Деятельностный подход в начальной школе
статья по теме

Пирогова Ольга Ивановна

Выступление по теме: "Деятельностный подход в начальной школе" на районном семинаре "Школа педагогического мастерства" для учителей начальных классов  после проведения открытого урока математики в1 классе. ФГОС второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готовых знаний от учителя ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_nachalnoy_shkole.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Выступление на районном семинаре «Школа педагогического мастерства»

 по теме:

«Деятельностный подход в начальной школе»

Учитель первой квалификационной категории:

Пирогова Ольга Ивановна

п. Богородское

Сергиево-Посадского района

Московской области

2012 год

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

Что же он означает?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В технологии деятельностного подхода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать тему урока. Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).

2.     Подводящий к теме диалог

3.     Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение мнения и проверка.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников.

Урок математики в 1 классе я построила  в технологии деятельностного метода.  На данном уроке исследования дети в ходе сотрудничества совместно с учителем «открывают» новое знание, выводят правило перестановки слагаемых. Этому способствует доброжелательная атмосфера в классе, настрой детей на деятельность, «дух открытий», поддержание ощущения успешности, создание возможности на уроке высказать свое мнение, выдвинуть свое предположение. Знания, добытые учащимися на уроке, имеют практическую направленность.

На  уроке  организуется  освоение учащимися универсальных  учебных  действий  таких как:

- личностные – установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим;  

-  осознание важности каждого урока в школе;

- регулятивные -  установка на воспитание волевой саморегуляции;

- осуществление  контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- умение давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;

- коммуникативные – умение выполнять различные роли на уроке: ученика и учителя; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, в группе;

 - познавательные – умение анализировать, сравнивать;

- умение использовать различные источники информации ( в данном случае – учебник), ориентироваться в учебнике

Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания (на этапах первичного закрепления и самостоятельной работы)       

   Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Современная школа требует, чтобы у младшего школьника была сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах. Уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."

Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...

Системно - деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...