личность учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включённость в неё личности педагога. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Известный психолог  Д. Карнеги советует «Забывайте о своих собственных неприятностях. Пытаясь дать немного счастья другим, вы в первую очередь поможете себе». В современное время, учитель должен обладать множеством личностных качеств, которые позволят ему добиться желаемого результата:

  1. эмоциональность (адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворённость от результата своего труда);
  2. выразительность речи (это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя). За счёт этих качеств учитель может реализовать целый ряд важных педагогических задач;
  3. творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет,  ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков;
  4. организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива;
  5. чувство юмора.  Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя.   Значительную часть конфликтов  между учителями и учениками можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку»;
  6. настойчивость, дисциплинированность. Эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Шестой критерий – психологический комфорт на уроке.

Это важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто находится на уроке, будь то педагог  или ребёнок.  А в целом из всех показателей оценки урока главным следует считать самочувствие в ней человека. Урок хорош, если на нём хорошо и учителю и ученику.

 

Список литературы

1. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

  2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

"Мотивация учебной деятельности школьников"

Мотив – источник деятельности любого человека. Мотив -  «энергетическая батарейка» личности. От его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей ...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...